Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 12:15, курсовая работа
Целью данной работы является изучение органов местного самоуправления: дать определение понятия муниципальное управление; рассмотреть основные задачи муниципального управления; эффективность муниципального управления. Поскольку это имеет принципиальное значение для правильного понимания темы и представляет собой основу для всех законов РФ и ее субъектов и других правовых актов, связанных с вопросами местного самоуправления.
Введение
1. Понятие муниципального управления
1.1 Муниципальное управление в РФ
1.2 Цель и перечень задач
1.3 Эффективность муниципального управления: основные критерии и показатели
2. Анализ муниципального управления
2.1 Проблемы эффективности муниципального управления
2.2 Развитие муниципального управления
3. Пути совершенствования системы муниципального управления в России
3.1 Основные векторы дальнейшего развития
Заключение
Список литературы
Все планируемые действия по повышению эффективности должны проверяться на соответствие критерию того, можно ли с их помощью получить большие результаты с меньшими затратами. При этом затраты на мероприятия по повышению эффективности не должны превышать ожидаемый положительный эффект.
Возможно повышение
уровня показателей экономической
эффективности при
Используемые критерии эффективности должны не только отражать степень достижения поставленных целей, но и учитывать случаи, когда деятельность государственных служб вызывает новые проблемы и требования или отрицательно влияет на состояние общества. Очень важно выявлять, не вызывает ли деятельность органов правопорядка жалоб на излишнюю грубость, жестокость, не вызывает ли неправильно организованная уборка дорог увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. Основным показателем того, в чем нуждается общество, какие потребности надо удовлетворять, и в какой степени, учитывая нехватку ресурсов, является мнение населения.
Таким образом, при грамотном использовании совокупность показателей технической и экономической эффективности может дать полное и достоверное описание деятельности муниципальных служб и оперативно фиксировать все изменения в уровне производительности различных служб. Полученные данные могут использоваться как для нужд повышения эффективности управления, так и для различных отчетов о проделанной работе перед обществом. Выбор конкретных показателей, которые должны включаться в систему постоянного мониторинга потребностей населения, зависит в первую очередь от целей и задач, поставленных перед системой.
2.1 Проблемы эффективности муниципального управления
Проблема эффективности
муниципального управления всегда была
актуальной, но в настоящее время
стала еще острее. Последствия
неверно выбранной стратегии
и тактики муниципального управления
в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных
образований. Жизненной необходимостью
стало уменьшение риска принятия неверных
решений путем использование научных
методов управления, широкого использования
опыта менеджмента и маркетинга, стратегического
планирования и управления. Но вместе
с тем переход на современные методы управления,
связан с определенными трудностями.
В настоящее
время местное самоуправление в Российской
Федерации составляет одну из основ конституционного
строя. Его положение в политической системе
российского общества определяется тем,
что это тот уровень власти, который наиболее
приближен к населению, им формируется
и ему непосредственно подконтролен, решает
вопросы удовлетворения основных жизненных
потребностей населения. Рационально
организованные органы местного самоуправления
позволят эффективно использовать местные
ресурсы, снимать социальную напряженность
в обществе, повышать доверие населения
к власти.
Децентрализация государственного
управления сама по себе еще не гарантирует
эффективности управления. Для построения
эффективной системы
·адекватно описать объект управления;
·определить цели и задачи управления;
·выявить ограничения, препятствующие
реализации целей и задач;
·задать критерий качества управления.
На решении
этих задач основывается выбор структуры
и функций системы управления.
Местное самоуправление, являясь властью наиболее приближенной к населению, к проблемам территории, на которой проживает население, оказалось наиболее финансово ущемленным в сравнении с другими уровнями власти. Неопределенность и неустойчивость полномочий органов местного самоуправления, утверждаемых на федеральном уровне, приводят к произволу по отношению к предметам ведения органов местного самоуправления со стороны государственной власти субъектов Федерации. В результате финансовые ресурсы, оставляемые местному самоуправлению, не соответствуют тому кругу задач и функций, которые стоят перед ним. В этих условиях говорить об эффективном управлении просто бесполезно.
Для руководства города управление осуществляется через информацию, которая поступает от служащих в виде всевозможных записок, справок . При этом подходе стабильность объекта по большей части зависит от опыта и искусства его руководства. Видно, что на федеральном уровне эффективно управлять не получается. Руководство г. Шумиха осуществляется гораздо успешнее, но даже неспециалисту видно, что дается это с большим напряжением.
С позиций сложности управления Шумиха является отдельным государством среднего размера. Управление таким серьезным «механизмом» сложнее, чем, например управление корпорацией «Дженерал Электрик», а там только к стратегическому планированию привлекались более двухсот сотрудников, каждый из которых являлся специалистом высочайшего класса. На решение сиюминутных проблем города и на проработку его перспектив мобилизованы сегодня тысячи служащих. Но период реализации относительно простых способов наведения порядка в системе, который можно и нужно осуществлять с помощью жесткой чиновничьей вертикали, не может длиться долго. Даже успешно реформированная чиновничья управленческая вертикаль, хорошо справившаяся с крупными вопросами города, действует куда менее эффективно в вопросах касающихся отдельного жителя. Каждый чиновник, даже истинно преданный городу, понимает задачи по-своему, у каждого индивидуальный метод pa6oты и, как говорят, управленцы, свои коэффициент запаздывания принятия управленческих решений и оценки их последствий.
Чтобы эффективно управлять сложными территориальными и хозяйственными объектами, сегодня необходимо применять современные достижения управленческой науки. Устойчивость хозяйственного объекта определяется не только наличием отлаженной системы управления внутри, но и умением осуществлять мониторинг внешней среды, прогнозировать ее изменения, а самое главное - быстро под них подстраиваться. И в этом может помочь новый мощный инструмент управления - ситуационный центр, позволяющий улучшить управляемость объекта, повысить его среднесрочную и долгосрочную стабильность, снизить нагрузку на первых лиц, принципиально усовершенствовать управленческий процесс.
Власти города Шумиха демонстрируют явное стремление именно к эффективному управлению. Мэр города своевременно мобилизовал на эти цели три стратегических резерва: быстро ввел основы рыночного хозяйствования в городе, на сто процентов использовав положение Шумихи; не дал разгромить чиновничий корпус и использовал его для создания новой управленческой вертикали; сумел расположить к себе культурную и информационную элиту и с ее помощью, а также за счет собственного открытого поведения установил доверительные отношения с горожанами.
Таким образом, на этом фоне самым логичным и правильным должен быть следующий шаг, решающий проблемы эффективного управления городом и научного долгосрочного планирования на основе использования современных компьютерных технологий. Компьютер давно используется для управления крупными проектами.
3.1 Основные векторы дальнейшего развития
Развитие муниципального
управления и местного самоуправления находятся сегодня на переднем
плане демократических преобразований
и формирования гражданского общества
в России. Это – важнейшая задача, решение
которой определяет как прочность системы
гражданских институтов, так и возможности
эффективной организации хозяйственной
жизни на территориях России.
Перед определением
устройств повышения эффективности муниципального
управления следует найти аспекты эффективности
- это способность муниципальных структур
на различном уровне удачно решать экономические,
социальные, денежные, организационные
и остальные задачи, достигать поставленных
целей, согласовывать и координировать
экономические и политические интересы
разных групп населения, действуя при
всем этом в строго определенном правовом
пространстве. Верно делегируя возможности,
можно создать идеальный механизм, который
будет поражать собственной эффективностью .
Одним из
вопросов, крайне актуальных для развития
муниципального управления является уровень
профессионализации его деятельности
и, соответственно, кадровая обеспеченность.
Отсюда, в свою очередь, вытекает актуальность
вопроса подготовки и переподготовки
кадров для сферы муниципального управления.
Развитие
системы местного самоуправления в России
формирует муниципальное управление как
новую сферу управленческой деятельности
и новую профессиональную квалификацию.
Это происходит из-за того, что задачи,
с которыми сегодня имеют дело органы
местного самоуправления, существенно
отличаются от задач, которые решали местные
советы и их исполнительные комитеты в
советской структуре территориального
управления, а также от задач, которые
решаются в системе государственного,
производственного и бизнес - управления.
Для того
чтобы работа органов муниципального
управления была эффективной, необходимо,
чтобы основополагающие принципы ее работы
задавались на федеральном уровне, в частности,
чтобы федеральное законодательство в
части местного самоуправления было полным,
непротиворечивым, системным. Опыт показал,
что регулирование ряда ключевых вопросов
местного самоуправления на уровне субъектов
Федерации не дает положительных результатов,
а зачастую приводит к явно негативным
для людей явлениям. Местное самоуправление
должно быть надежно защищено федеральным
центром. Иначе социальные проблемы никогда
не будут решены .
Особым
видом управленческого решения является
бюджет муниципального образования, когда
органы исполнительной власти берут на
себя обязательства, что, в соответствии
с выделенными средствами, они обязуются
достичь согласованных результатов, а
представительные — обеспечение контроля
расходования и выполнение взятых перед
избирателями на себя обязательств .
По сути,
разработка и утверждение бюджета — это
то время, когда следовало бы определиться
с оценкой эффективности муниципального
управления. Когда исполнительные органы
берут на себя обязательства, выраженные
«измеримыми результатами», «под которые
выделяются соответствующие средства»
и определяются изменения, которые должны
произойти в здравоохранении, образовании,
жилищно-коммунальной сфере, необходимо
при этом понять, что муниципальные ресурсы
вкладываются не в образование, здравоохранение,
жилищно-коммунальную сферу и т.п., а в
изменения, которые должны в них произойти.
Для каждого
структурного подразделения необходимо,
во-первых, определить сферы деятельности
и изменения, которые должны произойти
в данных сферах. Во-вторых, определить
сферы деятельности совместной, с другими
структурными подразделениями, компетенции
и, соответственно, изменения, которые
должны в них произойти. Определить средства,
которые могут быть выделены из бюджета.
Все названные атрибуты должны носить
согласованный характер.
Определить,
какие обязательства берет на себя представительный
орган местного самоуправления, а какие
— органы исполнительной власти местного
самоуправления. Все это должно приобрести
для органов местного самоуправления
статус закона.
Информационное обеспечение – механизм повышения эффективности
муниципального управления.
В данный
момент можно сказать, что мы живем в информационном
обществе, где ценность информации тяжело
переоценить. "Кто обладает информацией,
тот обладает миром" - это теорема. Особо
принципиальное значение она приобретает
в органах муниципального управления,
обеспечивая его рациональность и эффективность.
Информационное обеспечение является
базой, на которой строится управленческая
деятельность муниципального аппарата.
Информация,
циркулирующая в органах муниципального
управления, разнородна и разнообразна.
Она может относиться к внешнеполитической,
экономической, социально-политической
и экологической обстановке. Информация
этих видов имеет самостоятельную ценность
также для соответственных региональных
управленческих структур, когда они выступают
как органы, принимающие решения в пределах
собственной компетенции. Не считая того,
она служит в качестве базы для нормативных
документов.
Требование
к информации как к средству повышения
эффективности муниципального управления:
1. Информация - это стратегический ресурс.
Она обязана быть полной, актуальной, достоверной,
обхватывать весь диапазон интересующих
вопросов, собираться часто, с определенной
периодичностью.
2. Информация обязана отвечать композиции
целей, которые ставят органы муниципального
управления, с теми средствами, которыми
она хочет их добиваться. Её качественность
и достаточность разрешают органам иметь
перед собой действующий план, определять
настоящие и чёткие цели управленческих
действий.
Использование
Интернет - технологий в муниципальном
управлении предоставляет многочисленные
возможности, основные из которых:
• повышение конкурентного потенциала,
инвестиционной привлекательности муниципального
образования (МО), так как создается имидж
прогрессивной администрации и положительный
образ МО как места проживания и работы;
• использование в работе МО технологий
регионального и муниципального Интернет
- маркетинга;
• повышение качества отношений с жителями
и организациями:
-сокращение времени на получение требуемой
информации;
-обеспечение круглосуточного доступа;
- сокращение штата муниципальных служащих,
экономия бюджетных средств на обеспечение
деятельности (фонд оплаты труда, канцелярские
расходы и т.д.);
-формирование активной и сплоченной власти;
- местная власть станет более доступной,
а ее деятельность - более прозрачной с
точки зрения процедур и функций, и подотчетной
через электронную почту и публичные выступления
в сети ее руководителей.
Укрепление
экономической и денежной базы регионов.
Это действующий путь повышения эффективности
муниципального управления, который получает
возможность сформировывать обычный бюджет
и внебюджетные фонды и тем самым решать
стоящие перед ней вопросы. Но для этого
необходимы отлично проработанные программы
с верно поставленными целями и задачами
.
Успешное
экономическое и социальное развитие
регионов - это центральный нюанс повышения эффективности
муниципального управления. Конкретно
на данной почве региональные структуры
власти обретут уверенность, устойчивость
и нужную динамику. А это главные составляющие
эффективности муниципального управления.
Публичность
как один из механизмов эффективности
муниципального управления.
В практике
муниципального управления существуют
разнообразные формы участия населения
в процессе управления муниципальным
образованием: через выборные и другие
органы местного самоуправления, а также
непосредственно и через советы, комиссии,
конференции, референдумы и др., поэтому
органы муниципального управления должны
создать условия для эффективного участия
граждан в осуществлении местного самоуправления.
Для создания
эффективной работы органов местного
самоуправление планируется:
- внедрение методических основ и систем
мониторинга процессов управления по
результатам, качества предоставления
услуг
- освещение хода реализации системы мероприятий
административной реформы
-обеспечение информационной открытости
местного самоуправления
- участие представителей гражданского
общества в процессе подготовки и принятия
органами местного самоуправления решений
с последующим осуществлением необходимого
мониторинга
Создание
системы мониторинга качества и доступности
муниципальных услуг является неотъемлемым
элементом внедрения административных
регламентов и должно обеспечить системную
независимую оценку их применения с участием
пользователей услуг, своевременную коррекцию
предоставления услуг.
Механизмами повышения эффективности
муниципального управления являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Местное самоуправление
в силу того, что оно наиболее близко к проблемам
населения, способно решать проблемы людей
эффективней, чем любой другой уровень
власти.
Место и
роль муниципального управления в местном
самоуправлении определяется следующими
характеристиками:
а) муниципальное управление - конкретный
вид деятельности по осуществлению местного
самоуправления, имеющий функциональную
и компетенциональную специфику;
б) муниципальное управление - это прерогатива
только органов муниципального управления
(местного самоуправления);
в) муниципальное управление - в основном
исполнительная деятельность, осуществляемая
в процессе повседневного непосредственного
руководства экономической, социальной,
политической и духовной сферами муниципального
образования;
г) муниципальное управление - подзаконная
деятельность, регламентируемая муниципальным
правом.
Внутренняя
эффективность муниципального управления
— эффективность работы органов местного
самоуправления, которая заключается
в эффективности выработки, принятия,
организации исполнения решений, обеспечивающих
наращивание, развитие и рациональное
использование потенциала личности, домашнего
хозяйства, малого бизнеса, их самодостаточность.
Внешняя
эффективность — эффективность, т.е. степень
соответствия целей и результатов деятельности
органов местного самоуправления потребностям
и интересам населения, уровень удовлетворенности
запросов населения в услугах данного
рода.
Эффективность
и целесообразность органов местного
самоуправления для населения предполагает
необходимость развития муниципальной
демократии, более действенных условий
для самостоятельного решения населением
вопросов местного значения, поддержки
инициатив и самодеятельности граждан.
Можно с
уверенностью утверждать, что миссией
муниципального управления является повышение
уровня и качества жизни населения муниципального
образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ. - М.:
ИНФРА-М, 1993.
2. Закон РФ «Об основных принципах организации
местного самоуправления в РФ» № 131 –
ФЗ от 06.10.2003.
3 . Европейская хартия о местном самоуправлении.
Русская версия. Страсбург. № 92-871-0804-8,
1990.
4. Глазунов Н.И. Государственное (административное)
управление: Учебник для вузов/ Н.И.Глазунов.
– М.: Проспект, 2006.- 320с.
5. Зотов В.Б. Система муниципального управления:
Учебник для вузов/ В.Б. Зотов.- 3-е изд.,
испр. и доп. – Изд-во Питер, 2008.- 512с.
6. Можаева Н.Г. Муниципальное управление:
Учебное пособие для вузов/ А.А.Скамницкий,
Н.Г. Можаева.- Гардарики УИЦ, 2006.- 254с.
7. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное
управление: Учебник для вузов/ В.Е. Чиркин.-
М.: Юристъ, 2003.- 320с.
8. Широков А.Н. Основы местного самоуправления
в РФ: Учебное пособие/ А.Н. Широков.- М.:
Муниципальная власть, 2000.-304с.
9. Гричук А.Г. К вопросу об эффективности
муниципального управления/ А.Г. Гричук
// Чиновникъ.- 2007.- № 304(31).
10. Даниленко Н.И. Бюджет развития муниципального
образования/ Н.И. Даниленко// Практика
муниципального управления.- 2009.- № 2 - с.99-109.
11. Итоги реализации ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ» в 2007г.// Вопросы местного самоуправления
РФ: Стратегия и практика муниципального
развития.- 2008.- №2.- апр. – с.4-23
12. Ковалев В.А. Российская муниципальная
реформа: бесконечный тупик?/ В.А. Ковалев//
Политекс.-2005.- №3.
13. Нестеров А.В. О качестве государственного
и муниципального управления/ А.В. Нестеров//
Государственная власть и местное самоуправление.-
2006.- №12.
14. Татаркин А. Пути совершенствования
местного самоуправления /А. Татаркин,
В. Бочко// Федерализм.- 2008.- №1.- март.- с.117-132
15. Татаурова Е.Н. Муниципальное управление:
проблема взаимодействия с населением/
Е.Н. Татаурова// Регионология.- 2008.- №1.-
дек.- с.4-8
16. Трофимова И.Н. Муниципальное управление:
ориентация на результат/ И.Н. Трофимова//
Государственная власть и местное самоуправление.-
2007.-№1.
17. От чего зависит действенность муниципального
управления // Трудности теории и практики
управления.- 2002.- №1