Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 13:00, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение наиболее важных положений гарантий депутатской деятельности.
Задачи предопределены обозначенной целью и заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие и особенности правового статуса депутата Государственной думы;
- изучить гарантии деятельности депутата Государственной Думы.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус депутатов.
Введение
3
1 Понятие и особенности правового статуса депутата Государственной Думы Российской Федерации
1.1 Общая характеристика правового статуса депутата Государственной Думы
1.2 Условия осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий
5
8
2 Гарантии деятельности депутата Государственной Думы Российской Федерации
2.1 Понятие и общие гарантии статуса депутата Государственной Думы
2.2 Социальные гарантии и неприкосновенность статуса депутата Государственной Думы
11
11
18
Заключение
24
Список использованных источников и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1 Понятие и особенности правового статуса депутата Государственной Думы Российской Федерации 1.1 Общая характеристика
правового статуса депутата 1.2 Условия осуществления депутатом Государственной Думы своих полномочий |
5
8 |
2 Гарантии деятельности депутата Государственной Думы Российской Федерации 2.1 Понятие и общие гарантии статуса депутата Государственной Думы 2.2 Социальные гарантии и неприкосновенность статуса депутата Государственной Думы |
11
11
18 |
Заключение |
24 |
Список использованных источников и литературы |
26 |
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на протяжении последних лет значительно обновилось федеральное избирательное законодательство и законодательство ряда смежных с ним отраслей права. Был принят Федеральный закон № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О выборах»), в соответствии с которым все депутаты Государственной Думы избираются исключительно по пропорциональной системе, а также Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому установлены единые даты голосования, упраздняется институт избирательных блоков, а также внесены существенные изменения в статус депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и внутрипарламентскую деятельность.
Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.
Согласно Конституции, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Качество легитимного представительного органа обеспечивается периодическим переизбранием членов обеих палат Федерального Собрания на свободных демократических выборах.
Все гарантии деятельности парламентария можно условно распределить по группам:
- права парламентария;
- гарантии неприкосновенности;
- материально-финансовые
и социальные гарантии
Степень изученности темы. Исследованию вопроса правового статуса депутатов посвятили свои работы следующие современные авторы: И.С. Данилов, И.П. Окулич, И.В. Захаров, А.В. Норкин. Некоторые аспекты правового статуса депутатов исследовали в своих работах Т.А. Анчуткина, Ю.В. Чепрасов, С.А. Лихачев. Тем не менее, нельзя сказать, что данная тема исследована полностью.
Целью контрольной работы является изучение наиболее важных положений гарантий депутатской деятельности.
Задачи предопределены обозначенной целью и заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие
и особенности правового
- изучить гарантии деятельности депутата Государственной Думы.
Объектом исследования является конституционно-правовой статус депутатов.
Предметом исследования является правовое регулирование гарантий депутатской деятельности депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили положения действующего законодательства по указанным вопросам: Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство, также по исследуемой проблематике использовалась монографическая, научная, учебная и другая специальная литература, статьи в периодических изданиях.
депутат правовой социальный неприкосновенность
Слово «статус» переводится с латинского как «положение или состояние кого-либо (чего-либо)», поэтому термины «правовой статус» и «правовое положение» обычно употребляются как синонимы и используются для обозначения места субъекта правового общения.
Наиболее общим образом правовой статус можно определить как юридически закрепленное положение субъекта, поэтому иногда говорят также о юридическом статусе. Исследование вопроса о структуре правового статуса имеет большее значение, чем его понятие.
Основываясь на этих базовых конструкциях, мы рассматриваем производный конституционно-правовой институт: институт правового статуса выборного должностного лица, депутата. Сегодня институт представительства и один из его базовых составляющих - правовой статус депутата, выборного должностного лица интересует не только юристов.
Выводы, сделанные наукой о структуре правового статуса личности, справедливы и при определении элементов статуса депутата, выборного должностного лица.
Структура правового статуса представляет собой общее, а содержание правового статуса - частное явление. Содержание правового статуса субъекта права различает их между собой, в то время как его структура объединяет их всех.1
Центром правового статуса субъекта является совокупность его прав, свобод и обязанностей. Это основной элемент комплексного института правового статуса депутата, выборного должностного лица. Различие между понятиями «право» и «свобода» в некоторой степени условно, поскольку оба они означают признанную законодательством возможность субъекта избирать вид и меру своего поведения.
Некоторые ученые (М.В. Баглай, Н.Л. Гранат) рассматривают их как тождественные. Вместе с тем некоторое различие в данных понятиях все же имеется, поскольку право чаще всего предполагает совершение каких-то положительных действий со стороны государства в пользу управомоченного субъекта, «свобода» же, скорее, обеспечивает защиту от вмешательства во внутренний мир лица, устанавливая свободу совести, вероисповедания, мысли, творчества и очерчивая границы его самостоятельности.2
Итак, основным элементом правового статуса депутата, выборного должностного лица являются права, свободы и обязанности.
Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом4.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно в случаях:
- письменного заявления депутата Государственной Думы о сложении своих полномочий;
- избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а равно назначения депутата Государственной Думы на иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
- поступления депутата Государственной Думы на государственную или муниципальную службу, вхождения их в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, финансирование которой не противоречит требованиям, предусмотренным законом;
- вхождения депутата Государственной Думы в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- утраты депутатом Государственной Думы гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом Государственной Думы;
- вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности депутата Государственной Думы либо о признании их недееспособными;
- признания депутата Государственной Думы безвестно отсутствующими либо объявления их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;
- смерти депутата Государственной Думы.
Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случае:
- роспуска Государственной Думы, предусмотренного статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации;
- выхода по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит;
- несоблюдения требований установленных законодательством
Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий.5
Таким образом, под правовым статусом депутата, выборного должностного лица можно понимать комплексный самостоятельный конституционно-правовой институт, содержание которого составляют правосубъектность, правовые принципы, права, свободы и обязанности, юридические гарантии их реализации и юридическая ответственность депутатов, выборных должностных лиц.
1.2 Условия осуществления
депутатом Государственной
На правовой статус депутатов и выборных должностных лиц влияет множество факторов. Например, уровень представительства и субъект представительства. Депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия на постоянной основе.
Депутаты Государственной Думы не вправе:
- быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;
- находиться на государственной или муниципальной службе;
- заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или законодательством Российской Федерации;
- состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях.
Срок приостановления службы в органах и учреждениях, указанных в части третьей настоящей статьи, засчитывается в выслугу лет служащих или работников указанных органов и учреждений.
В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производится.
В течение этого срока депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.6
Информация о работе Гарантии деятельности депутата Государственной Думы Российской Федерации