Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа
Таким образом, важная роль в обеспечении нормального функционирования любой современной общественной системы принадлежит государству. Оно на протяжении всей истории своего существования выполняло задачи поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, регулировало хозяйственную деятельность, выполняло культурно-воспитательную и идеологическую функции, регулировало социальные отношения и обеспечивало социальную защищенность граждан.
Цель данной курсовой работы – определить основные проблемы и перспективы государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества.
Введение 3
Глава 1. Государство как субъект управления 7
1.1 Государство в системе общественных отношений 9
1.2 Государство и политическая сфера: основные проблемы управленческого уровня 12
Глава 2. Основные проблемы и перспективы государственного управления 18
2.1 Кризис государственного управления 18
2.2 Эффективность государственного управления, его перспективы 21
Заключение 29
Библиографический список…………………………………………………….31
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине:
Государственное и
на тему:
«Государственное управление в России: проблемы и перспективы»
Выполнила:
студент 2 курса 201 группы,
очной формы обучения
Хохлова Виктория
Саратов 2013
Государство выступает институтом управления обществом в целом в зависимости от поставленных целей. Оно является субъектом управления или регулятором, осуществляющим управление в случаях, когда необходимо вмешаться в функционирование объекта, реализующего некоторую цель.
Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении.
Необходимо отметить, что глобальные перемены в конце XX в. затрагивают все аспекты человеческой деятельности, что непосредственно влияет на роль и место государства в современном обществе. Чтобы ответить на многочисленные вызовы внешней среды, государство вынуждено реформировать государственную систему управления, приспосабливая ее к происходящим изменениям.1
Таким образом, важная роль в обеспечении нормального функционирования любой современной общественной системы принадлежит государству. Оно на протяжении всей истории своего существования выполняло задачи поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, регулировало хозяйственную деятельность, выполняло культурно-воспитательную и идеологическую функции, регулировало социальные отношения и обеспечивало социальную защищенность граждан.
В настоящее время все большую роль начинает играть глобализация мировых процессов, которая ломает узкие рамки национально-государственных границ и ведет к образованию общих товарных рынков, формированию всемирной информационной сети, созданию межгосударственных союзов и международных организаций. Существенные изменения происходят в системе политической власти и механизмах функционирования демократических институтов.
Безусловно, что данная проблема является наиболее острой и фундаментальной, а, как следствие, почти неразрешимой в контексте мировой политики. Неоспоримым фактом является то, что в России нет стержневой мысли в организации структуры государственного управления или, вернее сказать, эффективного государственного управления.2 Система управления, распределения властных полномочий, в конце концов, наш основной закон – Конституция является квинтэссенцией мирового опыта, но опыта неадаптированного к специфике нашей страны, такой опыт можно охарактеризовать как обычную, бездумную кальку.3
Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования пока не достигают должного уровня и не повышают эффективность государственного управления. Вместе с тем, неразработанность проблем организационно-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к неверным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений.
Кроме того, актуальность работы обуславливается и тем, что проблема эффективности государственного управления сегодня, по праву, может быть названа важнейшей составляющей в понимании современного государства. Она охватывает большинство частных проблем реализации государственного управления, служит основой для определения форм и методов управленческой деятельности, отражает закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно существующие и имеющие особое значения для его организации и функционирования.
В данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым разработкам в области обеспечения эффективности государственного управления, наших ученых и зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в области государственного управления хочется отметить следующие имена: Г.В Атаманчука, В.Игнатова. Относящиеся к новейшим исследованиям западных ученых и практиков в вопросе повышения эффективности государственного управления являются использованные в данной работе труды Батчикова С.А., Глазьева С.Ю., Друкер П..4 Сравнительный анализ роли государства в общественных процессах России и западноевропейских стран показывает, что подавление многих государственных функций и самоустранение от выполнения своих обязанностей недопустимо, это может привести к ослаблению, а не усилению нашей государственности. Но, безусловно, знание и применение западного опыта там, где это, возможно, является необходимым.
Цель данной курсовой работы – определить основные проблемы и перспективы государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества.
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
Государство является ведущим институтом политической системы, которая сосредотачивает в себе максимальную политическую власть. Этот институт обеспечивает организованность общества и поддерживает в нем определенный порядок.
Различные гуманитарные науки по-разному трактуют понятие «государство». Социология интерпретирует государство как политическую надстройку над экономическим базисом общества. В юриспруденции под государством понимается система учреждений, которые регулируют право и устанавливают в обществе определенную нормативную базу, которая будет в свою очередь регулировать основные общественные процессы. В экономической теории государство трактуется как инструмент, призванный регулировать экономические процессы в обществе. В политологии под данным понятием понимают явление политической жизни общества, которое регулирует взаимоотношения между социальными группами, национальными общностями и различными странами.
Сам термин «государство» обычно рассматривают в двух аспектах:
1. Государство отождествляется со страной, и определяют его как общность людей, которая имеет свои органы власти и проживает на определенной территории;
2. Государство рассматривается
как политический институт, т.е.
система учреждений, обладающая
верховной властью в
Однако до сих пор в определении понятия государства существует множество разногласий. XX век, несмотря на войны, революции, другие общественные события глобального и локального масштабов, так и не прояснил в должной мере сущность государства, его место и роль в жизнедеятельности людей. Не утихает дискуссия между либералами и этатистами, сохраняются односторонние трактовки государства как машины насилия, орудия подавления. Государство нередко рассматривается как собственность тех политических сил или лиц, которые в нем наделены в данный момент властью. Немало пишется о государстве и как о структуре благоденствия, которая якобы обязана каждому человеку принести добро.
Отрицательным в данном вопросе является то обстоятельство, что несмотря на десятки лет прошедшие со времени принятия Конституции Российской Федерации, которая провозгласила, что в стране учреждается демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1.1), в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является его многонациональный народ (ст. 3.1) , в научной и учебной литературе продолжается старая трактовка государства в качестве структуры, стоящей вне общества или над ним, но все равно противостоящей ему. Так например, Халипов В.Ф., автор концепции кратологии, считает, что государство – это совокупность официальных органов власти в той или иной стране, основное учреждение или способ политико-правовой организации жизни общества во главе с единоличным или коллективным правителем. Или, например, в «Юридической энциклопедии» сказано, что государство – есть способ организации классового общества <...> основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. Объективным выражением государства является совокупность представительных, исполнительных и судебных государственных органов, образующих государственный аппарат».
Почему-то большинство исследователей – юристов, политиков, экономистов, социологов – сводят государство к олицетворяемой им государственной власти с соответствующей системой органов (структур), забывая или игнорируя тот факт, что такая власть возможна лишь благодаря государству и является производной от него.6 Конечно, в истории не все и не всегда бывало так, но речь идет именно о современном демократическом государстве. Сегодня необходимо перестать использовать прошлые трактовки государства, особенно в России, где оно было либо самодержавным (имперским), либо орудием партии (советским), если мы всерьез думаем идти в будущее.
Необходимо твердо определить, что государство представляет собой многомерное явление, которое в сознании и жизни людей, общества отражается разными аспектами в зависимости от той его стороны, которая связана с конкретным вопросом, отношением, процессом, поведением, действием и т.д. Причем каждое проявление государства имеет смысл, поскольку оно несет в себе что-то от его сущности.
Государство, прежде всего, предстает перед каждым человеком в качестве формы общества. Оно определяется системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни. Это признавалось еще в 1905 г.: государство есть «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью». Государство имеет ограниченное поле деятельности и влияния в обществе, о чем нельзя никогда забывать. Оно объединяет людей, проживающих на очерченной государственными границами территории, и обеспечивает их взаимодействие между собой. В это взаимодействие вовлекаются самые разнообразные ресурсы, средства, предметы природы и общества, но государство связано с взаимодействием людей и через них организует и регулирует производственные, обслуживающие, образовательные и иные процессы. В целом, оно структурирует общество, обеспечивает его целостность и упорядоченность, что вовсе не противоречит его свободному развитию.
Сущность государства определяется также тем, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает и поддерживает в определенном объеме и состоянии свой аппарат – совокупность людей, профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением государственно-правовых норм в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с государственным управлением в функциональном его понимании, другая поддерживает внутреннюю (правопорядок) и международную устойчивость и безопасность государства, его взаимоотношения с мировым сообществом.
В виде формы общества государство выступает единовременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Вследствие длительного действия самодержавного и тоталитарного режимов государственного управления в сознание многих людей крепко вошло представление о том, что государство отдалено от общества, стоит очень «высоко» над ним и сверху посылает на общество свои решения и указания. Немало было сделано и для того, чтобы «верховную» власть превратили в нечто сверхъестественное, «богоподобное», доступное лишь «особым» людям. Многие из таких людей заводили государства в тупик.
Между тем, необходимо согласится с тем, что государственно-правовые институты создаются обществом для ведения общественных проблем, и люди, которые занимают любые посты в государстве, воспитываются и выдвигаются обществом. Государство «идет» от общества и призвано обслуживать его потребности, интересы, цели и волю. Следовательно, государственно-правовые институты в демократическом государстве, являются институтами самого общества и подлежат его ведению. Государство должно иметь только те институты, которые необходимы обществу и несут ему благо, и организовывать их таким образом, чтобы они вовлекали в свое формирование и функционирование набольшее число граждан. С этой точки зрения открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в процессы его деятельности характеризуют в главном развитость государства как демократического и правового общественного института.
Необходимо сказать еще об одном отличительном свойстве государства, которое представляет объединенное им общество людей в качестве целостности на мировой арене во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через государство устанавливаются и поддерживаются дипломатические отношения, заключаются и исполняются международные договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, унифицируются и защищаются права и свободы людей. Формирование открытых обществ усиливает интеграционные связи между народами, что повышает роль государств в налаживании международного сотрудничества и укреплении мирового правопорядка.
Информация о работе Государственное управление в России: проблемы и перспективы