Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 17:29, курсовая работа
С помощью понятия «функции права» можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Главное предназначение права состоит в создании и обеспечении правопорядка, в чем заинтересованы общество, государство, иные субъекты. Право придает действиям лиц необходимую организованность, согласованность, устойчивость, уверенность. Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение[1].
Цель и задачи работы – рассмотреть понятие функций права, их классификацию, выявить сущность и социальное назначение права.
Введение.................................................................................................................. 3
1. Понятие функций права и их система………………………………………...5
1. 1. Понятие функций права…………………………………………………...5
1. 2. Система функций права............................................................................... 9
2. Характеристика собственно-юридических функций права…………………12
2. 1. Регулятивная функция…………………………………………….………12
2. 2. Охранительная функция.............................................................…………14
2. 3. Компенсационная функция права............................................................ 16
2. 4. Ограничительная функция права.................................................. ………17
2. 5. Восстановительная функция права...........................................................18
3. Характеристика социальных функций права……………………………….20
3.1 Экономическая функция права…………………………………………...21
3.2 Политическая функция права…………………………………………….22
3.3 Воспитательная функция права………………………………………….22
3.4 Компенсационная функция права………………………………………..22
3.5 Информационная функция права…………………………………………23
3.6 Экологическая функция права……………………………………………24
4. Формы реализации функций права………………………………………….26
Заключение..............................................................................................………..28
Список использованной литературы.........................................
Таким образом, следует отметить, что классификация социальных функций в определенной степени условна, поскольку в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических (воспитательных) задач. Так, элементы одной из функций, например, экономической, могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвязаны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в целом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимопроникают и взаимодополняют друг друга.
3.1 Экономическая функция права
Экономическая функция как одна из важнейших социальных функций права имела большое значение на всех этапах развития товарно-денежных отношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.
На основе правовых норм в экономических отношениях возникали урегулированные правом отношения. Важнейшей правовой формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых последствий (результата).
Из договора чаще всего вытекают и определенные санкции для стороны, не выполняющей свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавливаются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошенничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, лжепредпринимательство, незаконное использование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг и др.)[14].
Таким образом, экономическая функция права осуществляется как непосредственно через регулирование правомерных действий участников экономических отношений, так и косвенно — путем угрозы наступления санкций или их реализации за совершение правонарушения в сфере экономики.
______________________________
[14] Мачковский Л.Г. Охрана личных, политических и трудовых прав в уголовном законодательстве России и зарубежных государств. М., 2004.
3.2 Политическая функция права
Политическая функция права заключается прежде всего в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. История подтверждает положение о том, что политика — это участие в делах государства, это определение задач государства, это отношения между классами и нациями. Роль права в регулировании указанных отношений с момента возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени.
Права и свободы человека также важный объект политической функции права, не теряющий своей актуальности и сегодня.
3.3 Воспитательная функция права
Воспитательная функция права представляет собой результат способности права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функций права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В праве выражаются передовые, гуманные, соответствующие интересам личности предписания, в результате чего оно получает психологическую поддержку с момента издания правовой нормы. Вместе с тем правовые требования, не отражающие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели.
Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.
3.4 Компенсационная функция права
Это очень важное
направление действия права. В нем заключается
весьма существенная особенность права
как инструмента восстановления социальной
справедливости.
Компенсационная функция права, поэтому
очень тесно связана с восстановительной.
В юридической литературе по этой причине
их часто отождествляют.
Вместе с тем это не тождественные функции.
Различия между ними состоят, прежде всего,
в формах, методах и правовых последствиях
реализации.
Важную роль в различии играют и правовые
основания этих направлений воздействия,
хотя они в отдельных случаях имеют одну
и ту же причину. Например, в случаях незаконного
увольнения (причина) наблюдается одновременная
реализация восстановительной и компенсационной
функций: восстановление на службе и компенсация
за вынужденный прогул.
Различие между компенсационной и восстановительной
функцией очень часто просматривается
в гражданском законодательстве. В нем
восстановление положения, существовавшего
до нарушения права, нередко не связывается
с возмещением убытков (ст. 12 ГК РФ).
Гражданский кодекс РФ, охраняя честь
и достоинство граждан (ст. 152), обязывает
виновную сторону именно возместить (компенсировать)
моральный вред, причиненный потерпевшему,
так как восстановить нарушенное право
другими способами невозможно (например,
за переживания лица в случаях распространения
порочащих его сведений).
Конституция Российской Федерации также
предусматривает компенсацию за принудительное
отчуждение имущества для государственных
нужд (ст. 35), за вред, причиненный незаконными
действиями (или бездействием) органов
государственной власти или их должностных
лиц (ст. 53), за причиненный ущерб пострадавшим
от преступлений (ст. 52).
Приведенные примеры свидетельствуют
о том, что компенсационная функция свойственна
различным отраслям права, она выполняет
важную роль в регулировании отношений
между гражданами, юридическими лицами
и является необходимым инструментом
гармонизации интересов субъектов права,
стабильности общественных отношений.
3.5 Информационная функция права
Читая законодательные
документы, получаешь не меньше сведений о государстве,
чем из отдельных солидных трактатов.
Например, трудно переоценить информацию,
содержащуюся в Конституции РФ: Российская
Федерация - Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с
республиканской формой правления (ст.
1); столицей Российской Федерации является
город Москва (ст. 70); денежной единицей
в Российской Федерации является рубль
(ст. 75); Российская Федерация состоит из
республик, краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов (ст. 4) и т.д. Достоверность такой
информации, содержащейся в Конституции,
не может заменить ни одна книга.
Действительно, право вбирает в себя, а
затем выдает огромную информацию о самых
разнообразных явлениях общественной
жизни. В нем содержится большое число
научных дефиниций, юридических формул,
исторических и жизненных сведений, политических
и правовых оценок, правовых рекомендаций,
запретов, дозволений и т.п.
Благодаря знакомству с правовыми актами
граждане узнают о структуре органов власти
и управления, что правомерно и что запрещено,
как можно поступать и как нельзя действовать,
какие последствия наступят вследствие
совершения того или иного поступка. Нормы
уголовного права, например, информируют
граждан об охраняемых уголовным законом
материальных и духовных ценностях, последствиях
нарушения установленных запретов. Нормы
трудового права - о правах и обязанностях
руководителя и работника и т.д.
Право - это одно из важнейших средств
социальной информации, которое использует
государство для того, чтобы довести определенные
сведения до всех субъектов права.
Правовая информация - это властная информация,
посредством ее выражается (и соответственно
формулируется) определенное мировоззрение.
Информационная функция является в известной
мере подфункцией, элементом идеологической
(воспитательной) функции. Информационная
способность права является одним из существенных
факторов, позволяющих относить его к
элементам духовной культуры общества.
Разумеется, право в первую очередь возникает
не как информатор, а как регулятор общественных
отношений. У государства и общества достаточно
много каналов, посредством которых осуществляется
информирование субъектов права. Но, возникнув
как регулятор общественных отношений,
право одновременно начинает выполнять
роль информатора их субъектов. Законодатель,
концентрируя определенную жизненную
информацию, через правовые предписания
доводит ее до участников регулируемых
общественных отношений. Таким образом,
не имея изначальной предназначенности
выполнять информационную функцию, право
объективно, наряду со своими чисто юридическими
задачами, приобретает и информационные
качества.
3.6 Экологическая функция права
Основными объектами
экологической функции права
являются земля, ее недра, почва, вода,
атмосферный воздух, леса, растительный и животный
мир, озоновый слой атмосферы, околоземное
космическое пространство и т.д.
В целях ее реализации принимаются федеральные
законы, законы субъектов Федерации, нормативные
акты правительства, министерств и ведомств,
органов исполнительной власти субъектов
Федерации и местного самоуправления,
направленные на защиту окружающей среды,
обеспечение прав граждан на здоровую
экологию, устанавливающие ответственность
за нарушение экологического законодательства.
Важная роль принадлежит правоохранительным
органам: прокуратуре, суду, милиции, осуществляющим
применение мер воздействия к правонарушителям
в сфере экологии (штрафы, взыскание ущерба,
изъятие орудий правонарушений, лишение
свободы и т.д.).
Следует отметить, что появление экологической
функции связано не с тем, что экономическая
функция оказалась не в состоянии справиться
с задачами экологической защиты общества,
а с тем, что экологическая сфера для человечества
в условиях научно-технического прогресса
стала чрезвычайно важной и превратилась
в одну из основных проблем его существования.
У права в данном случае своя ниша решения
этой важной задачи - юридическое, рамочное
воздействие на экологическую сферу. Причем
в условиях роста опасности экологической
катастрофы значение правовой защиты
населения будет неизменно возрастать.
Следует отметить, что Конституция Российской
Федерации (ст. 42) закрепила в качестве
основного конституционного права граждан
России их право на благоприятную окружающую
среду, на достоверную информацию о ее
состоянии и на возмещение ущерба, причиненного
здоровью и имуществу граждан экологическим
правонарушением.
4. Формы реализации функций права
Хотя право и обладает определенной степенью саморегуляции, оно в то же время не достигает и не может достичь такого обособления, чтобы регулировать все свои процессы самостоятельно. Отсюда можно сделать вывод, что функции права имеют механизм реализации вовне. Он состоит из всех субъектов права (граждан, должностных лиц, общественных объединений, государственных органов и т.д.).
В каких же формах реализуются функции права? Выше отмечалось, что фукция права — это правовое воздействие, которое осуществляется в трех формах: информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную, правовое регулирование.
Информационная форма реализации функций права состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства, относящиеся к поведению людей, иначе говоря, довести до их сведения, какие имеются в обществе, одобряются или допускаются государством возможности, объекты, средства и методы достижения общественно полезных целей и, напротив, какие — противоречат интересам общества, государства и граждан.
Источники, из которых граждане получают информацию о содержании норм права, могут быть самыми различными: официальные, средства массовой информации, юрисконсульты, адвокаты, другие лица юридической профессии, руководители различных уровней, друзья, знакомые, родственники, популярная юридическая литература и др.
Правовая информированность как форма реализации функций права имеет огромное значение, однако на сегодняшний день ее уровень значительно отстает от потребностей общественного развития и нуждается в существенном повышении. Особое значение это обстоятельство имеет в периоды, когда идет интенсивное обновление законодательства. Поэтому граждане объективно нуждаются в получении правовой информации о действующем законодательстве, об изменениях, дополнениях, исключениях, вносимых в него, о новых законах и т.д. Не. случайно на повестку дня была поставлена задача организовать юридический всеобуч как единую общегосударственную программу, охватывающую все слои населения, все кадры в центре и на местах.
Следующей, не менее значимой, формой реализации функций права является ориентационное воздействие. Дело в том, что важны не только знания норм права, но и выработка у граждан позитивных правовых установок, которые образуют правовую ориентацию, являющуюся следствием ориентационного правового воздействия. Сущность правовой установки в правовой сфере можно определить как предрасположенность личности к восприятию норм права, его оценки, готовность к совершенствованию действия, имеющего юридическое значение, или же как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.
Ориентационное правовое воздействие складывается из совокупности правовых установок и представляет собой двуединый процесс: формирование установок, с одной стороны, и их влияния на правовое поведение граждан, с другой. Правовые установки подразделяют на позитивные (побуждающие к правомерному поведению, в том числе — к правовой активности граждан) и негативные (побуждающие к противоправному поведению). Существующие две группы правовых установок находятся в неразрывной связи с двумя видами правовых ориентации. Так, установки, побуждающие к правомерному поведению, в совокупности образуют позитивную правовую ориентацию, а установки, побуждающие к противоправному поведению, — негативную