Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:48, контрольная работа
Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее. Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важнейшим функциям относятся разрешение споров между членами ЕС, контроль за законностью деятельности органов Союза и государств-членов, обеспечение выполнения права ЕС и его единообразного толкования, защита прав и интересов физических и юридических лиц.
Введение
Суд Европейского союза — институт судебной власти Европейского союза, который был основан в 1952 году и назывался Суд Европейского объединения угля и стали (с 1958-го — Суд Европейских сообществ). С вступлением в силу Лиссабонского договора суд в 2009 году поменял название на текущее.
Суд Европейского Союза обозначает всю судебную систему ЕС в совокупности и включает:
Внутренняя организация Суда включает 3 основных элемента:
1. Председатель. Избирается самими судьями тайным голосованием на 3 года. Председатель осуществляет руководство деятельностью Суда, в частности созывает пленарные заседания; председательствует на них, распределяет дела между палатами Суда, может приостанавливать производство по делу и др.
2. Первый генеральный адвокат. Срок полномочий — 1 год. Основной задачей этого должностного лица является распределение поступающих дел между отдельными членами.
3. Пленум и палаты. В целях увеличения оперативности в разрешении поступающих дел в рамках Суда создаются подразделения — палаты. Важнейшие дела разрешаются Судом на пленарных заседаниях.
Суд также имеет своего секретаря и аппарат.
1. Теория вопроса
Суд Европейского Союза выполняет три основные функции:
-Обеспечивает беспристрастное,
-Играет роль арбитра в
-Обеспечивает единообразное
В состав Суда входят 15 судей. В Договоре ничего не говорится об их национальности. Поэтому теоретически членом Суда ЕС может быть и гражданин третьей страны. Однако на практике судьи назначаются с общего согласия государств-членов по одному от каждого государства. Число судей обязательно должно быть нечетным, для того чтобы обеспечивалось принятие решений большинством голосов. Поэтому если число государств-членов является четным, дополнительно назначается еще один судья.
Договором устанавливается, что Суд, как правило, заседает в полном составе. Однако он может создавать палаты из своих членов по три, пять или семь судей в каждой для проведения ряда предварительных мероприятий по подготовке судебного разбирательства или рассмотрения некоторых категорий дел в соответствии со специально разработанной для этих случаев процедурой.
Суду оказывают содействие девять юридических советников (или, как их еще называют, генеральных адвокатов). По сложившейся негласной традиции четыре юридических советника назначаются Германией, Францией, Великобританией и Италией, а остальные являются гражданами других государств-членов. Порядок назначения и освобождения от должности, служебное положение и вознаграждение юридических советников соответствуют уровню членов Суда ЕС.
Функция юридического советника состоит в том, чтобы, изучив вместе со своим юридическим секретарем дело поступившее на рассмотрение Суда, подготовить полностью беспристрастное, независимое и мотивированное заключение. В судебном заседании после выступления сторон юридический советник представляет свое заключение. Оно не является обязательным для Суда, но судьи, естественно, чрезвычайно внимательно относятся к мнению юридического советника.
Члены Суда и юридические советники назначаются сроком на шесть лет «из числа независимых лиц с безупречной репутацией, которые обладают квалификацией, необходимой для назначения на высшие судебные должности в их странах, или являются юридическими экспертами высокой и общепризнанной квалификации» . Каждые три года состав судей и юридических советников обновляется наполовину. При' этом допускается повторное назначение должностных лиц, полномочия которых истекли. Председатель Суда избирается судьями из своего состава сроком на три года.
Порядок работы Суда способствует укреплению его независимости. Решения Суда имеют форму единого акта — оглашение особых мнений отдельных судей не практикуется. Каждый из судей присягает хранить тайну судебных совещаний. Поэтому то, как голосовали отдельные судьи, остается неизвестным.
Характерная черта Суда ЕС заключается в том, что он является судом первой и последней инстанции: его решения носят окончательный характер и не подлежат обжалованию. Это, естественно, налагает особую ответственность на его членов.
В 1989 г. в соответствии
с Единым европейским актом
при Суде ЕС был создан Суд
первой инстанции. Цель этого
шага состояла в том, чтобы
уменьшить число дел,
Ниццский договор существенно расширил полномочия Суда первой инстанции. После того как соответствующие Положения-Договора вступят в силу, Суд первой инстанции будет уполномочен рассматривать все иски, которые подаются в соответствии со статьями 230 (иски об отмене), 232 (иски о бездействии), 235 (иски о возмещении ущерба), 236 (споры между Сообществом и «го служащими) и 238 (арбитражная оговорка), за исключением тех дел, которые согласно Уставу должны рассматриваться Судом ЕС. Суд первой инстанции получит также право решать некоторые вопросы в преюдициальном порядке.
В состав Суда первой
инстанции входят 15 судей. Суд
может заседать в полном
Решения Суда первой инстанции могут быть обжалованы в Суде ЕС. Основания апелляции ограничены: отсутствие компетенции, процессуальные нарушения, нарушения права сообществ. Апелляции могут быть поданы либо стороной в процессе, либо государством-членом или институтом Сообщества, даже если они не являются стороной в процессе, но считают, что решение Суда первой инстанции прямо ущемляет их интересы. В случае, если Суд ЕС принимает апелляцию, он может либо сам вынести решение, либо вернуть дело в Суд первой инстанции на новое рассмотрение (в этом случае новое решение Суда первой инстанции является окончательным).
В Суд ЕС (включая и Суд первой инстанции) могут обращаться национальные суды, граждане и частные компании, государства- члены и институты Сообщества. Существуют следующие основные типы обращений:
-Просьба о рассмотрении дела в преюдициальном порядке.
-Прямой иск
-Апелляция в отношении,
-Иск по обеспечению
-Просьба дать заключение по
вопросу, относящемуся к
С просьбами о рассмотрении дел в преюдициальном порядке, как уже отмечалось, могут обращаться лишь национальные суды. Такая необходимость возникает, если иск, поданный в национальный суд, по мнению суда, затрагивает право сообществ. Перед Судом ЕС могут быть поставлены вопросы трех типов: толкование норм права сообществ, влияние этих норм на национальную правовую систему или же легитимность того или иного акта Сообщества. О результатах рассмотрения Суд ЕС сообщает в соответствующий национальный суд. Мнение Суда ЕС является обязательным: Однако Он не выносит решения по данному иску — решение принимается судом, в который данный иск подан. Мнение Суда ЕС «принимается национальным судом как общая норма правам в соответствии с которой он разрешается находящийся на рассмотрении спор.
Прямые иски классифицируются в первую очередь в зависимости от того, кто выступает в качестве ответчика — Сообщество или государства-члены. Существует множество причин, по которым возбуждается иски против Сообщества. Это; во-первых, иски о рассмотрении дел в порядке судебного надзора; имеющие своей целью либо аннулировать акт Сообщества, либо обязать институт Сообщества принять акт, который не был принят им ранее (иски об отмене или в связи с бездействием). Такого рода иски могут подаваться одним из государств-членов, другим институтом Сообщества или (в некоторых случаях) частным лицом или фирмой. Во-вторых, это иски о возмещении ущерба при недоговорной ответственности. В-третьих, это иски в связи с контрактами, предъявленные частными лицами или компаниями. Иски, поданные частными лицами или компаниями, как правило, рассматриваются в Суде первой инстанции.
Иски по обеспечению принудительного исполнения подаются против государств-членов в случае, если они предположительно нарушили право сообществ. По Договору в качестве истца может выступать Либо Комиссия, либо одно из государств-членов. На практике такого рода иски почти всегда предъявляются Комиссией.
Иногда институты Сообщества или государства-члены обращаются в Суд ЕС с просьбой дать рекомендательное заключение относительно толкования или применения норм права сообществ или соответствия этим нормам тех: или иных проектов актов или договоров. Хотя постановления Суда, которые принимаются в связи с такого рода обращениями, носят рекомендательный характер, они имеют вполне определенные юридические последствия. Например, если, по мнению Суда, положения заключенного Сообществом договора противоречат праву сообществ, он может вступить в силу лишь при условии изменения соответствующих правовых норм.
Основополагающие договоры предоставляют Суду ЕС довольно ограниченную юрисдикцию. Однако с момента своего создания Суд ЕС расширительно толковал свои полномочия. Исходя из общего интереса Сообщества, он стремился своими специфическими средствами всемерно содействовать развитию европейской интеграции.
Его усилия шли в трех основных направлениях:
-укрепление Сообщества, в первую очередь его наднационального начала;
-расширение сферы и повышение эффективности права сообществ;
-расширение полномочий Интеграционных институтов.
В русле этой деятельности Суд ЕС вышел далеко за пределы своей компетенции, установленной Договором. С этим молчаливо согласились институты сообществ и государства-члены. В результате параллельно с политическим шел юридический процесс развития интеграции, основные вехи которого наложили глубокий отпечаток на историю Европейского, сообщества и Европейского Союза.
2. Состояние
Суд ЕС наделен весьма широкой компетенцией. К важнейшим функциям относятся разрешение споров между членами ЕС, контроль за законностью деятельности органов Союза и государств-членов, обеспечение выполнения права ЕС и его единообразного толкования, защита прав и интересов физических и юридических лиц.
Значение Суда не ограничивается только принятием правоприменительных актов. Его огромная заслуга — формулирование основных принципов и концепции построения правовой системы ЕС, которые не нашли отражения в учредительных документах. Важнейшие из них, сформулированные в решениях Суда разных лет, следующие. Право ЕС имеет прямое действие на территории государств-членов и верховенство над их национальным правом. Его нормы непосредственно интегрированы в правопорядки стран-членов. Оно может создавать права и обязанности непосредственно для физических и юридических лиц, признаваемые внутригосударственными судами. Предоставление Сообществу прав и полномочий в соответствии с Договором влечет за собой не подлежащее пересмотру ограничение суверенных прав государств, которое не может быть юридически оспорено ссылками на внутреннее право. Национальные суды обязаны квалифицировать как недействительные положения внутреннего права, противоречащие праву ЕС.
Наконец, Суд сделал вывод, что право ЕС есть новый правопорядок международного права: последнее основано на идее сотрудничества, следовательно, является координационным по своей природе, тогда как право ЕС направлено на развитие и углубление интеграции и имеет в большей мере субординационный характер. Международное право в основном договорное, а право Сообщества развивается в значительной степени органами ЕС.
3. Мнение
Суд европейских сообществ представляет собой один из наиболее важных и влиятельных институтов интеграции. На фоне Европейского совета, Совета, Комиссии и Ев-ропарламента он может казаться несколько аполитичным, сугубо профессиональным, юридическим органом. Относительная медлительность судебного разбирательства, его усложненность обусловливают меньший интерес, проявляемый к Суду средствами массовой информации, как правило, следящими за «злобой дня». Тем не менее его роль в жизни сообществ, в том числе в решении принципиальных вопросов их развития, очень весома. Если попытаться кратко определить назначение Суда в институционной системе, то можно назвать его главным правоохранительным органом, стоящим на страже устоев интеграции и одновременно развивающим право сообществ. История показала, что если бы у сообществ не было Суда, они вообще могли бы не состояться в их нынешнем виде, а значит интеграция не достигла бы таких высот.