Городская культура России в искусстве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 18:45, реферат
Описание работы
Городская культура - это культура крупных индустриальных и административных центров. Большинство учреждений культуры и бизнеса сосредоточены в центре города.
Объектом в данной работе выступает городская культура в целом, ее характерные особенности. Предмет исследования - городская культура в России, ее история и современный уровень развития.
Содержание работы
Введение 3
1. Особенности древнерусской городской культуры 3
2. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Русского государства 4
3. Городская культура Советского периода 4
4. Городская культура России в искусстве 5
Заключение 6
Библиографический список 7
Файлы: 1 файл
Содержание
Введение 3
1. Особенности древнерусской
городской культуры 3
2. Роль городов в экономической,
политической и духовной жизни Русского
государства 4
3. Городская культура Советского
периода 4
4. Городская культура России
в искусстве 5
Заключение 6
Библиографический список
7
Введение
Городская культура - это культура
крупных индустриальных и административных
центров. Большинство учреждений культуры
и бизнеса сосредоточены в центре города.
Объектом в данной работе выступает
городская культура в целом, ее характерные
особенности. Предмет исследования - городская
культура в России, ее история и современный
уровень развития.
Цель работы - изучить особенности
развития городской культуры в нашей стране.
1. Особенности древнерусской
городской культуры
Настоящей силой, вызвавшей
к жизни русские города, было развитие
земледелия и ремесла в области экономики,
развитие феодализма - в области общественных
отношений. Само возникновение русских
городов имело различную историю.
Продукты труда производятся
здесь для удовлетворения потребностей
самих производителей. Товарное производство
находится в зачаточном состоянии. Внутренние
местные рынки в эпоху становления городов
на Руси еще не получили развития. Горожанам
не чужды были занятия земледелием и скотоводством.
Сельское население занималось производством
большинства "ремесленных" продуктов
для удовлетворения собственных нужд:
ткало ткани и шило одежду, производило
гончарные изделия и т.п. Пожалуй, единственным
исключением были металлические орудия
и украшения, изготовление которых требовало
специальной подготовки и сложного оборудования.
По свидетельствам археологов, крупные
городские поселения подчас возникали
раньше окружавших их сельских поселков.
Как на Западе, так и на Востоке
Европы город представлял собой сложную
модель, своего рода микрокосм с концентрическими
кругами вокруг основного ядра. Первый
круг - садовые и огородные культуры (огороды
вплотную примыкают к городскому пространству
и проникают в свободные его промежутки),
а также молочное хозяйство; во втором
и третьих кругах - зерновые культуры и
пастбища. При раскопках на территории
городских дворов-усадеб находят огромное
количество костей домашних животных.
Места для содержания скота обнаружены
как в пределах укреплений, так и вне их.
Основным отличительным внешним
признаком городского поселения, видимо,
было лишь наличие укрепления, крепостного
сооружения, вокруг которого концентрировалась
собственно "городская жизнь". При
этом в сознании жителей Древней Руси
город отличался от пригорода.
2. Роль городов в
экономической, политической и духовной
жизни Русского государства
Города предохраняли Русь от
гибельного изоляционизма. Они играли
ведущую роль в развитии политических,
экономических и культурных связей с Византией
и дунайской Болгарией, мусульманскими
странами Передней Азии, тюркскими кочевниками
причерноморских степей и волжскими булгарами,
с католическими государствами Западной
Европы. В урбанистической среде, особенно
в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись,
по-своему перерабатывались и осмысливались
разнородные культурные элементы, что
в сочетании с местными особенностями
придавало древнерусской цивилизации
неповторимое своеобразие.
3. Городская культура
Советского периода
Промышленный рост в 20-е годы
был весьма скромным и массового перемещения
трудовых ресурсов не требовал. А деревня
чувствовала себя совсем неплохо после
изгнания помещиков, перераспределения
земель и замены продразверстки умеренным
продналогом. Старая городская культура
сохранилась и развивалась, пережив потрясения
войн и революций. Мировой кризис 1929-1932
годов показал необходимость отказа в
Советском Союзе от НЭП, ускорил коллективизацию
и индустриализацию. Рабочие в первом
поколении легко могли стать партийными
деятелями, управленцами и даже войти
в ряды новой советской интеллигенции.
После очистки гос.аппарата от «5-й колонны»
1937 года освободились места в управленческих
и партийных должностей. Их заняли новые
кадры из числа передовых рабочих и крестьян
выбранных в соответствии с Конституцией
СССР.
В течении 2-х пятилеток Страна
из аграрной форсированными темпами становится
индустриальной и входит в тройку мировых
лидеров. Великая Отечественная Война
1941-1945гг не смогла сломить Великий Народ.
Это доказывают и Победа СССР над фашистской
Германией и стремительное восстановление
разрушенного народного хозяйства и инфраструктуры.
После событий 1956г меняется вектор развития
городской культуры. Новое руководство
имело туманное представление о городе
как системном целом, а у населения в своей
массе не было необходимых качеств для
формирования городской культуры. К концу
70-х годов демографический ресурс деревни
был исчерпан. «Перестройка» в 85-91гг, гос.измена
и предательство руководящей верхушки
КПСС в 1991 г. повлекли за собой трагические
последствия развала СССР. Тяжело
отразившиеся на всем «постсоветском»
пространстве.
4. Городская культура
России в искусстве
Образ города выступал как эстетический
объект, построенный по законам классической
эстетики: с дистанцированной, иногда
весьма удаленной от объекта позиции наблюдателя,
создающей ощущение "незаинтересованности",
чистой созерцательности, формальной
правильности или живописной организации
объекта созерцания. Характер эстетического
восприятия городской среды с позиции
включенного наблюдателя сильно отличается
от того типа, который создан классической
эстетикой. И там и здесь перед зрителем
открывается виртуальная реальность,
виртуальное пространство, заполненное
непрерывно меняющими свою конфигурацию
и даже природу компонентами.
Постклассическая эстетика
проектирования городской средыа учитывает,
что средовое восприятие носит активный
характер, оно наиболее эффективно не
в статике, а в динамике, во время движения
и перемещения по городу.
Заключение
Город - одно из наиболее значительных
явлений в истории человечества. Многие
характеристики современных обществ,
в том числе и их проблемы, вытекают из
урбанистической среды существования.
Городская культура является
одной из важнейших характеристик, опосредующих
влияние города на личность. Под воздействием
городской культуры формируется особая
картина мира горожан.
Современная городская среда
предстает перед нами в постоянном движении,
развитии и преобразовании. И это понятно,
поскольку скоро сам термин "город",
как таковой, среди прочих определений
на современном этапе, формулируется не
как застывшая материальная оболочка,
а как процесс внутри этой оболочки, трансформирующий
ее. Поэтому современная городская культура
в нашей стране находится в постоянном
развитии.
Библиографический список
под научн. ред. Г.В. Драча: История мировой культуры (мировых цивилизаций). - Ростов н/Д: Феникс, 2010
Стайгер Б.: Археологические открытия, изменившие историю. - СПб.: Питер, 2009
Кузбасское отделение Российского
философского общества, Каф. философии Кемеровского гос.
ун-та ; Науч. ред. В.И. Красиков: Международный
день философии (ЮНЕСКО) в Кузбассе - 200:
глобализм и гуманизм. - Кемерово: [Б.И.],
2007
Ле Гофф Ж.: Цивилизация средневекового Запада. - Екатеринбург: У-Фактория, 2007
Черницкий А.М.: История исчезнувших цивилизаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
Бужилова А.П.: Homo sapiens: История болезни. - М.: Языки славянской культуры, 2005
Информация о работе Городская культура России в искусстве