Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 01:05, реферат
Устав муниципального образования является основным комплексным нормативным правовым актом для каждого муниципального образования и составляет правовую основу местного самоуправления. Все акты, которые издаются органами и должностными лицами местного самоуправления должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу муниципального образования. Уставом муниципального образования регламентируется деятельность органов местного самоуправления.
6
Актуальные проблемы государственной регистрации уставов муниципальных образований
Устав муниципального образования является основным комплексным нормативным правовым актом для каждого муниципального образования и составляет правовую основу местного самоуправления. Все акты, которые издаются органами и должностными лицами местного самоуправления должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и региональному законодательству, но и уставу муниципального образования. Уставом муниципального образования регламентируется деятельность органов местного самоуправления.
На территории Орловской области образовано 267 муниципальных образований (3 городских округа, 24 муниципальных района, 17 городских поселений и 223 сельских поселения).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Орловской области осуществляет государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
Данная процедура является важным механизмом обеспечения единства правового пространства и включает в себя проверку устава муниципального образования на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным и региональным нормативным правовым актам.
В рамках реформы местного самоуправления, заложенной Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставы муниципальных образований области были зарегистрированы Управлением в 2005 году. Однако с момента принятия данный Федеральный закон претерпел существенные изменения, так, в него было внесено около 50 изменений, обусловленных как реалиями жизни, так и продолжающейся реформой местного самоуправления. Корректировке подверглись более половины статей Федерального закона. Также существенно изменилось бюджетное законодательство, законодательство о муниципальной службе, постоянно совершенствуется избирательное законодательство и т.д.
Работа по приведению уставов в соответствие с действующим законодательством является кропотливой и требует от органов местного самоуправления немалых усилий. Однако планомерно и активно такая работа во многих муниципальных образованиях не ведется. Как следствие, уставы большинства муниципальных образований области периодически в той или иной степени содержат положения, не соответствующие федеральному и региональному законодательству.
Представители муниципальных образований при подготовке документов для государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы сталкиваются с определенными проблемами и допускают типичные ошибки.
Основной проблемой является постоянная динамика федерального законодательства. Так, только в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2011 году внесено 3 изменения. В уставах муниципальных образований находит отражение и другие отрасли права, законодательство в которых также периодически меняется.
Представители муниципальных образований не имеют возможности отслеживать и анализировать вносимые в федеральное законодательство изменения. Отсюда возникает проблема несвоевременного внесения необходимых изменений или принятие соответствующего решения с опозданием, когда вносимые изменения потеряли свою актуальность, потому как соответствующие нормы в федеральном законодательстве были изменены.
Во-вторых, частым нарушением при представлении пакета документов на государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований является использование печати с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Однако в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации (часть 3 статьи 7).
Указом Президента Российской Федерации от 29.12.2008 № 1873
Таким образом, при оформлении документов, представляемых на государственную регистрацию в Управление, использование печатей с изображением Государственного герба Российской Федерации недопустимо.
В-третьих, грубым нарушением при принятии устава и муниципального правового акта о внесении изменений в устав, является несоблюдение установленного 30-дневного срока для опубликования (обнародования) проекта устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003
Одновременно с опубликованием (обнародованием) проекта должен быть опубликован (обнародован) установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту указанного устава, муниципального правового акта, а также порядок участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Кроме того, на публичные слушания не выносятся проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Таким образом, проекты муниципальных правовых актов о внесении любых изменений и дополнений в устав муниципального образования, не связанных с вопросами местного значения и полномочиями по их решению, в том числе направленные на приведение положений устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами подлежат обязательному вынесению на публичные слушания.
Важно отметить, что несоблюдение порядка принятия устава и муниципального правового акта о внесении изменений в устав является основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав.
В-четвертых, достаточно распространенным на практике является нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в части несоблюдения главами муниципальных образований 15-дневного срока представления решения о внесении изменений в устав муниципального образования в орган юстиции. Встречаются случаи, когда главы муниципальных образований представляют документы для государственной регистрации по истечении 2 – 4 месяцев после принятия решения представительным органом.
В-пятых, муниципальные образования зачастую направляют для государственной регистрации документы, оформленные ненадлежащим образом и содержащие юридико-технические ошибки. Так, документы предоставляются в одном экземпляре, в непрошитом виде или без магнитного носителя. Кроме того, муниципальные правовые акты содержат ошибки юридико-технического характера: неверное название акта, дублирование норм, неверное указание номеров статей.
В-шестых, в связи с требованиями части 8 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и согласно статье 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
Ввиду того, что отдельными главами муниципальных образований часто не предоставляются сведения об опубликовании (обнародовании) муниципального правового акта после государственной регистрации в установленные законодательством сроки, Управлением ежемесячно направляются соответствующие письма в прокуратуру Орловской области для принятия мер прокурорского реагирования в отношении данных муниципальных образований. В связи с чем, количество муниципальных образований, не предоставивших сведения об опубликовании (обнародовании), постепенно сокращается.
Вышеперечисленные проблемы и ошибки постоянно обобщаются сотрудниками Управления в целях разъяснения их представителям муниципальных образований на семинарах и рабочих группах. Соответствующий послужил основанием для проведения Управлением в 2010 году социологического исследования, целью которого являлось выявление причин возникновения трудностей при подготовке и представлении документов для государственной регистрации изменений в устав представителями муниципальных образований Орловской области, и разработка комплекса мероприятий, направленных на их устранение, определился круг основных проблемных моментов.
Одной из центральных проблем, выявленных по результатам данного исследования, явилось отсутствие у большинства специалистов сельских поселений, занимающихся подготовкой изменений в устав, юридического образования. Отсутствие информационно-правовых систем и возможности выхода в сеть «Интернет» также создает для большинства представителей сельских поселений трудности в применении нормативных правовых актов, а также своевременном получении сведений об их изменении.
По мнению представителей большинства муниципальных образований внесение изменений в устав финансово обременительно для местного бюджета. Как отмечают опрошенные, в процессе принятия муниципального правового акта, согласно федеральному законодательству, требуется официальное опубликование его проекта, результатов публичных слушаний, а также опубликование муниципальных правовых актов после государственной регистрации. Кроме того, представление документов для государственной регистрации влечет определенные транспортные расходы, связанные с поездками в г. Орел.
Наряду с вышеперечисленными, представители муниципальных образований отмечают следующие проблемы:
- многие изменения законодательства являются техническими и не влияют на работу органов местного самоуправления;
- процедура внесения изменений в устав довольно длительная и сложная;
- отсутствие информации и разъяснений, в том числе по изменениям законодательства;
- сессии представительных органов местного самоуправления созываются раз в квартал, а изменения в законодательство вносятся чаще;
- соблюдение правил юридической техники является затруднительным, а также технически сложно поддержание устава в актуальной редакции.
Анализ вышеуказанных проблем позволил вывести работу Управления в сфере обеспечения соответствия уставов муниципальных образований действующему законодательству на качественно новый уровень. Так, в целях минимизации финансовых затрат органов местного самоуправления при принятии муниципального правового акта, Управление рекомендовало закрепить в уставах положения, позволяющие обнародовать проект муниципального правового акта, результаты публичных слушаний, а также обнародование муниципального правового акта после его государственной регистрации. Данные положения включены в модельные уставы. Кроме того, многие муниципальные образования закрепляют в уставе нормы о размещении муниципальных правовых актов и их проектов на официальном интернет-сайте.
В настоящее время Управление проводит планомерную работу по устранению ошибок и решению проблем, которые возникают при подготовке документов для государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы.