Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:58, курсовая работа
Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизне-деятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов территорий, основной доставляющей которых являются бюджетные ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ.. 1
ГЛАВА 1.УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ КАК ОСНОВА.. 3
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ.. 3
1.1.Организационно-финансовые аспекты управления. 3
экономическим развитием муниципального образования. 3
1.2 Критерии эффективного управления ресурсами муниципальных образований 14
1.3 Повышение эффективности управления ресурсами. 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 36
2.1 Оценка состояния ресурсов муниципального развития. 36
2.2 Определение направлений развития ресурсов. 55
2.3 Ключевые проблемы, сдерживающие развитие города. 59
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.. 61
РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 61
«ГОРОД ДЗЕРЖИНСКИЙ». 61
3.1 Научно-техническое и промышленное развитие. 61
3.3 Развитие городского сообщества и общественного самоуправления. 65
3.5 Информационное развитие. 69
3.4 Развитие культуры и отдыха. 70
3.5 Развитие городской инженерной инфраструктуры.. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 81
Решение вопросов
финансовой деятельности в соответствии
с особенностями городских
Особенностью власти городского самоуправления, в отличие от государственной власти, является отсутствие ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Последняя вообще отсутствует как элемент власти на уровне местного сообщества, т.е. отсутствует, в принципе, какое-либо подчинение судей органам местного самоуправления. Разделение же властей на муниципальном уровне может проявляться только посредством разграничения полномочий между представительными и исполнительными органами власти при наличии общих предметов ведения.
В соответствии с природой местных органов власти решаются и конкретные вопросы финансовой деятельности. Таким образом, местные органы власти одновременно решают несколько задач: обеспечение нормального функционирования объектов, обеспечивающих потребности населения и создание экономической основы для своей деятельности.
Самоуправление на любом уровне эффективно только в том случае, если оно опирается на солидную финансовую и экономическую основу, а реальной властью обладает лишь тот орган, который располагает ресурсами. При этом, интересно заметить, что передача государственными органами определенных полномочий по решению тех или иных вопросов требует передачи соответствующего финансово-экономического обеспечения муниципалитетов. Однако, реализация задач городского самоуправления требует высокой степени самостоятельности финансовой и экономической базы.
Экономическая
основа местного
В
соответствии со ст. 50 ФЗ «Об
общих принципах организации
местного самоуправления» в
В
собственности муниципальных
1) имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения;
2) имущество,
предназначенное для
3) имущество,
предназначенное для
2. В собственности поселений могут находиться[10]:
1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;
2) автомобильные
дороги общего пользования,
3) жилищный
фонд социального
4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;
5) имущество,
предназначенное для
6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;
7) библиотеки;
8) имущество,
предназначенное для
9) объекты
культурного наследия (
10) имущество,
предназначенное для развития
на территории поселения
11) имущество,
предназначенное для
12) имущество,
предназначенное для сбора и
вывоза бытовых отходов и
13) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
14) имущество,
предназначенное для
15) земельные
участки, отнесенные к муниципа
16) обособленные водные объекты на территории поселения;
17) леса,
расположенные в границах
3.. В
собственности муниципальных
1) имущество,
предназначенное для электро-
и газоснабжения поселений в
границах муниципального
2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;
3) пассажирский
транспорт и другое имущество,
предназначенные для
4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;
5) имущество,
предназначенное для
6) имущество,
предназначенное для
7) имущество,
предназначенное для
8) имущество,
предназначенное для оказания
на территории муниципального
района скорой медицинской
9) имущество,
предназначенное для
10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;
11) имущество,
включая земельные участки,
12) межпоселенческие
библиотеки и библиотечные
13) имущество,
необходимое для официального
опубликования (обнародования)
14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;
15) обособленные
водные объекты на территории
муниципального района, расположенные
на межселенной территории
4. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные для муниципальных районов и поселений.
Финансовые ресурсы местного самоуправления составляют:
Доходы от местных, региональных и федеральных налогов и сборов, а также средства самообложения граждан.[12]
Кроме того, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, последняя обеспечивает их функционирование путем выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Универсальных критериев социальной эффективности управления не существует. Однако в определении социального эффекта необходимо учитывать масштабы управленческого решения, мотивы управления, а также временные интервалы, в течение которых предполагается получить ожидаемый результат. Можно вполне согласиться с тем, что социальный эффект есть мера содействия решению социальной проблемы: чем в большей степени то или иное действие способствует ее решению, тем оно социально эффективнее[13].
Как известно, задача местного самоуправления - решение вопросов местного значения. Соответственно, чем лучше они решаются - тем местное самоуправление эффективнее. Демократические традиции развитых стран позволяют сформулировать определенные общезначимые принципы эффективного функционирования местного самоуправления[1]. К ним относятся:
· широкие возможности и права в вопросах финансовой и хозяйственной самостоятельности, реализуемые в том числе посредством разумного налогообложения населения, предприятий и организаций;
· значительная свобода действий в сферах, связанных с жизнеобеспечением населения, проживающего на данной территории;
· ограничение вмешательства государства только сферой, предписанной законом;
· отделение функций нормативного регулирования от функций непосредственного хозяйственного управления сферами обслуживания населения;
· четкое разграничение уровней местного самоуправления через определение для каждого из них не перекрывающих друг друга сфер влияния и компетенции;
· самоуправление через выборы доверенных лиц, сменяемых и подотчетных населению;
· широкая социальная база процессов принятия решений и управления.
Эффективность
местного самоуправления
Помимо процентных отчислений от налогов и других платежей по законодательно установленным нормативам, а также сумм, выделяемых из бюджета вышестоящего уровня (дотаций и субвенций)[14], финансовую базу местного самоуправления должны составлять местные налоги и сборы, ставки которых, в рамках закона, вправе устанавливать органы местного самоуправления. Совершенствование налоговой системы на местном уровне приобретает особую актуальность в связи с тем, что состояние экономики и финансов страны в целом, явная недостаточность собственных закрепленных доходов препятствуют эффективному выполнению органами местного самоуправления своих функций. Специфические особенности последних заключаются в том, что производство общественных товаров и услуг финансируется из местных бюджетов, сами товары и услуги подлежат коллективному потреблению, которое, особенно учитывая снижение жизненного уровня значительной части населения нашей страны, должно быть гарантировано.
Можно утверждать, что возможности органов местного самоуправления пополнять свои бюджеты за счет введения дополнительных местных налогов на сегодняшний день весьма ограничены. В этой связи возникает необходимость ослабить жесткую финансово-бюджетную зависимость от вышестоящих управленческих уровней, создать условия для повышения эффективности системы местного налогообложения. Для этого требуется внести изменения в налоговое законодательство, а именно - предоставить органам местного самоуправления налоговую базу, достаточную для формирования бюджета, способного обеспечить минимальный уровень развития муниципального образования. Критерием может быть средняя бюджетная и финансовая обеспеченность одного жителя, проживающего на данной территории.
Продуманная налоговая политика, в том числе различные скидки, льготы или полное освобождение от отдельных налогов, должна быть одним из направлений целенаправленной поддержки на местном уровне малого и среднего предпринимательства. Это имеет большое значение для экономики России, так как конкурентное народное хозяйство не может существовать без результативно функционирующего малого бизнеса. С его помощью могут быть решены многие не только экономические, но и социальные задачи. Как показывает опыт государств с развитой экономикой, малый бизнес выполняет ряд важнейших функций. Способствуя повышению эффективности производства, он выступает дополнительным источником конкуренции. Малый бизнес более восприимчив к нововведениям, чем крупные корпорации, так как может быстро перестраивать производство и апробировать оригинальные идеи, а из-за ограниченности финансовых средств заинтересован в ускоренной разработке технических проектов. Поэтому, представляя полигон для новаций, малые предприятия способствуют внедрению новых технологий и новых изделий. Заполняя рыночные ниши, которые крупные компании считают недостаточно емкими, малые предприятия способствуют наполнению потребительского рынка товарами и услугами. Создание новых рабочих мест - а за рубежом около половины их прироста приходится на малый бизнес - амортизирует негативное влияние на крупные предприятия неожиданных экономических, социальных и политических потрясений. Малые предприятия больше способствуют самовыражению личности, предоставляя ей возможность лучше почувствовать свою нужность. На таких предприятиях складываются особые человеческие отношения и более благоприятный социально-психологический климат, свойственный небольшому трудовому коллективу, объединенному стремлением к самостоятельности и выживанию. И, наконец, развитие малого бизнеса способствует формированию широких слоев собственников и предпринимателей[15].
Информация о работе Эффективность управления ресурсами муниципально образования