Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:45, контрольная работа
Часть 2 ст. 8 Конституции провозглашает признание и защиту различных форм собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень; речь идет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; он повторен в ч. 2 ст. 9 применительно к собственности на землю и другие природные ресурсы.
В строго юридическом смысле Конституция говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной, о чем прямо сказано в ч. 2 ст. 35) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам Российской Федерации) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная собственность может быть кооперативной, принадлежать профсоюзам, общественным организациям и т.д.
Содержание
Часть 2 ст. 8 Конституции
провозглашает признание и
В строго юридическом смысле Конституция говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной, о чем прямо сказано в ч. 2 ст. 35) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам Российской Федерации) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная собственность может быть кооперативной, принадлежать профсоюзам, общественным организациям и т.д.
Возможно и выделение форм собственности не по субъектам, а по объектам этого права. Так, ст. 9 и 36 Конституции говорят о собственности на природные ресурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов. Упомянутые в п. «к» ч. 1 ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная, горная (о недрах) отрасли законодательства органически связаны с соответствующими формами права собственности. По этой линии идет и новый ГК.
Важной, не всегда принимаемой во внимание
особенностью этого перечня является
вынесение частной
Особенностью ст. 8, а также ст. 9, 35, 36 является отсутствие в них, как и во всей Конституции России 1993 г., какого-либо общего определения понятия собственности.
Конституции и законы многих демократических государств в ХХ веке существенно обновили общую концепцию права собственности. К традиционным полномочиям владения, пользования и распоряжения объектами этого права (с отдельными, в виде исключения, ограничениями по закону) добавлены многочисленные социальные, экономические, здравоохранительные и т.п. ограничения и обязанности. Это выражается прежде всего термином "социальная функция собственности" или современным широким толкованием понятия "всеобщее благосостояние", включенного в Конституцию США 1787 г. в качестве одной из высших целей государства. В Основном законе ФРГ сказано (ч. 2 ст. 14): "Собственность обязывает. Использование ее должно одновременно служить общему благу". Из таких конституционных положений вытекают изменения в содержании права собственности, раскрываемые в современном трудовом, гражданском, земельном, административном и ином законодательстве и обобщаемые новыми конституционными положениями.
Отсутствие в Конституции
Общей характеристике права собственности посвящены ст. 209-212 ГК. В них изложена традиционная концепция права собственности, состоящего из трех названных свободно осуществляемых правомочий с многочисленными оговорками ("если иное не предусмотрено законом" и т.п.). Эти оговорки охватывают весь объем ограничений и обязанностей, входящих в современную концепцию права собственности. Но, по-видимому, это слишком традиционное выражение ее содержания недостаточно ясно выражает присущие ей принципиально новые социально справедливые и экономически эффективные черты, еще далеко не полностью воспринятые общественным сознанием. Может быть, на нынешнем этапе политических и экономических преобразований такое решение является оптимальным. Включение в Конституцию и законы России формул, обобщающих не только права, но и ограничения этих прав и обязанности собственников, осуществляемые под контролем государства, могло бы быть понято бюрократами как сохранение возможностей для их произвола, а частными лицами - как продолжение их бесправия в данной сфере.
Конституционное закрепление признания и защиты равным образом форм собственности нашло свое выражение в ряде законов и указов Президента Российской Федерации, обобщенных и развитых ГК, а также в развитии уголовного законодательства. Единая правовая охрана всех форм собственности заменила усиленную охрану государственной и фактически огосударствленной (колхозно-кооперативной и т.п.) собственности и ослабленную защиту личной собственности граждан. Последовательное осуществление этого равноправия форм собственности во многих отраслях законодательства остается важной задачей.
Статья 35 конкретизирует и детализирует более общие и абстрактные предписания ст. 8 о праве собственности, как одной из экономических и юридических основ конституционного строя России, применительно к одной группе субъектов этого права. Право частной собственности принадлежит частным лицам, то есть физическим лицам (гражданам индивидуально или совместно) и юридическим лицам (организациям, предприятиям). Речь идет прежде всего о гражданах России, о лицах, не имеющих российского гражданства, но в силу ч. 3 ст 62 Конституции пользующихся равными с гражданами Российской Федерации правами и несущих равные обязанности (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации), а также о юридических лицах, причем из ст. 8 Конституции о признании и защите равным образом всех форм собственности вытекает равенство физических и юридических лиц как участников частно-правовых имущественных отношений. Поэтому ст. 35 включена в состав определяющей права и свободы человека и гражданина гл. 2 Конституции.
В юридической и экономической
литературе термины "собственность",
"частная собственность" и т.п.
употребляются в различных
Ч. 1 ст. 35 имеет в виду право частного собственника на принадлежащее ему имущество и на его использование для экономической деятельности самим собственником или созданным им совместно с другими лицами объединением (предприятием). Это право охраняется законом, предусматривающим различные гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые, судебные и другие меры защиты. В их числе - и законная самозащита гражданских прав.
Нередко право частной собственности понимается только как индивидуальное право одного человека. Это неверно. Любое коллективное, кооперативное, семейное и т.п. право собственности - тоже частное.
Правовое регулирование отношений частной собственности в соответствии с Конституцией дано главным образом в уже принятых и действующих двух частях ГК Российской Федерации, а также в ряде законов СССР и РСФСР (по вопросам, например, наследственного права), которые должны быть заменены третьей частью ГК.
Первая и вторая части ГК, принятые в 1995 г. и вступившие в действие в 1996 г., содержат соответствующие Конституции Российской Федерации положения, подробно устанавливающие, в частности, статус физических и юридических лиц, а также положения о праве собственности, его приобретении, прекращении, осуществлении, защите и т.д.
Содержание права
Это важно иметь в виду, так как в тексте множества статей Конституции термины "каждый" или "никто", которыми начинаются соответственно ч. 2 и 3 ст. 35, относятся только к физическим лицам, т.е. к человеку и гражданину, как и вся гл. 2 Конституции.
Статья 250 УК РФ |
Статья 59 КоАП РСФСР |
Состав материальный, так как преступление считается оконченным только с момента наступления предусмотренных последствий. |
Состав формальный. Ст. 59 содержит несколько формальных составов административных правонарушений, различающихся по предмету, противоправности и объективной стороне. |
В качестве последствий статья предусматривает причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, смерть человека. |
Последствий не предусматривает |
Субъект преступления – любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Значит, субъект – общий. |
Субъект правонарушения – водопользователи – должностные лица предприятий и организаций, а также граждане, использующие водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деятельности. Значит, субъект – как общий, так и специальный. |
Субъективная сторона преступле |
Субъективная сторона |
Объективна сторона включает действие или бездействие, состоящее в загрязнении, засорении, истощении, ином изменении природных свойств вод, преступные последствия, причинную связь между ними. |
Объективная сторона проступка
выражается в действии или бездействии,
например, несоблюдении сроков контроля
за состоянием |
Юридико-технически статья является сложной, устанавливая признаки, образующие простой и квалифицированный составы загрязнения, выделяемые в зависимости от характера преступных последствий и места совершения преступления. Квалифицированные признаки в виде
места совершения преступления
– это совершение деяния в зоне |
Статья не содержит квалифицированные признаки. |
10 марта Титова была принята
на работу в банк экспедитором
на время отсутствия Козыревой,
Является ли Титова временным работником?
Каким актом регулируется труд временных работников?
Какое решение вынесет суд?
Акт регулирования – Указ Президиума ВС СССР от 24.09.74 N 311-IХ «Об условиях труда временных рабочих и служащих».
Временными рабочими и служащими признаются рабочие и служащие, принятые на работу на срок до двух месяцев, а для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняется их место работы (должность), - до четырех месяцев.
10 июля Титова была уволена, как следует из смысла задачи, в связи с восстановлением на работе Козыревой. Титова в соответствии со ст. 36 КзоТ вправе была требовать выплаты ей выходного пособия. Но Козырева, не выписавшись из больницы, не вышла на работу.
В соответствии с заключением Комитета Конституционного надзора СССР от 4 апреля 1991 г. N 20 ч. 1 ст. 10 Указа, отменяющая право на отпуск временным работникам, признана несоответствующей Конституции. Значит, Титова имеет право на отпуск.
В соответствии с п.11 Указа трудовой
договор с временными рабочими и
служащими считается
а) когда временный рабочий или служащий проработал соответственно свыше сроков, указанных в статье 1 Указа, и ни одна из сторон не потребовала прекращения трудовых отношений;
б) когда уволенный временный рабочий или служащий вновь принят на работу на то же предприятие, в учреждение, организацию после перерыва, не превышающего одной недели, если при этом срок его работы до и после перерыва в общей сложности соответственно превышает два или четыре месяца.
Значит, в данном случае Титова не считается временным работником со дня первоначального заключения трудового договора, так как перерыв в работе не превышал одной недели, а срок работы превышает 4 месяца.
Значит, к 25 декабря Титова не могла
быть уволена как временный