Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 06:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проанализировать организацию ОАО Газпром» как систему и разобраться, что есть такое организация.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- охарактеризовать организацию как единую систему;
- раскрыть понятие организации её сущность и признаки.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Характеристика организации как системы……………………………………………..…….…5
1.1 Понятие и сущность организации…………………………………………………………5
1.2 Признаки и жизненный цикл организации……………………………………….………7
2 Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов……………...…………..…10
2.1 Понятие и условия возникновения самоорганизации……………………….…………10
2.2 Открытость самоорганизующихся систем………………………………………………11
2.3 Внутренняя и внешняя среда организаций………………………………………..….…13
3.Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия…….……………………………………………..………….19
3.1..Характеристика и особенности организационной структуры управления ОАО «Газпром………………………..……………………………………………………….19
3.2..Разработка стратегии организации и планов её реализации с позиции организационного взаимодействия…………………………………………….……………24
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников……...………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Характеристика организации
как системы……………………………………………..…….…
1.1 Понятие и
сущность организации…………………………
1.2 Признаки и жизненный
цикл организации……………………………………
2 Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов……………...…………..…10
2.1 Понятие и
условия возникновения
2.2 Открытость самоорганизующихся систем………………………………………………11
2.3 Внутренняя и внешняя среда
организаций………………………………………..….
3.Анализ состояния системы
управления организации ОАО «Газпром»
в рамках организационного взаимодействия…….…………………………………
3.1..Характеристика и особенности
организационной структуры управления
ОАО «Газпром………………………..……………………………
3.2..Разработка стратегии
организации и планов её реализации
с позиции организационного взаимодействия…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……...………………………………………
Введение
Организация в
менеджменте - это объединение людей,
совместно реализующих
Организация в широком смысле - это социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а в узком смысле - это объединение людей, реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.
В условиях хозяйствования организация как основное звено национальной экономики представляет собой сложную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Коммерческие, производственные организации, аккумулируя в своей структуре элементы различного происхождения — общественного, материального, информационного, отображают, по сути, сложную структуру народного хозяйства в целом.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Определяя сущность современного предприятия (организации) с системных позиций управления как сложную, многоаспектную, теория управления рассматривает предприятие как саморазвивающуюся систему, которая может с определенной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, адекватно изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала.
Эффективность реагирования
предприятия на изменение
Особое значение в рамках
функционирования организации приобретает
организационные
Целью данной курсовой работы является проанализировать организацию ОАО Газпром» как систему и разобраться, что есть такое организация.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- охарактеризовать организацию как единую систему;
- раскрыть понятие организации её сущность и признаки.
На примере всего этого я рассмотрю такую организацию как ОАО «Газпром». Проанализирую состояние системы управления организации, также раскрою некоторые особенности организационной структуры управления ОАО «Газпром».
Объектом исследования в данной курсовой работе является российская газодобывающая и газораспределительная компания ОАО «Газпром», эволюция ее деятельности, специфика функционирования и особенности организационной структуры управления.
Предмет исследования – система управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия.
Структура работы представлена: введением, тремя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников.
1.1 Понятие и сущность организации
Общество состоит из огромного количества различных организаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.
Организацию можно определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.
Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:
- наличие по крайней мере двух человек, которые считают себя членами этой организации;
- наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;
- наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей).
Абстрагируясь от отдельных, частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются входящие в нее люди, цели, для реализации которых она создана и существует, и управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации.
Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:
- получение ресурсов из внешнего окружения;
- изготовление продукции;
- передача ее во внешнюю среду[1].
Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.
Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, и прежде всего ее структуру. Управление осуществляет руководство функциональными процессами, протекающими в организации.
Деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управлению организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер.
Если существуют устоявшиеся границы организации и определено ее место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные формирования и т. д.).
По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию.
В основе функционирования организации лежит синергический эффект (В общем виде - вариант реакции системы на комбинированное воздействие двух или более органов, характеризующийся тем, что результат их совокупного, совместного действия превышает простую сумму результатов действий, осуществленных каждым органом в отдельности).
Применительно к организации он состоит в следующем. Потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и взаимодополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности.
Синергический эффект при этом образуется прежде всего за счет:
- разделения труда и специализации работников и подразделений;
- формирования организационной корпоративной культуры;
- обмена работниками профессиональным опытом и знаниями, лучшего их использования;
- лучшего использования и маневрирования объединенными материальными и финансовыми ресурсами;
- так называемой групповой компенсации индивидуальных неспособностей;
- подбора для каждого человека места работы и должности, соответствующей его личным и деловым качествам, лучшего использования знаний и профессиональных навыков каждого из них;
- соединения опыта, знаний и квалификации разных людей в одной организации (подразделении) и т. д.
Вместе с
тем объединение людей в
Однажды возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В ее рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.
Организация, в свою очередь, использует возможности объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценностей.
В идеале взаимоотношения между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той или иной стороны, когда либо организация низводит людей до положения «винтиков», либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым - организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.
1.2 Признаки и жизненный цикл организации
Важным признаком организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться общим требованиям, с которыми они могут быть внутренне и не согласны. Достижение целей организации возможно только при наличии некоторого "критического" числа участников, объединение сил и способностей которых приносит необходимые плоды.
Другим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в некоторой замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.
Важным свойством организации является саморазвитие, т. е. процесс самопроизвольного, без существенного влияния извне, перехода организации из одного состояния в другое, характеризующийся наличием качественных преобразований ее либо привнесением в нее качественно новых элементов, свойств или характеристик[3].
Можно рассматривать жизненный цикл организации. Наиболее распространенный вариант жизненного цикла организации включает следующие фазы:
Первая фаза - создание организации, становление ее. Цели организации при этом являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основные задачи - выход на рынок, максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.
Вторая фаза - рост организации. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Коммуникации и структура организации остаются в значительной мере неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов, демонстрируют высокие обязательства. Главная цель этой фазы жизнедеятельности организации - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства. Основная задача - захват части рынка.