Избирательная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Избирательная система в РФ………………………………………….4
1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………………….4
1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………………5
Глава 2. Избирательный процесс в РФ……………………………………......11
2.1. Понятие избирательного процесса……......................................................11
2.2. Структура и стадии избирательного процесса…………………………...13
Заключение……………………………………………………………………...21
Список используемых источников……………………………….................

Файлы: 1 файл

реф. по зар.опыт ГМУ.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая  ее графическое изображение, осуществляется соответствующим представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через пять дней после  ее утверждения.

Для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей образуются избирательные  участки. Избирательные участки  образуются главой муниципального образования  по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета  не более чем 3 тысячи избирателей  на каждом участке не позднее чем  за 45 дней до дня голосования на выборах19.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, находящихся на территориях  иностранных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Требование о числе избирателей  на каждом избирательном участке  может не применяться при образовании  избирательных участков за пределами  территории Российской Федерации.

В ст. 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"20 предусмотрено, что избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений21.

Статья 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" закрепляет право выдвижения кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным  избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно  либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным  законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным  объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может  быть осуществлено избирательным объединением. Статья 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" определяет порядок сбора подписей в поддержку  выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума. Федеральными законами, законами субъектов РФ может  быть предусмотрено, что для регистрации  кандидатов в соответствующую избирательную  комиссию должны быть представлены также  сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Граждане  Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых  законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного  кандидата (за список кандидатов или  против него). Кандидатам и избирательным  объединениям и блокам гарантируются  равные условия доступа к средствам  массовой информации. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том  числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов  и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения  агитационных печатных материалов22.

Голосование на выборах проводится в календарный  выходной день. Время начала и окончания  голосования устанавливается законами, как правило — с 8 до 22 часов. О  времени и месте голосования  территориальные и участковые избирательные  комиссии обязаны оповестить избирателей  не позднее чем за 20 дней до дня  его проведения через средства массовой информации или иным способом. Подсчет  голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной  комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных  бюллетеней.

Наряду  с основными (обязательными) стадиями необходимо различать факультативные стадии избирательного процесса. Для  факультативных стадий характерно то, что они могут претендовать на реальное автономное существование  только в том случае, если прямо  предусмотрены законодательством  о выборах и лишь при наступлении  упомянутых в нем обстоятельств. Исходя из этого, факультативной стадией  избирательного процесса является стадия повторного голосования.

Заключение

Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы.

Избирательный процесс регулирует деятельность субъектов  публично-правовых отношений по формированию легитимных органов публичной власти различных уровней (органов государственной  власти, местного самоуправления, а  в некоторых случаях - органов  территориального общественного самоуправления). Избирательный процесс позволяет  обеспечить связь непосредственной демократии с представительной. Через  избирательный процесс реализуются  конституционные права граждан  участвовать в управлении государством непосредственно и через избираемые ими органы.

Избирательный процесс - один из основных институтов избирательного права, являющегося  подотраслью конституционного права. Он включает правовые нормы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами, важнейшими из которых являются акты, принимаемые избирательными комиссиями

Избирательный процесс развертывается во времени, проходя определенные стадии и циклы. Основные стадии избирательного процесса определяются законом: назначение выборов; регистрация избирателей и составление  списков избирателей; образование  избирательных округов и избирательных  участков; формирование избирательных  комиссий; выдвижение кандидатов; сбор подписей избирателей (внесение избирательного залога); регистрация кандидатов; предвыборная агитация; проведение голосования; определение  итогов голосования и результатов  выборов и т.д.

Основной  целью избирательного процесса является формирование органов власти в соответствии с установленными правовыми нормами. Она достигается путем совершения гражданами либо их объединениями действий на основе правовых норм.

Список используемых источников:

 

  1. «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171.
  4. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
  5. Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3336.
  6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007. С. 784.
  7. Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 23.
  8. Белов С. А. Избирательная система как правовой институт. М., 2007. С. 120.
  9. Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 352.
  10. Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 32.
  11. Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". М., 2007. С. 800.
  12. Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // «Журнал российского права», 2006, № 6.
  13. Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007. С. 240.
  14. Головин А. Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 336.
  15. Голубок С. А. Конституционное право России. М., 2008. С. 160.
  16. Карапетян Л. М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 2.
  17. Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 672.
  18. Миронов Н. М. Конституционные и международно-правовые основы системы избирательных комиссий в Российской Федерации // «Право и политика», 2006, № 9.
  19. Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5.
  20. Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. М., 2007. С. 416.
  21. Сидякин А. Г., Степанюк Д. Ю., Волкодав Ю. П. Сборник судебных решений по делам о защите избирательных прав граждан и права на участие в референдуме. Часть 2. М., 2007. С. 280.
  22. Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2007. С. 384.
  23. Эджворт Л., Барнес К., Дахл Б., Макдональд Л. Выборы Президента Российской Федерации. М., 2008.

 

 

 

 

 

1 «Конституция Российской Федерации» "Российская газета", № 237, 25.12.1993.

2 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

3 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171.

4 Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919.

5 Федеральный закон от 05.08.2000 № 113-ФЗ "О формировании Совета Федерации ФС РФ" (ред. от 21.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, № 32, ст. 3336.

6 Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 23.05.2005, № 21, ст. 1919.

7 Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ "О выборах Президента РФ" (ред. от 24.07.2007) // "Собрание законодательства РФ", 13.01.2003, № 2, ст. 171.

8 Нудненко П. В. К вопросу об определении понятия избирательной системы // «Конституционное и муниципальное право», 2008, № 5.

9 Прудников А., Гасанов К. Избирательное право. М., 2007. С. 46.

10 Шевчук Д. А. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. М., 2007. С. 74.

11 Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // «Журнал российского права», 2006, № 6.

12 Белов С. А. Избирательная система как правовой институт. М., 2007. С. 52.

13 Головин А. Г. Избирательное право России. М., 2007. С. 25.

14 Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". М., 2007. С. 516.

15 Безруков А.В. Реформирование избирательной системы при проведении парламентских выборов в России // «Конституционное и муниципальное право», 2007, № 23.

16 Выдрин И. В. Избирательное право Российской Федерации. М., 2007. С. 79.

17 Карапетян Л. М. Конституция и партийно-политическая избирательная система в России // «Конституционное и муниципальное право», 2006, № 2.

18 Борисов И. Гамма демократии. Современная избирательная система Российской Федерации. М., 2007. С. 14.

19 Белоносовский В. Избирательное право. М., 2007. С. 127.

20 Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ред. от 22.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, № 24, ст. 2253.

21 Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 284.

22 Лучин В. О., Белоновский В. Н., Пряхина Т. М. Избирательное право России. М., 2008. С. 288.


Информация о работе Избирательная система Российской Федерации