Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:33, доклад
В работе рассмотрены функции МСУ, основные направления деятельности МСУ, характеризующие его природу и социальное назначение.
Конституция Российской Федерации 1993 года определила концептуальные основы построения новой системы местного самоуправления, выделила местное самоуправление, как самостоятельную форму осуществления власти народа, признавая при этом и защищая экономическую основу местного самоуправления, муниципальную собственность наряду с другими формами собственности.
Указы Президента, разработанные на основе Конституции, Федеральных Законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", несмотря на ряд их недостатков, достаточно полно соответствовали потребностям российского общества, международным правовым стандартам. Они представляли собой переход от советской системы местной власти к системе муниципального управления.
С принятием данного Закона начался новый этап развития правовой основы местного самоуправления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации структура органов местного самоуправления, учитывая местные особенности и традиции, возможно многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Это связано с много вариантностью распределения полномочий между создаваемыми для их осуществления органами местного самоуправления.
Организационные формы местного самоуправления в России основываются на нескольких возможных сочетаниях трех традиционно устойчивых элементах системы местной власти и управления: представительного органа, исполнительного органа и высшего должностного лица.
На сегодняшний день достаточно одного (президентского) Указа, чтобы местная власть была реформирована в ту или иную сторону. Указом Президента Российской Федерации "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации " от 11 июля 1997 года признано " активное содействие становлению и развитию местного самоуправления, признано приоритетным в деятельности Президента и Правительства Российской Федерации".
Одни из основных направлений государственной политики в области местного самоуправления в период с 1997-1998 гг. явилось дальнейшее формирование правовой базы местного самоуправления, обеспечивающей становление местного самоуправления.
Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.
В сентябре 1997 года был принят Федеральный Закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Он определил основные направления и принципы организации местных финансов, установил источники формирования направления, использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
Процесс формирования системы местного самоуправления и законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно представить функционирование современной модели местного самоуправления.
Таким образом, выделяются
три основных, объективно сложившихся
этапа становления
-. первый этап - с 1990 по 1993 год
- второй этап - с 1993 по 1995 год
- третий этап - с 1995 - по настоящее время
Проводя анализ истории земства и советского периода государственности России, можно проследить затем, каким принципам должно соответствовать местное самоуправление и из чего необходимо исходить при построении оптимальной модели организации местного самоуправления в России.
Таким образом, процесс становления правовых основ организации самоуправления все больше обретает усовершенствованный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают этот процесс всеми силами законодательства, которое зачастую противоречит Федеральному.
Принципы местного самоуправления - это основополагающие идеи обусловливающие организацию и деятельность населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
Принципы отражают сущность местного самоуправления как особой формы организации публичной власти, предопределяют построение и функционирование местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления
закреплены в Европейской Хартии
местного самоуправления, Конституции
РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" и
в региональном законодательстве согласно
п. "н" ч. 1 ст. 72 КРФ.
Соблюдение принципов местного самоуправления
является обязательным для населения
муниципального образования, органов
государственной власти и местного самоуправления.
В науке муниципального
права выделяют следующие принципы
местного самоуправления.
1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации признает
человека, его права и свободы высшей ценностью
(ст. 2) и устанавливает, что права и свободы
человека и гражданина определяют смысл
и содержание деятельности не только органов
государственной власти, но и местного
самоуправления (ст. 18).
По мнению ряда авторов, осуществление рассматриваемого принципа обеспечивается муниципальной деятельностью по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения; осуществлением охраны общественного порядка; созданием необходимых условий для реализации личных и политических прав и свобод граждан на местном уровне22.
2.Законность в организации и
деятельности местного
3. Гласность деятельности
4. Коллегиальность и
5. Самостоятельность решения населением
вопросов местного значения осуществляется
путем местного референдума, муниципальных
выборов, других форм прямого волеизъявления,
а также через выборные и другие органы
местного самоуправления. При этом решения,
принятые путем прямого волеизъявления
граждан, а также решения органов и должностных
лиц местного самоуправления обязательны
для их исполнения всеми расположенными
на территории муниципального образования
предприятиями, учреждениями и организациями
независимо от их организационно-правовых
форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение
данных решений влечет ответственность
в соответствии с законом.
Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
6. Организационное обособление
Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 КРФ, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет представительные органы муниципального образования правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.
Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.
7. Соответствие материальных и
финансовых ресурсов местного самоуправления
его полномочиям. Европейская Хартия местного
самоуправления исходит из того, что финансовые
средства органов местного самоуправления
должны быть соразмерны предоставленным
им конституцией или законом полномочий.
Этот важнейший принцип местного самоуправления
получил свое правовое закрепление в Конститу-ции
Российской Федерации, законодательстве
о местном самоуправлении.
Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). Статья 132 Конституции Российской федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Важной гарантией реализации рассматриваемого
принципа являются конституционные
положения о финансировании осуществления
отдельных государственных
8. Многообразие организационных
форм осуществления местного
самоуправления обусловлено
9. Государственная гарантия
10. Ответственность в системе местного
самоуправления содержит два основных
аспекта: во-первых, ответственность всех
органов и должностных лиц перед населением,
во-вторых, ответственность субъектов
муниципального управления перед государством23.
ФЗ РФ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" в главе
10 закрепил основания, процедуру и правовые
последствия ответственности органов
и должностных лиц муниципального образования.