Формы непосредственного осуществления местного самоуправления. Функции и принципы местного самоуправления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление многофункционально. Оно является и естественной средой человеческой жизнедеятельности, и совокупностью прав человека, и формой организации жителей, и одним из уровней публичной власти.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

Особенности муниципальных выборов должны проистекать  как из масштабов события, которое  обычно имеет локальный характер, так и из сущности самого местного самоуправления как территориальной формы народовластия.

Организацией  муниципальных выборов могут  заниматься и муниципальные избирательные  комиссии,  и территориальные  избирательные комиссии. Избирательное  законодательство предусматривает  возможность организации муниципальных выборов без образования муниципальных избирательных комиссий.

В отличие  от федеральных и региональных выборов  на муниципальных выборах в качестве избирательного объединения могут  участвовать не только политические партии и их структурные подразделения, но и иные общест-венные объединения.

К сожалению, избирательное законодательство развивается  в направлении унификации организации  и проведения выборов, независимо от их уровня. При этом организация  муниципальных выборов стремится  копировать организацию федеральных и региональных выборов. Если федеральные и региональные выборы не могут не иметь политического характера, то муниципальные выборы следовало бы деполити-зировать. В противном случае проблемы местного характера не только приобретают политическое значение, но и оттесняются на второй план.

После принятия Федерального закона 2003г.и под влиянием распространения пропорциональной избирательной системы на региональных и федеральных выборах в представительные органы государственной власти расширяется практика использования пропорциональных избирательных систем на муниципальных выборах.

Использование пропорциональной системы влечет установление «заградительного барьера» в пределах 5-7% голосов избирателей, принявших  участие в голосовании.

 

Местный референдум имеет много общего с муниципальными выборами. В обоих случаях речь идет о кратковременной кампании, включающей в себя ряд последовательных действий; принципы организации и проведения выборов и референдума, за исключением принципа периодичности, одинаковы. Граждане без каких-либо посредников принимают окончательное, юридически обязате-льное решение как на выборах, так и на референдуме.

Однако избирательные  права и права на участие в  местном референдуме – самостоятельные  группы прав, поэтому их содержание и механизмы реализации существенно различаются. Местные выборы должны проводиться обязательно с определенной периодичностью, а на местный референдум эти принципы не распространяются. Местные выборы должны быть назначены правомочным органом при прочих равных условиях в случае наступления определенных сроков, т.е. назначение выборов – обязанность соответствую-щего органа, не обусловленная ничем, кроме определенных сроков. Местный референдум также назначается соответст-вующим  органом власти, но для его назначения необходима соответствующая инициатива, выдвижением которой является правом, но не обязанностью инициатора. Назначение референдума, возникновение всех последующих правоотношений зависит, следовательно, от реализации инициативы его проведения. Вследствие этого объективное избирательное право периодически обязательно порождает субъективные избирательные права.

Предметом местных  выборов являются отношения, возникающие  по поводу замещения определенных должностей, формирования выборных органов, а предметом местного референдума – отношения, возникающие по поводу решения вопроса местного значения.

Местный референдум как совокупность правоотношений начинается с выдвижения инициативы его проведения, которая, как уже указывалось  выше не всегда может привести к назначению местного референдума. Действующее законодательство закрепляет достаточно серьезные ограниче-ния на проведение референдумов как по кругу вопросов, так и относительно формулировок и трактовки этих вопросов. Местные выборы всегда начинаются только с принятия и обнародования решения об их проведении. Отклонение инициативы проведения местного референдума не порождает обязанности выдвижения новой инициативы, а принятие решения о проведении выборов влечет приведение в действие страховочных механизмов назначения таких выборов.

Местный референдум назначается представительным органом  местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления документов, оформляющих инициативу его проведения. С инициативой проведения местного референдума могут выступить либо местные жители, либо политические партии и иные избирательные объединения, либо совместно представительный орган и глава местной администрации.

Каждая инициатива должна состоять из двух структурных  элементов, которые регламентируются муниципальным правом; вопроса, который выносится на местные референдум, и решений инициаторов в поддержку этих вопросов.

Таким образом, местный референдум не может быть способом формирования муниципальных  органов и решения кадровых вопросов, т. е. не может играть роль муниципальных выборов. Он также не может  выступать заменителем бюджетного процесса и способом принятия срочных мер.

Местный референдум как процесс протекает в определенных временных границах и делится  на следующие стадии; выдвижение инициативы проведения и назначение референдума; определение круга организаторов и участников референдума; агитация; голосование, определение его итогов, их обнародование.

Федеральный закон об организации местного самоуправления 2003г. юридически разделил местный референдум и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципаль-ного образования. Подобное голосование проводится для получения согласия населения, если оно необходимо для изменения границ или преобразования муниципального образования.

Голосование по вопросам преобразования муниципальных  образований проводится в случаях, которые указаны в ст. 13 Федерального закона 2003г.

Голосование назначается представительным органом  каждого из заинтересованных муниципальных  образований. Оно проводится по правилам голосования на местном референдуме. При этом в отличие от местного референдума в данном случае не действует запрет проведения агитации, установленный для государственных органов , органов местного самоуправления, а также лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

Итоги голосования  имеют обязательную юридическую  силу.

 

 

Территориальное общественное самоуправление(ТОС) имеет сложную природу. Наименование института свидетельствует о том, что речь идет о локальных обществен-ных объединениях.

В настоящее  время с соответствии с Федеральным  законом 2003г. территориальное общественное самоуправление – своеобразные элементы системы местного самоуправления. Они  не относятся ни к органам, ни к  должностным лицам местного самоуправления, которые обязаны сотрудничать с ТОС.

ТОС считается  учрежденным с момента регистрации  его устава органом местного самоуправления поселения, на части территории которого оно действует.

В уставе ТОС  устанавливаются следующие положения; территория его действия; цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС; порядок формирования, прекращение полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; порядок принятия решений; порядок приобретения имущества, а также порядок пользова-ния и распоряжения этим имуществом, финансовыми средст-вами; порядок ликвидации ТОС.

Полномочия  ТОС могут вытекать и из специальных  законов. Так, согласно ЗК РФ органами территориального обществен-ного самоуправления осуществляется общественный земельный  контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государст-венной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих предусмотренные Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Территориальное общественное самоуправление вправе получить статус юридического лица. Для этого  оно обязано после регистрации  в местном самоуправлении пройти государ-ственную регистрацию как  некоммерческая организация. В этом случае на ТОС и его устав распространяется требования Федерального закона от 12 января 1996г. « О некоммерческих организациях».

Как общественное объединение, ТОС не является носителем  публичной власти. Однако, будучи интегрировано  в систему местного самоуправления, т.е. систему публичной власти, территориальное общественное самоуправление не может не осуществлять определенные функции и полномочия этой власти.

ТОС не может  действовать в тех же границах, что и орган местного самоуправления.

Границы территории ТОС Устанавливаются представитель-ным  органом поселения по предложению  населения, проживающего на данной территории. При этом Федеральный закон 2003г. содержит открытый перечень таких территорий проживания граждан.

Закон 2003г. различает собрания граждан в целях осуществления ТОС и собрания граждан в иных целях. Поря-док назначения и проведения собраний граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС, а иных собраний граждан – уставом и другими актами муниципального образования.

В силу Федерального закона 2003г.(абз. 1 ч. 6 ст. 27) собрание правомочно , если в нем принимают участие  не менее половины жителей, достигших 16-летнего возраста.

Полномочия собрания граждан  могут осуществляться кон-ференцией  граждан, которая может называться также собранием делегатов. Делегаты конференции граждан избираются на собраниях граждан, т.е. делегатами также могут быть и жители, не имеющие российского гражданства. Их организация и деятельность регламентируются самим муниципальным образованием.

Органы ТОС избираются собранием или конференцией граждан. Они выполняют функции исполнительного  аппарата собрания граждан, которое  рассматривает и утверждает отчеты об их деятельности. Тем самым юридически обеспечивается взаимосвязь, активная роль и самостоятель-ность как собрания граждан, так и органов ТОС при ведущем положении первого.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1.Муниципальное  право России: курс лекций/ Е.И. Колюшин.- М.: Норма, 2008г.


Информация о работе Формы непосредственного осуществления местного самоуправления. Функции и принципы местного самоуправления.