Функции государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 13:08, реферат

Описание работы

Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.
В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных.

Содержание работы

1. Функции государственного и муниципального управления………………...3
2. Президент Российской Федерации в системе управления государством…..4
Список использованной литературы…………………………………………….9

Файлы: 1 файл

ВАР. 1 ГМУ.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)

                                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1. Функции государственного и  муниципального управления………………...3

2. Президент Российской Федерации  в системе управления государством…..4

Список использованной литературы…………………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Функции государственного  и муниципального управления

Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти.

В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения важных функций: оборонной, правовой, экономической, политической, арбитражной и социальной.

Государственное управление становится возможным благодаря существованию государственной власти.

К общим функциям государственного и муниципального управления относятся:

  • прогнозирование, программирование и планирование социально-экономического развития территориального образования и контроль выполнения планов и программ, которое осуществляется экономическим органом государственного или муниципального управления;
  • организация деятельности самого органа государственного или муниципального управления, реализуемая руководителями органа управления и его аппаратом;
  • контроль цен и тарифов, который обеспечивается отделом цен;
  • учет записи актов гражданского состояния, проводимый отделом загса;
  • регулирование функционирования хозяйства территориального образования, которое проводят руководители органа государственного или муниципального управления общей компетенции.

Управление отраслями хозяйства той или иной территории осуществляется посредством частных функций, таких как управление здравоохранением, управление образованием, управление социальной защитой населения и т.п.

Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения исходя из интересов на селения, его исторических и иных местных традиций.

Функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения  в решении местных дел (вопросов).

2. Управление муниципальной собственностью  и финансовыми средствами местного  участия.

З. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Социально-культурное, коммунально-банковское  и иное обслуживание населения.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности  на соответствующей территории.

6. И, наконец, защита интересов и прав местного самоуправления.

 

 

2. Президент Российской  Федерации в системе управления  государством

В Конституции Российской Федерации 1993 года предусмотрен институт президентства.

Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В предшествующей Конституции Президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Данные изменения были важны, в связи с тем, что произошли изменения в России и мире в целом. Требовалось повышение уровня персонифицированного представительства государства. Определение "глава государства" соответствует больше высокому статусу государства.

Правовой статус Президента России, несомненно, основан на учете имеющегося мирового опыта организации президентской власти. Те не менее устройство президентской власти в России обладает своей спецификой, которая связана с условиями политической жизни страны. Поэтому нельзя говорить о механическом копировании опыта какой-либо России.

Институт президентства в России сочетает в себе черты и президентской, и полупрезидентской республики.

Современный статус Президента Российской Федерации означает, что Президенту в стране принадлежит место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Данное понятие не значит, что президентская власть стоит над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции РФ заложена важная система "сдержек и противовесов", которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчиненности. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются на основе законодательных норм, закрепленных Конституцией Российской Федерации.

Для того чтобы не повторилась ситуация советского времени Конституция Российской Федерации 1993 года предусматривает систему гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного правителя.

Такая гарантия предусмотрена статьей 81 Конституции, в которой говориться о том, что "Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании".

Так же предусмотрено, что "одно и тоже лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации больше двух сроков подряд".

Так же гарантии предусмотрены тем, что возможно отрешение Президента от должности, об это гласит статья 93. Кроме этого Конституцией предусмотрена и возможность признания не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного суда.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства, Конституция в статье 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации есть гарант Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в главе 2 Конституции. Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции РФ и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев в их реализации.

Выполняя функцию гаранта, Президент может требовать от всех федеральных органов и органов власть субъектов РФ неуклонного соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент так же может с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета Безопасности), а так же руководителей тех государственных структур, по которым глава государства вносит предложения о кадровых назначениях. Например, в случае если Президент считает, что Генеральный прокурор РФ не организовал должным образом работу прокуратуры по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об освобождении его от занимаемой должности.

В установленном Конституцией РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимоотношение органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении таких функций Президент может использовать закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента РФ, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется согласно Конституции РФ и федеральным законодательным нормам, не может им противоречить. Имеет значение еще и тот фактор, что на выборах любой из кандидатов в Президенты выдвигает свою программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества. Поэтому избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащиеся в программе установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формируется основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае важности корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, которые обеспечивают взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Президент как глава государства представляет Россию внутри страны. Также он представляет ее интересы и в международных отношениях, о чем гласит часть 4 статьи 80 Конституции РФ.

Такая конституционная формулировка отнюдь не означает, что глава государства единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполитическом курсе России. Определение этого курса – результат сложного процесса взаимодействия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления государственной политики России закреплены в Конституции РФ, которая является не юридическим, но и отправным политическим документом, выражающим компромисс различных политических сил. Поэтому можно сказать шаги Президента, направлены на определение основных направлений государственной политики, ограничены действующей Конституцией.

Но вместе с тем Президент России обладает большим числом полномочий для определения основных направлений внутренней и внешней политики РФ. Это касается кадровой политики, утверждения главных направлений военной политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участие в формировании правовой политики, руководства текущей социально-экономической политики.

Особым аспектом для характеристики статуса Президента РФ является само место в Конституции главы о Президенте РФ, в которой подробно описаны права и обязанности главы государства. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В старой Конституции глава о Президенте РФ следовала за главой о высших представительных органах.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции РФ глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента РФ задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимоотношение органов государственной власти России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации. - М., Проспект. 1997.
  2. ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" от 31.12.99 № 228-ФЗ.
  3. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2011. № 1.- с. 44.
  4. Административное право: Учеб. пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под. ред. д-ра юрид. наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн., Амалфея, 2012.- 317с.
  5. Государственное управление: основы теории и организации [в 2 т.] / Под. ред. А.В. Казбанченко. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Статут, 2011. - 238с.
  6. Конин Н.М. Административное право России. - М.: Проспект, 2013. - 290с.
  7. Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 2009. - № 9. - с. 11.
  8. Кулябин А. И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти // Государство и право. - 2005. - № 8. - с. 33.
  9. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. - 1992. - № 2. - с. 90.
  10. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание//Журнал российского права. 2010. - № 2. - с. 16-17.
  11. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 2008. - № 6. - с. 12- 16.
  12. Теория государства и права/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Норма, 2012. - 309с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Функции государственного и муниципального управления