Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 19:06, контрольная работа
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения выборов.
Предмет: нормы права, регулирующие проведение муниципальных выборов.
Целью данной работы является исследование особенностей муниципального избирательного процесса.
Введение ……………………………………………………………….………. 3
1. Понятие и виды муниципальных выборов ....………………………........... 4
2. Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов ……………………………………………………………………..…... 7
3. Стадии муниципального избирательного процесса ……………………..... 8
Заключение …………………………………………………………………….. 13
Список использованной литературы …………………………………………. 14
2. Избирательные системы,
используемые при проведении муниципальных
выборов ……………………………………………………………………..….
3. Стадии муниципального избирательного процесса ……………………..... 8
Заключение …………………………………………………………………….. 13
Список использованной литературы …………………………………………. 14
Местное самоуправление призвано обеспечивать одновременно эффективное и приближенное к населению управление местными делами. Институты местного самоуправления, способствуя развитию самоорганизации населения, общественной самодеятельности, оказывают существенное влияние на процесс формирования гражданского общества.
Конституцией Российской Федерации установлено, что высшим непосредственным выражением власти народа наряду с референдумом являются свободные выборы.
Выборы - наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления.
Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения выборов.
Предмет: нормы права, регулирующие проведение муниципальных выборов.
Целью данной работы является исследование особенностей муниципального избирательного процесса.
В Конституции РФ выборы характеризуются как высшее непосредственное выражение власти народа (ч. 3 ст. 3), способ осуществления гражданами не только государственной власти, но и местного самоуправления (ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 130).
Муниципальные выборы проводятся в муниципальных образованиях, особенности которых отражаются на организации выборов органов и должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, создаваемых в порядке, установленном законодательством.
Под муниципальным образованием понимается законодательно установленная населенная территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
В соответствии с «Законом об общих принципах организации местного самоуправления», под муниципальными выборами понимается избрание депутатов, членов выборного органа, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.1 Именно таким образом формируется приближенная к населению структура органов местного самоуправления, на которую возлагается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.
Участие граждан Российской Федерации в выборах в органы местного самоуправления является свободным и добровольным.
Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п. 1 ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Правовой основой проведения муниципальных выборов является ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».2 А так же законы о выборах в органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации; уставы муниципальных образований.
Если законом субъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и учреждения муниципальных образований или истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, применяется федеральный закон, который служит целям защиты конституционных прав граждан РФ избирать в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и принятыми уставами муниципальных образований.
Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Согласно ст. 23 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Гражданин РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Главная целевая установка очередных выборов - обеспечение преемственности муниципальной власти.
Досрочные выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления в целом, главы муниципального образования.
Повторные выборы проводятся тогда, когда очередные, досрочные выборы признаются несостоявшимися или недействительными, или кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.
Повторные выборы следует отличать от повторного голосования - так называемого второго тура голосования. При повторном голосовании не начинается новая избирательная кампания, а лишь проводится акт голосования по двум кандидатам, набравшим на первичных выборах наибольшее число голосов.
Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, несовместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному округу, дополнительные выборы назначаются тогда, когда в округе оказываются замещенными 2/3 мандатов. Цель дополнительных выборов - обеспечение максимального уровня представительности муниципальной власти.
Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
2. Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов
Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.
Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.
Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).3
Мажоритарная избирательная система - это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Пропорциональная избирательная система - это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов.
3. Стадии муниципального избирательного процесса
Выборы проводятся посредством избирательной кампании.
Избирательная кампания - это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов, до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Под избирательным процессом следует понимать совокупность процессуальных государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Избирательный процесс состоит из упорядоченной совокупности стадий, соблюдение, охрана и защита которых гарантируется конституциями, иными законами и актами, деятельностью соответствующих органов государственной власти и общественно-политических организаций. К основным стадиям избирательного процесса относятся: 4
1. Назначение выборов уполномоченным на то органом или должностным лицом в соответствии со сроками, установленными конституциями, законами, уставами.
2. Составление списков избирателей.
3. Формирование избирательных округов.
4. Формирование избирательных участков.
5. Формирование избирательных комиссий.
6. Выдвижение кандидатов и их регистрация.
7. Проведение предвыборной агитации.
8. Проведение голосования и подсчета голосов.
9. Установление результатов выборов и их опубликование.
Рассматривая основные стадии избирательного процесса по подготовке выборов, следует отметить, что в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подробно рассматривается процедура назначения выборов (ст. 10).
1-й этап. Подготовка к выборам. Для организации подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований формируются избирательные комиссии. Обычно формируются следующие избирательные комиссии:
1) избирательная комиссия муниципального образования;
2) окружные избирательные комиссии;
3) участковые избирательные комиссии.
При проведении выборов главы муниципального образования полномочия окружной избирательной комиссии исполняет избирательная комиссия муниципального образования. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.
Избирательный округ -- территория, которая образована (определена) в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
После образования избирательных округов для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки не позднее, чем за 45 дней до дня голосования. Избирательные участки - это территориальные единицы, создаваемые для проведения голосования и подсчета голосов.
2-й этап. Назначение выборов. В соответствии со ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования.
В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, а также в случае отсутствия уполномоченного на то органа очередные выборы назначаются и проводятся избирательной комиссией муниципального образования соответственно уровню выборов в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.
3-й этап. Выдвижение и регистрация кандидатов. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением, избирательным блоком.
Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями, в том числе входящими в состав избирательных блоков, осуществляется в соответствии с ФЗ от 11.07 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 01.01.2013).
Информация о работе Избирательные системы, используемые при проведении муниципальных выборов