Финансовая основа местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 12:10, контрольная работа

Описание работы

В обеспечении единства страны и развития экономической реформы велика роль местного самоуправления. Его эффективности во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. В настоящее время большинство местных органов власти не имеет самостоятельного с экономической точки зрения бюджета, а значит, не располагают возможностями действенно осуществлять свои полномочия.
Важнейшим источником бюджетных доходов являются налоги. В России уже более десяти лет действует новая система налогообложения. Она была введена в переходный период, но, тем не менее, можно говорить о том, что удалось добиться нормативного обеспечения налоговой системы.

Содержание работы

Введение 3
Местные налоги 4
Местный бюджет 8
Заключение 17

Файлы: 1 файл

к.р.мун право.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Контингент дохода - сумма взимаемого на территории соответствующего муниципального образования конкретного вида налога либо иного платежа.

Средняя финансовая обеспеченность - сумма бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и иных средств, направляемых на содержание объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также на финансирование социально-экономического развития муниципального образования в расчете на одного жителя.

Основные характеристики бюджета: объем доходов бюджета; объем расходов бюджета, в том числе бюджета текущих расходов и бюджета развития; превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам; дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня; размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; перечень доходов и нормативы фиксированных долей доходов (в процентах), закрепляемых за бюджетами нижестоящего территориального уровня; оборотная кассовая наличность.

При составлении проекта бюджета, уточнении бюджета в ходе его исполнения органы муниципального образования в пределах своей компетенции вправе:

определять объем финансирования из своего бюджета мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующего муниципального образования в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

определять направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы с органами государственной власти или местного самоуправления иных административно-территориальных образований, на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов местного самоуправления и на другие цели;

увеличивать в пределах имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции и общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

определять в пределах имеющихся средств дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите;

образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и целевые фонды;

объединять на договорной основе средства своего бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения.

Отчет об исполнении бюджета и отчеты об использовании средств внебюджетных и валютного фондов составляются органами местного самоуправления. Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом исполнения доходов (в том числе по обеспечению уровня закрепленных доходов и расходования средств).

Государственные органы власти Федерации и ее субъектов в пределах своей компетенции утверждают для бюджетов муниципального образования дифференцированные или единые нормативы отчислений от регулирующих доходов. Дифференцированные и единые нормативы могут утверждаться одновременно по разным видам регулирующих доходов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся следующие виды доходов:

1) местные налоги и сборы 

2) налог на имущество с юридических  и физических лиц, налог на  имущество, переходящее в порядке  наследования и дарения;

3) государственная пошлина за  отдельные виды деятельности;

4) платежи за пользование недрами  и природными ресурсами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) налог с владельцев транспортных  средств;

6) около 5-10 процентов от налогооблагаемой  прибыли предприятий и организаций (планируемый муниципальный налог  на прибыль из части бюджета субъекта Федерации);

7) около 10-15 процентов от общей  суммы НДС по товарам отечественного  производства, за исключением драгметаллов  и драгкамней (планируемый муниципальный  налог);

8) около 50 процентов от подоходного  налога с физических лиц (планируемый муниципальный налог с физических лиц);

9) 100 процентов акцизов, взимаемых  на территории муниципального  образования (планируемый налог);

10) 100 процентов доходов от приватизации  и реализации муниципального  имущества и часть от реализации  государственного имущества в соответствии с государственной программой приватизации;

11) 100 процентов средств от сдачи  в аренду муниципального имущества  и земли, находящейся в муниципальной  собственности;

12) прочие налоги и сборы.

Расходы бюджетов, предусмотренные бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

В ходе исполнения бюджета орган местного самоуправления вправе принимать решения о внесении изменений по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.

Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее - свободные бюджетные средства), не подлежат изъятию органом субъекта Федерации.

Расходная часть минимального бюджета определяется:

а) суммой затрат, включаемых в бюджет текущих расходов, которые учитываются вышестоящими органами власти в расчетах к бюджету года, предшествующего планируемому (в сопоставимых условиях), с учетом увеличения (снижения) этих расходов, вызванного:

- согласованной с вышестоящим  органом власти суммой затрат  в связи с изменением состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию;

- решениями вышестоящих органов  власти об изменении социальных  и финансовых норм и нормативов;

- изменением индекса цен и  тарифов по расчетам вышестоящих  исполнительных органов власти, осуществляемым в установленном порядке;

б) минимально необходимой суммой затрат, включаемых в бюджет развития данного национально-государственного или административно-территориального образования.

Законодательством обеспечиваются гарантии гласности при принятии решений по вопросам, связанным с бюджетом, внебюджетными и валютным фондами.

Решения органов местного самоуправления об утверждении бюджета, об использовании средств внебюджетных и валютного фондов, об утверждении отчета об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов, а также решения по иным вопросам, касающимся формирования бюджета или указанных фондов, подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим органом местного самоуправления, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего субъекта Федерации и муниципального образования.

В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о не утверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета органы власти муниципального образования могут получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, а также в порядке, установленном органами власти субъекта Федерации, выпускать займы на инвестиционные цели на собственной территории.

Органы власти муниципального образования вправе получать краткосрочные кредиты коммерческих банков за счет их собственных ресурсов по решению представительного органа власти, в котором определяются приемлемые условия заключения соглашения исполнительного органа власти с банком о предоставлении и погашении кредита.

Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации. Вышестоящие органы власти не отвечают по долговым обязательствам нижестоящего органа власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Доходная часть минимального бюджета должна полностью покрывать указанные суммы затрат. В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов бюджетов сельсоветов, поселков, районных бюджетов районов в городах, городских бюджетов городов без районного деления, бюджетов городов (кроме городов Москвы и Санкт-Петербурга), районов органы местного самоуправления представляют в органы власти субъекта Федерации необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Для полного учета всех финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности муниципального образования его органы вправе составить территориальный сводный финансовый баланс. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, расположенные на соответствующей территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам органов местного самоуправления обязаны безвозмездно представлять им сведения, необходимые для составления этих балансов.

Государственные органы власти субъекта Федерации организуют работу по доведению до начала финансового года до органов местного самоуправления следующих данных:

- проектируемых нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов  и принятых в их расчет сумм  контингентов этих доходов;

- о дотациях и субвенциях, намечаемых  к предоставлению из республиканского  бюджета Российской Федерации и бюджета субъекта Федерации, и их целевом назначении;

- перечня и фиксированных долей (в процентах) доходов, закрепленных  за бюджетами разных уровней;

- перечня расходов, передаваемых  из республиканского бюджета  Российской Федерации и бюджета субъекта Федерации в бюджет местного самоуправления.

 

Заключение

До недавнего времени государственная налоговая система в основном рассматривалась с точки зрения количества и видов налогов, а так же источников зачисления налоговых доходов исходя их федерального построения финансовой системы. В 1994 г. Российская Федерация перешла к новой системе взаимоотношений федеральных и региональных бюджетов с соответствующим разделением прав и ответственности между различными уровнями власти. Но эта система в основном опирается на скорректированные запросы регионов, а не на реальную оценку их экономической обеспеченности, финансового состояние местных органов самоуправления. В результате осуществленное разграничение предметов введения и полномочий не решает полностью проблему сохранения единства и целостности Российского государства.

Важной государственной задачей является защита местных бюджетов от регионального налогового давления. Основная часть финансовых результатов, более 50%, сосредотачивается на уровне субъектов Федерации. При этом более 90% социальных федеральных программ финансируется из городских муниципальных и местных бюджетов. Практически полностью за счет этих бюджетов осуществляются программы жилищно-коммунального хозяйства. На уровне города формируется энергетическая политика в отношении промышленных предприятий, продовольственных закупок для населения, развития рыночной инфраструктуры. В таких условиях нельзя мирится с тем, сто муниципальный бюджет, как и прежде, остается бесправным филиалом бюджета субъекта Федерации. Как и раньше, спускаются "с верху" расходные нормативы, в результате чего по несколько раз в течение года изменяются нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов. В таких условиях трудно рассчитывать на стабильность местных бюджетов.

 

Список использованной литературы

Информация о работе Финансовая основа местного самоуправления