Административное управление государственной и муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 22:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение административного управления государственной и муниципальной собственностью.
В соответствии с целью. Необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие муниципальной и государственной собственности;
- изучить управления и распоряжение государственной и муниципальной собственностью.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие муниципальной и государственной собственности 5
2. Управление и распоряжение муниципальным и государственным имуществом 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Содержание (1).doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

Особенностью института  государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.

 

2. Управление и распоряжение муниципальным и государственным имуществом

 

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с  Уставом муниципального образования.

После оформления права  муниципальной собственности органы местного самоуправления получают право  владеть, пользоваться и распоряжаться  муниципальным имуществом от имени  муниципального образования как  субъекта гражданского права.

Уполномоченные муниципальные органы на материальной базе муниципального имущества учреждают, преобразуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения, назначают и освобождают от должности их руководителей (в соответствии с трудовым законодательством), вступают в договорные отношения с другими субъектами гражданского права, осуществляют имущественные сделки.

Указанные правоотношения (кроме приватизации муниципального имущества) регулируются ГК РФ.

Собственником муниципального имущества является муниципальное образование как субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования.

Как всякий ответственный  собственник, муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:

  • использование муниципального имущества в качестве инструмента экономического развития территории;
  • использование имущества по целевому назначению с извлечением максимальной социальной и/или коммерческой пользы;
  • поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;
  • эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социальной и/или коммерческой пользы;
  • приобретение (или создание) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности.

Имущественная политика реализуется через местные нормативно-правовые акты, например «Порядок управления и  распоряжения муниципальной собственностью».

Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д. Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации. В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивиденд ной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы. Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др. Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления.

 Важнейшим критерием  является соблюдение интересов  хозяйствующих субъектов, а также  обеспечение общенациональной экономической  безопасности. Управление государственной  собственностью — одна из сложных общенациональных проблем и требует к себе самого серьезного отношения. Оно не может сводиться к поспешной "шоковой" приватизации или стихийной национализации. Отрицательные экономические результаты таких действий не требуют особых доказательств. Процесс управления государственной собственностью не редко ограничивается лишь фрагментарными формальными мероприятиями по распоряжению собственностью и пока малоэффективным контролем за использованием государственного имущества в соответствии с его назначением. Стратегическая цель управления государственной собственностью — организация ее эффективного использования и воспроизводства в оптимальных размерах на инновационной основе. Она еще не достигнута в полном объеме. Разработка и реализация стратегии управления государственной собственностью должны осуществляться на базе научно-обоснованной методологии. Формирование и реализация научно-обоснованной стратегии управления государственной собственностью требуют учета и соблюдения основополагающих исходных положений.

Управление государственной  собственностью означает прежде всего  управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства  в необходимом масштабе и качестве. Это одна из специфических форм современного менеджмента. Поэтому его сущность и содержание обусловлены родовыми признаками и функциями общего менеджмента, с од ной стороны, и спецификой государственной собственности как объекта управления — с другой. Следовательно, государство как собственник и стратегический менеджер посредством соответствующих институтов и рычагов обязано выполнять все функции менеджмента государственной собственностью: прогнозирование, планирование, организацию, стимулирование, управление персоналом, координацию. Необходимо также учитывать не только различия, но и взаимосвязь между управлением государственной собственностью и управлением хозяйственной деятельностью вообще. Важно глубоко понимать место и роль государственной собственности в общей системе отношений собственности. Они должны определяться с учетом специфики современного периода развития России и особенностей российской модели смешанной экономики.

Одна из особенностей управления государственной собственностью состоит в необходимости органического  сочетания экономических и административных форм и методов. К тому же во многих случаях по сравнению с отраслевым более эффективен межотраслевой подход к управлению собственностью государственных структур (предприятий и объединений). Он основан на использовании продуктовой структуры управления, так как конечный продукт диверсификационных комплексов теряет отраслевую принадлежность. Эти и другие ключевые моменты методологического подхода и анализ опыта управления государственной собственностью в условиях смешанной экономики позволяют дать следующее определение данной экономической категории.

Управление государственной  собственностью есть система организационно-экономических  отношений между ее различными субъектами и менеджерами по поводу обеспечения  воспроизводства, эффективного использования и трансформации ее объектов посредством экономического механизма смешанной экономики с целью реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

 

Заключение

 

В Российской Федерации  признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В п. 1 ст. 214 ГК рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ.

В п. 4 ст. 214 ГК определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Муниципальная собственность  представляет собой отдельную форму  собственности, существующую параллельно  с государственной. По своему характеру  и юридической природе право муниципальной собственности находится в одном ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы.

 

Список использованной литературы

 

  1. Винницкий А. В. Управление государственной собственностью на современном этапе: вопросы доктрины и законодательного регулирования / А. В. Винницкий / / Право и политика. - 2010. - N 11. - С. 1909-1918
  2. Девятов С.А. Управление муниципальной собственностью: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. – 292 с.
  3. Дерюгина Т. В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения / Т. В. Дерюгина / / Российская юстиция. - 2008. - N 6. - С. 57-59
  4. Мишина С. В. Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления / С. В. Мишина / / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - N 19. - С. 19-24
  5. Мишина С. В. Муниципальная собственность: особенности и проблемы формирования / С. В. Мишина / / Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2011. - N 18. - С. 17-22
  6. Рогожина О. Д. Управление государственной собственностью. Правовые аспекты / О. Д. Рогожина / / Закон и право. - 2006. - N9. - С. 61-62
  7. Управление государственной собственностью : учебник для вузов / В. И. Кошкин, [и др.], ред. В. И. Кошкин . - Изд. расшир. и доп . - М. : ЭКМОС , 2002. - 662 с.



Информация о работе Административное управление государственной и муниципальной собственностью