Цели, структура и содержание непрерывного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 04:55, контрольная работа

Описание работы

Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренне связи явлений отражаются в нашем понятии опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность – обобщённую ориентацию в мире.
Мышление – психический процесс обобщённого и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.

Содержание работы

1. Мышление: определение, виды, свойства, операции, формы мышления 3
2. Цели, содержание, структура непрерывного образования 6
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

история обр.и пед.мысли.docx

— 22.19 Кб (Скачать файл)

Цели, структура  и содержание непрерывного образования

 

 

 

Содержание

 

1. Мышление: определение, виды, свойства, операции, формы мышления 3

2. Цели, содержание, структура непрерывного образования 6

Список литературы 11

 

 

 

1. Мышление: определение, виды, свойства, операции, формы мышления

 

Познавая и преобразуя мир, человек  выявляет устойчивые, закономерные связи  между явлениями. Закономерности, внутренне  связи явлений отражаются в нашем  понятии опосредованно – во внешних  признаках явлений человек распознаёт признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает  мир, рационально организует своё взаимодействие с ним. Он осуществляет мыслительную деятельность – обобщённую ориентацию в мире.

Мышление – психический процесс  обобщённого и опосредованного  отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретной ситуациях.

Мышление – продуктивно. Оно  представляет собой способность  ориентироваться в новых для  нас данных, способность понимать их. В элементарной форме понимание  появляется уже при узнавании  объектов, отнесении их к определённой категории. Понять что-либо – значит, включить новое в систему имеющихся  связей.

Мышление – это, прежде всего, осознание  и понимание не конкретных, а общих  свойств и закономерностей, которые  прямо, непосредственно человеку в  его опыте не даны. Их надо осмыслить, как бы вывести или вычленить. Следовательно, мышление – это психологический  процесс с открытием (возможно –  субъективно, то есть для мыслящего) нового знания решения проблем на основе переработки полученной информации.

Мыслительная деятельность – это система мыслительных действий, операций, направленное на решение определённой задачи.

Мышление тесно связано с  речью. Мысль формулируется с  помощью его речевого формулирования. Речь подразделяется на внутреннюю и  внешнюю. Внутренняя речь лишена фонации (звукопроизнесения): в ней используются специфические коды. Первоначально мысль зарождается в форме опорных речевых элементов.

Сформулировать мысль – значит обьективизировать её, облечь в обобщённые языковые значения. Отношения речи к мышлению – отношение формы  к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами всеобщих взаимосвязей.

Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.

Мышление подразделяется на: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.

Все виды мышления взаимосвязаны. В  процессе исторического развитии интеллект  человека первоначально формировался в ходе практической деятельности.

Генетически самый ранний вид мышления – практически-действенное мышление; определяющее значение в нём имеют  действия с предметами.

На основе практически-действенного манипуляционного мышления, возникает  наглядно-образное мышление. Для него характерно оперирование наглядным  образом в уме. Высшая ступень  мышления – отвлечённое, абстрактное  мышление. Но и здесь мышление сохраняет  связь с практикой.

Мышление отдельных людей так  же подразделяется на преимущественно  образное (художественное) и абстрактное (теоретическое). Но в процессе жизнедеятельности  у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид  мышления.

По содержанию выделяют практическую, научную и художественную мыслительную деятельность.

По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое – творческое решение нестандартных задач.

Все мыслительные акты совершаются  на основе взаимодействия анализа и  синтеза.

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга  мыслительных операций: сравнение - обобщение, абстракция – классификация –  конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющее  провести классификацию явлений  и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально  тождество и различие устанавливаются  как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется  с обобщением, вскрываются всё  более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания. На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам. Но познавательную подлинную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта  к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит  будущее, ориентируется в настоящем. Обобщение начинает возникать уже  при образовании представлений, но в полной форме воплощается  в понятии. При овладении понятиями  мы отвлекаемся от случайных признаков  и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарное обобщение осуществляется на основе сравнений, а высшая форма  обобщения – на основе вычисления существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.

В процессе абстрагирования человек  как бы очищает предмет от побочных признаков, затрудняющее его исследование в определённом направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и  абстракции осуществляется классификация  и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, в основании которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативных отношениях.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание  целостного объекта. Конкретизация  – высший этап познания объективного мира, теоретическое освоение действительности.

 

2. Цели, содержание, структура непрерывного образования

 

Идея непрерывного образования  занимает заметное место в ряду прогрессивных  идей культуры XX в. Общечеловеческая и  философская значимость этой идеи велика, так как смысл ее заключается  в том, чтобы обеспечить каждому  человеку постоянное развитие, совершенствование, творческое обновление на протяжении всей жизни, а значит, обеспечить процветание  всего общества. Именно поэтому государства  и сегодня ищут свою модель непрерывного образования. Первую разработку его  теоретических основ осуществили  П. Ленгранд, Э. Фор, Р. Даве, X. Гуммель, М.Д. Кареяли, Ф. Кумбс, Г. Коптаж.

Идея непрерывного образования  – детище XX в., но ее истоки можно  найти у древних философов  – Конфуция, Сократа, Аристотеля, Солона, Платона, Сенеки.

Непрерывное образование развивалось  как феномен практики и как  педагогическая концепция. Впервые  концептуально оформленная эта  идея была представлена на конференции  ЮНЕСКО в 1965 г. известным теоретиком непрерывного образования П. Ленграндом. На основании его сообщения были разработаны рекомендации по данному вопросу. В 1972 г. ЮНЕСКО предпринимает следующий шаг: слушается доклад комиссии, работавшей под руководством Э. Фора, на тему «Учиться, чтобы быть». С середины 1970-х гг. идея непрерывного образования находит поддержку почти во всех странах, становится основным принципом образовательных реформ.

Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Эта идея, осознанная обществом, становится системообразующим фактором непрерывного образования.

Непрерывным является образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому право и возможности реализации собственной программы его получения и пополнения в течение всей жизни.

Разработка теоретических основ  непрерывного образования актуализировала  возникновение отраслевых концепций  непрерывного образования. Одной из них стала концепция непрерывного педагогического образования. Появление  ее было вызвано деятельностью ЮНЕСКО, а также вниманием, проявленным  в 1980-е гг. государственными органами к данному вопросу. Идея непрерывного образования была заложена в «Основах законодательства СССР и союзных  республик о народном образовании» (1984) и в решениях съездов учителей, обсуждалась народными депутатами на сессиях и рассматривалась в печати. Она стала ключевой идеей реформы народного образования.

Разработкой концептуальных основ  непрерывного педагогического образования  в Советском Союзе занимались научные коллективы в Москве, Петербурге, Хабаровске, Пензе, Минске, Гродно. Одной  из первых была представлена Концепция  непрерывного педагогического образования, подготовленная группой ученых и  преподавателей Московского государственного педагогического института им. Ленина под руководством академика В.А. Сластенина. Данная Концепция, одобренная в 1989г. Государственным комитетом  СССР по народному образованию в  качестве модели-ориентира для вузов, предлагала общую парадигму педагогического  образования, выдвигала новые цели и задачи, рассматривала этапы (звенья) педагогической подготовки.

Основные  принципы и задачи непрерывного образования

В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие  принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации, самообразования. Этот принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности каждого человека. Человек рассматривается как цель общественного прогресса.

Принцип демократизма предполагает доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Он обеспечивает свободу перехода из одного учебного заведения в другое, ускоренное завершение обучения и повышения квалификации; означает равные права всех граждан, независимо от сословно-классовой принадлежности, национальных особенностей, состояния здоровья, на образование и развитие. Данный принцип предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательных учреждений, равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Принцип мобильности выражается в многообразии средств, способов, организационных форм системы непрерывного образования, их гибкости и готовности к быстрой перестройке в соответствии с изменяющимися потребностями производства, общества, человека. Он ориентирует на использование разных продуктивных методических систем и технологий.

Принцип опережения, опираясь на научное прогнозирование, требует более быстрого и гибкого развития, перестройки учебных заведений и учреждений системы непрерывного образования по отношению к нуждам общественной практики, мобильного обновления их деятельности. Этот принцип ориентирует на широкое и активное использование новых форм, методов, средств обучения и переподготовки специалистов, на включение новаторских подходов к этому процессу.

Принцип открытости системы непрерывного образования требует от учебных заведений расширения деятельности путем привлечения к обучению и повышению квалификации нетрадиционной аудитории, вольнослушателей. При этом возникает необходимость работать с разными возрастными слоями и группами населения, которые отличаются уровнем образования и профессиональной подготовки, отношением к образованию, жизненными устремлениями, что требует создания дополнительных факультетов, институтов, отделений, курсов по повышению образования и квалификации, проведения семинаров, клубных занятий выходного дня не только в учебном заведении, но и за его пределами, а также организации телевизионных и видеопрограмм. Открытость учебных заведений и образовательных систем обеспечивается наличием разнообразных по уровню, содержанию, направленности образовательно-воспитательных программ.

Принцип непрерывности образования является систематизирующим. Учебные заведения, работники образования и повышения квалификации, науки и производства должны пересмотреть взгляд на роль и место образования в жизни человека и общества. Необходимо преодолеть ориентацию на поверхностную «энциклопедичность» содержания, перегрузку информационным и фактологическим материалом. В содержании образования должны получить отражение проблемы развития общества, производства, науки, культуры. Образование должно быть устремлено в будущее. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому - «Знания через всю жизнь».

Предложенная система принципов  непрерывного образования не является исчерпывающей, со временем она будет  дополнена с учетом потребностей, новых поворотов в развитии образования.

Структура непрерывного образования

Отношения между элементами подсистемы основного образования строятся по принципу иерархии, каждое последующее  звено дает образование более  высокого уровня. В подсистеме дополнительного  образования звенья самостоятельны и независимы, существуют параллельно  друг другу. Дополнительное образование  не является образованием более высокого уровня по сравнению с основным

Информация о работе Цели, структура и содержание непрерывного образования