Аминистративное правонарушение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 22:41, контрольная работа

Описание работы

Источники муниципального права в Российской Федерации разделяются на три уровня, основной из которых – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция.
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России.

Файлы: 1 файл

Муницип.право!.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

1. Общая характеристика  источников муниципального  права.

1.1 Источники муниципального  права на федеральном  уровне.

    Источники муниципального права в Российской Федерации разделяются на три  уровня, основной из которых – федеральный  уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция.

    Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции  РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

    Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии осуществления местного самоуправления.[1] Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ.

Гл. 8 Конституции  РФ полностью посвящена организации  местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются  основные формы и способы осуществления  местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов.

В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что  местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. 

В ст. 131 фиксируются гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления.[2] К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.

В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых  органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения.

 В ст. 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах.

После Конституции, второе место занимают Федеральные законы Российской Федерации, в которых содержатся нормы, регулирующие местное самоуправление.

Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный  Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.

    В Федеральном законе о местном  самоуправлении 2003 г. значительно изменена концепция местного самоуправления. В наибольшей степени претерпели изменения территориальные основы местного самоуправления. Так, например, Федеральный Закон о местном  самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую модель местного самоуправления, кроме того, не допускал различий между муниципальными образованиями и не дифференцировал их полномочий. Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом территории городских и сельских поселений входят в состав территорий муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление.

В результате реформы вместо примерно 12000 муниципальных  образований, сформированных в соответствии с Федеральным Законом о местном  самоуправлении 1995 г., их возникло около 24000.[3]

    Особенность Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. заключается и в том, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое нововведение является положительным фактором. Оно призвано исправить существующую в настоящее время ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов.

Важным  является также то, что различные  муниципальные образования будут  иметь разные доходные источники, определяемые в зависимости от их потребностей. Это полностью соответствует принципу проводимой административной реформы: «деньги следуют за полномочиями». [4]

    Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. также предусматривает особенности  осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях.

Существенным  изменениям подверглись и организационные  основы местного самоуправления. Если Федеральным законом о местном самоуправлении 1995 г. допускалось существование десятков возможных схем организации муниципальной власти, то ныне действующий закон ограничивает возможности муниципальных образований в данной сфере. Так, например, закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. 

    В связи с этим можно отметить, что  Федеральный Закон о местном  самоуправлении 2003 г. фактически не соответствует названию «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку закрепляет не «общие принципы», а по сути, все вопросы организации местного самоуправления.

Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы, определяющей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

    В то же время нельзя не отметить, что  рассматриваемый закон получает не только положительные отклики, но и отрицательные. Так, например, отдельные  его аспекты вызывали серьезные  споры еще на этапе разработки. В первую очередь они касались увеличения возможности государственных органов и должностных лиц вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления и даже напрямую подменять их. Многие положения рассматриваемого закона существенно ограничивают самостоятельность местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. Неоднозначно оценивались и оцениваются вводимые данным законодательным актом механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Изначально  было предусмотрено, что Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. должен вступить в силу с 1 января 2006 г. Однако впоследствии Государственная Дума сразу в трех чтениях приняла поправку к закону, согласно которой переходный период ввода реформы в действие продлевается до 1 января 2009 г. Важно отметить, что принятая поправка не носит императивного характера. Это означает, что субъекты РФ, которые уже готовы к реформе, могут своими законами осуществить ее раньше.[5]

    С момента вступления в силу Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. утрачивают силу еще два федеральных законодательных акта, регулирующих организацию местного самоуправления: Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Первый из них с 1995 г. действует частично: после принятия Федерального Закона о местном самоуправлении 1995 г. силу сохранили его ст. 49—76 (закрепляющие полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления) и ст. 80—86 (регулирующие вопросы организации территориального общественного самоуправления). Второй — развивает положения Закона о местном самоуправлении 1995 г. о финансовой деятельности органов местного самоуправления.

В развитие Федерального закона о местном самоуправлении 1995 г. также были приняты следующие  федеральные законы: «Об основах  муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (на данный момент это закон отменен, так  как вступил в силу новый Федеральный закон «О муниципальной службе» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ); «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ; «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.

Непосредственно в развитие Федерального Закона о  местном самоуправлении 2003 г. приняты  следующие федеральные законы: «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ; «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

    Следует иметь в виду, что полномочия органов  местного самоуправления в различных сферах общественной жизни содержатся во многих отраслевых законодательных актах, в том числе и кодифицированного характера. Так, полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере закреплены в ЗК РФ[6], полномочия в сфере образования — в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1; в сфере гражданской обороны — в Федеральном Законе «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; в сфере охраны атмосферного воздуха — в Федеральном Законе «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ и т.д.

На федеральном  уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и другими нормативными актами. Так, например, обе палаты Федерального Собрания РФ принимали постановления, затрагивающие вопросы организации  местного управления.[7] Наиболее известными являются Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1; Постановление Государственной Думы «О проекте Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в Российской Федерации”» от 10 июля 1996 г. № 528-ПГД.

Среди указов Президента РФ можно назвать  следующие: «О Конгрессе муниципальных  образований Российской Федерации» от 22 октября 1998 г. № 1281; «Об утверждении  Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. № 1370; «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» от 27 ноября 2003 г. № 1395; Письмо «Перечень поручений, направленных на реализацию Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 августа 2004 г. № Пр-1433.

    Правительством  РФ по вопросам местного самоуправления был также принят ряд постановлений, среди которых можно назвать  следующие: «О Федеральной программе  государственной поддержки местного самоуправления» от 27 декабря 1995 г. № 1251; «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» от 27 июня 1996 г. № 755; «О некоторых мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» от 17 июля 1996 г. № 871; «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 568 “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации”»; «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникают права собственности» от 4 марта 2002 г. № 140; «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» от 12 августа 2004 г. № 410; «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. и др.

Кроме того, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в  различных сферах урегулированы  в самых различных актах федеральных министерств и ведомств. 

1.2 Источники муниципального  права на региональном  уровне

Информация о работе Аминистративное правонарушение