Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Система местного самоуправления представляет собой совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны и виды управления: функции, цели, задачи, органы, кадры, полномочия, методы, формы, информационное обеспечение, процедуры принятия и исполнения решений, критерии.
Общественное самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ.

Содержание работы

Теоретический вопрос 1 Формы непосредственной демократии в системе местного само¬управления…………………………………………..................3
Теоретический вопрос 2 Почему муниципальное право называют комплексной отраслью российского права……………………….................8
Задача …………………………………………………………………….......10
Литература …………………………………………………………………....12

Файлы: 1 файл

муниципальное право 5 вариант.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Теоретический вопрос 1 Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления…………………………………………..................3

 

Теоретический вопрос 2 Почему муниципальное право называют комплексной отраслью российского права……………………….................8

 

 

Задача …………………………………………………………………….......10

 

 

Литература  …………………………………………………………………....12

 

  1. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления

 

Система местного самоуправления представляет собой  совокупность подсистем, отражающих отдельные стороны и виды управления: функции, цели, задачи, органы, кадры, полномочия, методы, формы, информационное обеспечение, процедуры принятия и исполнения решений, критерии.

Общественное  самоуправление - это проявление общественной активности граждан, формы коллективного объединения людей, посредством которых они добровольно и безвозмездно участвуют в решении конкретных дел местных сообществ. Оно представляет собой систему управления общественными делами, построенную на основе самоорганизации, самодеятельности и саморегулирования.

Политико-правовые основы народовластия в системе  местного самоуправления представляют собой совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления власти населением муниципальных образований непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

К этим нормам-принципам  относятся, прежде всего, следующие  конституционные установления:

- носителем суверенитета  и единства источников власти  в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1, ст. 3);

- народ осуществляет  свою власть непосредственно,  а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления (ч. 2, ст. 3);

- высшим непосредственным  выражением власти народа является референдум и свободные выборы (ч. 3, ст. 3);

- граждане Российской  Федерации имеют право участвовать  в управлении делами государства  как непосредственно, так и  через своих представителей (ч. 1, ст. 32);

- граждане Российской  Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2, ст. 32);

- не имеют  право избирать и быть избранными  граждане, признанные судом недееспособными,  а также содержащиеся в местах  лишения свободы по приговору суда (ч. 3, ст. 32);

- местное самоуправление  осуществляется гражданами путем  референдума, выборов, других  форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного  самоуправления (ч. 2, ст. 130)1.

В зависимости  от формы волеизъявления народа, а на местном уровне - населения, различают институты непосредственной и представительной демократии. Непосредственная (прямая) демократия на местном уровне - это осуществление публичной власти непосредственно населением муниципального образования, принятие им общеобязательных решений по вопросам местного значения.

Представительная  демократия - это осуществление власти населением, гражданами через депутатов  и органы местного самоуправления, а также деятельность избранных  населением органов и должностных лиц муниципальных образований.

Референдум представляет собой одну из главных форм непосредственного  выражения народовластия. Посредством  реализации этого института населению  муниципального образования предоставляется  возможность самостоятельно принимать решения по значительным вопросам. Однако нельзя утверждать, что это наиболее часто используемый и эффективный способ решения проблем местного уровня. В сущности, его можно назвать факультативным инструментом осуществления местного самоуправления.

Широкое распространение  местные референдумы в России получили в конце 1980-х - начале 1990-х  гг. В 1995 - 1996 гг. они активно использовались для принятия уставов муниципального образований. В 19961998 гг. активность проведения местных референдумов связана со становлением местного самоуправления.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 года местный референдум проводится в целях решения населением вопросов местного значения. Суть местного референдума - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение по вопросам местного значения. Отсюда предметом местного референдума являются вопросы местного значения, которые прямо и непосредственно связаны с интересами жизни и быта населения, проживающего на соответствующей территории

2.

По содержанию выносимых на решение местного сообщества вопросов местные референдумы делятся  на:

1) референдумы,  определяющие формы осуществления  местного самоуправления, структуру  органов местного самоуправления  путем принятия устава муниципального образования;

2) референдумы,  определяющие изменение границ  административно-территориального  деления и муниципальных образований;

3) референдумы,  решающие проблемы социально-экономического  характера (планы и программы  развития территорий, изменения  профиля объектов и предприятий муниципальной собственности, отчуждение муниципальной собственности и т. д.).

Федеральный закон  «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» называет перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на местный референдум:

- о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного  самоуправления, о приостановлении  осуществления ими своих полномочий, а также

0 проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

- о персональном  составе органов государственной  власти субъекта РФ, органов местного  самоуправления;

- об избрании  депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

- о принятии  или об изменении соответствующего  бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта РФ, муниципального образования;

- о принятии  чрезвычайных и срочных мер  по обеспечению здоровья и  безопасности населения.

Федеральный закон  предусматривает также коллективных субъектов инициативы проведения референдума. Это граждане Российской Федерации, избирательные объединения, иные общественные объединения и, наконец, совместная инициатива представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный  орган местного самоуправления по требованию о проведении местного референдума вправе принять одно из двух решений:

       

1) о назначении  местного референдума, дате его  проведения и мерах по его  обеспечению;

2) об отклонении  требований о назначении местного  референдума в случае нарушения закона инициаторами референдума.

В местном референдуме  могут принимать участие все  граждане, проживающие на территории муниципального образования и обладающие активным избирательным правом. В  Российской Федерации активным избирательным правом (т. е. правом избирать) пользуются граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

В референдуме не участвуют  граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору  суда, вступившему в законную силу.

Принятое на местном референдуме  решение и итоги голосования  подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решения, принятые на местном  референдуме, обязательны для исполнения всеми должностными лицами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами.

Федеральное законодательство предусматривает судебное обжалование  результатов местного референдума  в случае нарушения действующего законодательства, регулирующего порядок  назначения и проведения референдума. Право на судебное обжалование предоставлено гражданам, органам местного самоуправления, прокурору, уполномоченным федеральным законом органам государственной власти.

Если результаты референдума  признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.

Выборы - это наиболее распространенный институт в системе народовластия. Значение этого института состоит  в том, что посредством выборов  формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица органов местного самоуправления.

Цель местных выборов - избрание депутатов, членов выборного  органа местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления.

В процессе участия в муниципальных выборах граждане Российской Федерации реализуют свои избирательные права - это конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Порядок назначения муниципальных  выборов определяется уставом муниципального образования.

Сход граждан - форма непосредственного  участия жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. Этот институт дает возможность гражданам непосредственно высказывать свои мнения и выражать волю по вопросам местного значения.

Инициатива созыва схода  граждан принадлежит главе муниципального образования либо группе жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Подготовка и проведение сходов граждан обеспечивается соответствующим  представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования или органом территориального общественного самоуправления. О времени и месте проведения схода граждан, вопросах, выносимых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации.

На сходе граждан избирается выборное должностное лицо - глава  данного муниципального образования (или иное выборное лицо), который считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принимающих участие в сходе граждан и обладающих избирательным правом.

Избранный сходом граждан  глава муниципального образования  подотчетен ему и может быть отозван сходом граждан в порядке, определенном уставом муниципального образования.

Решение схода граждан  принимается открытым или тайным голосованием. Оно считается принятым, если за него проголосовало более  половины граждан, присутствующих на сходе.

Такое решение:

1) обязательно для исполнения  органами и должностными лицами  органов местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями,  гражданами на соответствующей  территории;

2) не нуждается в утверждении  какими-либо органами государственной  власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления.

Кроме традиционных собраний (сходов) граждан, о которых речь шла выше, следует выделить еще  один вид собраний, являющийся формой реализации конституционного права  граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Различие между этими формами демократии состоит в том, что собрания (сходы) жителей как форма местного или территориального общественного самоуправления носят постоянный нормативный характер и служат целям решения вопросов местного значения. Что же касается митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, то они не имеют жесткого нормативного ограничения ни по составу участников, ни по целям, формам и процедурам их проведения. Они, как правило, используются в качестве средства либо поддержки, либо давления на органы власти, в том числе и местного самоуправления, с целью принудить их к принятию каких-либо решений.

Согласно ст. 33 Конституции  РФ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на обращение является важным конституционно-правовым и демократическим средством защиты прав и свобод граждан в современной России.

Информация о работе Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления