Избирательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы автор ставит выявление особенностей регулирования института выборов в России. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи, решив которые мы сможем сложить целостное представление о рассматриваемом вопросе. Проанализировать нормативную базу по данной проблеме, проследить историю ее изменений; Рассмотреть научную и учебную литературу по данной проблеме, и на основе нее выделить особенности российского пути развития избирательного права; Сформулировать собственную точку зрения на проблемы российского законодательства по данной отрасли права.

Содержание работы

:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Избирательное право, как подотрасль конституционного права: общая характеристика.…………………………………………………………..4
§1. Избирательное право, предмет, метод, место в системе российского права…………………………………………………………4
§2. Субъективное избирательное право и избирательный процесс предметы правового регулирования: особенности законодательного закрепления принципов проведения выборов в России.………………..9
§3. Избирательная система, как предмет регулирования в избирательном праве: понятие, критерии, типологизация......................13
Глава 2. Особенности регулирования избирательных систем в Российской Федерации.………………………………………………………………………17
§1. Особенности избирательной системы при выборах Президента Российской Федерации…………………………………………………………17
§2. Особенности избирательной системы при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации….19
§3. Особенности избирательной системы при выборах депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы………………………………………….24
Приложение 1……………………………………………………………………27
Приложение 2……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Избирательное право. Избирательная система РФ..docx

— 74.33 Кб (Скачать файл)

 

Критерий

1993

1995

1999

2003

2005-2009

Нормативная основа регулирования

-    Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»

- «Положение о выборах  депутатов Государственной думы  в 1993 году»

Федеральный закон от 21 июня 1995 года

№ 90-ФЗ «О выборах депутатов  Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 24 июня 1999 года

№ 121-ФЗ «О выборах депутатов  Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации»

- Федеральный  закон от 18 мая 2005 года

№ 51-ФЗ «О выборах депутатов  Государственной

Думы   Федерального собрания Российской Федерации»

- Федеральный  закон от 26 апреля 2007года №64ФЗ

- Федеральный  закон от 21 июля 2007года №188ФЗ

- Федеральный закон от 9 февраля 2009 года

№ 3-ФЗ

- Федеральный закон от 12 мая 2009 года

№ 94-ФЗ

- Федеральный закон от 3 июня 2009 года

№ 108-ФЗ

- Федеральный закон от 19 июля 2009 года

№ 203-ФЗ

  1. Избирательная система

На основе как мажоритарной, так и пропорциональной избирательных  систем избираются по 225 депутатов.

Без изменений

Без изменений

Без изменений

Введена полностью

пропорциональная избирательная  система, с закрытыми списками

  1. Заградительный барьер

5%

5%

Введен «плавающий» заградительный барьер (снижение барьера в случаях, если 5 % преодолевает только один список или преодолевшие 5 % списки в совокупности получат менее 50 % голосов избирателей).

Для следующих выборов  заградительный барьер увеличен до 7 %.

Подтверждено увеличение заградительного барьера до 7 %, с 2009 г. Установлено, что партия, набравшая на выборах в Государственную думу от 5 до 6 % голосов,

получает  один мандат, а партия, набравшая  от 6 до 7 % — два мандата.

  1. Сбор подписей

- 100 тыс. для регистрации  списка кандидатов;

- до 1 % для регистрации кандидата

- В поддержку выдвижения  списка кандидатов должно быть  собрано не менее 200 тыс. подписей.

-  В поддержку выдвижения  кандидата должно быть собрано  не менее 1 % подписей избирателей  данного избирательного округа

Кандидаты и списки кандидатов могут регистрироваться на основании  избирательного залога (для кандидатов — 1000 МРОТ, для списков — 25 000 МРОТ).

Кандидаты и списки кандидатов, выдвинутые партиями и избирательными блоками, допущенными к распределению депутатских мандатов на выборах в Государственную думу, освобождены от необходимости сбора подписей или внесения залога

С 2009 г.

Необходимое количество подписей на выборах в  Государственную Думу сокращено до 150 тыс. для выборов 6-го созыва и до 120 тыс. для выборов последующих созывов. Партии, представленные не менее чем в трети законодательных органов субъектов РФ, освобождены от сбора подписей.

  1.      Агитация

Предусмотрено предоставление избирательным объединениям и кандидатам бесплатного эфирного времени на государственном телевидении и  радио.

Не менее одной трети  от общего объема выделяемого бесплатного  эфирного времени отводится для  совместного проведения дискуссий.

Предвыборная агитация может  начинаться после выдвижения кандидата (а не после его регистрации, как  в прежнем законе)

Без изменений

- Введено

правило, согласно которому при отказе партии от

участия в дебатах общее  время на дебаты сокращается, а партия получает свою долю времени для проведения индивидуальной агитации;

- с 2009г.

Отменена  норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ

«бесплатное»  эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие

менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих  выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей

Др. нормы

- В избирательном бюллетене  предусмотрена

графа «Против всех»;

- Выборы признаются несостоявшимися,  если в них приняло участие  менее 25 % избирателей;

-  Предусмотрено судебное обжалование решений избирательных комиссий

- Предельная сумма расходов  кандидата не может превышать  10 тыс. МРОТ. Предельная сумма  расходов избирательного объединения,  избирательного блока не может  превышать 250 тыс. МРОТ;

-  Выборы признаются  несостоявшимися, если в них приняло участие менее 25 % избирателей;

-  Список должен быть  разбит на региональные группы, при этом в центральной части  может быть не более 12 кандидатов.

-       Максимальный  размер

центральной части списка увеличен с 12 до 18 кандидатов.

-    Выборы по одномандатному  избирательному округу признаются  несостоявшимися,

если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число  голосов, меньше, чем число голосов, поданных против всех кандидатов

  • Число региональных

групп в списке кандидатов должно быть не менее 7;

  • Предельные размеры

расходования средств  избирательных фондов увеличены для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным округам, в 6 раз, для политических партий и избирательных блоков — в 10 раз; при этом размер избирательного залога увеличен в 9 и 15 раз;

- Максимальный размер  центральной части списка кандидатов  сокращен с 18 до 3;

- Максимальное число региональных  групп от  7 до 80;

- Предусмотрена возможность  создания собственных избирательных  фондов региональным отделениями политических партий; с учетом этого общий максимальный размер расходования

партией средств увеличен примерно в 9 раз;




 

 

Критерий

1996

2000

2004

2004-2008

2009

Нормативная основа регулирования

Федеральный закон

от 17 мая 1995 года

№ 76-ФЗ

«О выборах  Президента Российской Федерации»

Федеральный закон

от 31 декабря 1999 года

№ 228-ФЗ «О выборах  Президента Российской

Федерации»

Федеральный закон

от 10 января 2003 года

№ 19-ФЗ «О выборах  Президента Российской Федерации»

  • Федеральный закон

от 21 июля 2005 года

№ 93-ФЗ

  • Федеральный закон

от 12 июля 2006 года

№ 107-ФЗ

  • Федеральный закон

от 25 июля 2006 года

№ 128-ФЗ

  • Федеральный закон

от 26 апреля 2007 года

№ 64-ФЗ

  • Федеральный закон

от 9 февраля 2009 года

№ 3-ФЗ

  • Федеральный закон

от 19 июля 2009 года

 № 203-ФЗ

Выдвижение

Выдвижение кандидата  избирательным

объединением  производится на съезде избирательного объединения. Выдвижение

кандидата непосредственно  избирателями производится путем проведения собрания инициатив-

ной группы численностью не менее 100 человек.

Без изменений

Избирательное объединение  – только федеральная политическая партия.

Численность

группы избирателей, которая должна быть создана

в поддержку самовыдвижения кандидата, увеличена со 100 до 500 человек.

Граждане РФ, имеющие  гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, лишены пассивного избирательного права и права быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Отменен избирательный  залог

Сбор подписей

Для регистрации  кандидата должно быть собрано

не менее миллиона подписей избирателей (при досрочных  и повторных выборах — в  два раза меньше)

Без изменений

Кандидаты, выдвинутые политическими партиями и избирательными

блоками, которые  были допущены к распределению мандатов в Государственной думе, регистрируются без сбора подписей избирателей.

Необходимое число  подписей избирателей увеличено  с одного до двух

миллионов.

сокращен допустимый процент «брака» в подписных  листах, запрещено одновременное  представление подписей и внесение залога

Без изменений

Финансирование

Предельная сумма  расходов кандидата не может превышать 250 тыс. МРОТ

Пре дельная сумма  расходов кандидата увеличена до

300 тыс. МРОТ.

Предельная сумма  расходов средств избирательного фонда  кандидата увеличена примерно в 8 раз.

Запрещено вносить  пожертвования в избирательные  фонды и фонды референдума  некоммерческим организациям, получавшим в течение года, предшествующего  дню внесения такого пожертвования, денежные средства либо иное имущество  от организаций, которым запрещено вносить пожертвования в избирательные фонды

Без изменений

Признание выборов  несостоявшимися

Выборы признаются несостоявшимися, если в них

приняло участие  менее половины избирателей. При  повторном голосовании выборы признаются состоявшимися независимо от явки.

Выборы признаются несостоявшимися, если число голосов, поданных за кандидата,

набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем

число голосов, поданных против всех кандидатов.

Без изменений

Отменены на всех выборах голосование «против  всех» и соответствующие условия  признания выборов несостоявшимися

отмена порога явки,

Без изменений

Избирательная система

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

Мажоритарная абсолютного большинства, с двух туровым голосованием. Во втором туре мажоритарная относительного большинства

День голосования

Днем выборов  является первое воскресенье после  истечения конституционного срока, на который был избран Президент  РФ

Днем голосования  является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование  на предыдущих общих выборах

Без изменений

Введен единый в году день голосования (второе воскресенье

марта) и второй дополнительный день голосования

(второе воскресенье  октября).

Без изменений

Иные нормы

Предусмотрено голосование  по открепительному удостоверению.

Кандидат представляет сведения о доходах и имуществе  свои, супруга и детей.

  • Кандидаты освобождены от представления сведений о доходах и имуществе своих детей
  • Предусмотрено предоставление политическим партиям и избирательным блокам, выдвинувшим кандидатов, бесплатного эфирного времени на каналах общероссийских государственных

организаций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в  общероссийских государственных периодических  печатных изданиях дополнительно к  бесплатному эфирному времени и  бесплатной печатной площади, предоставляемой  самим кандидатам

запрет на

контрагитацию на телеканалах

Отменена норма, обязывающая партии, получившие менее 3 % голосов, оплачивать СМИ

«бесплатное»  эфирное время и «бесплатные» печатные площади, но взамен партии, получившие менее 3 % голосов на предыдущих соответствующих  выборах, лишены бесплатного эфирного времени и печатных площадей.


1 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).

2  Веденеев, Ю.А. , Навальный, С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России [Текст] / Ю.А. Веденеев, С.В. Навальный // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 2. – С. 67 – 68.

3 Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, - 1999., - С., 5-29.

4 Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.:Норма, 2007. - 784 с.

5  Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).

6 Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. А.Я. Сухарева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – VI, 858 с. –(Б-ка словарей «ИНФРА-М).

7 Любарев А. Е. КОНСТИТУЦИОННО–ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МНОГООБРАЗИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М: МГУ, 2004.

8 Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // ПОЛИС. 1997. № 3. С. 114–136.

9 Приложение 2.

10 Приложение 1

11 Александр Кынев. Выборы парламентов российских регионов 2003-2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. – М.:Центр «Панорама»,

2009. – 516 с.

12 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"

 


Информация о работе Избирательная система РФ