Этика государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ профессиональной этики, регулирующих отношения в сфере государственной службы.
Задачи исследования:
- Определить содержание понятие этики в системе государственной службы, пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения государственной службы.
- Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие этики в системе государственной службы………………5
1.1. Понятия этики и этикет………………………………….…………….…5
1.2. Особенности этики государственной службы………………….............6
1.3. Этические правила и требования к государственным служащим….…8
Глава 2. Этика государственной службы………………………………..12
2.1. Этические проблемы государственной службы……………………..12
2.2. Принципы поддержания этики на государственной службы……….14
2.3. Формирование профессионально-этического уровня
государственной службы………………………………………………….….20
Заключение…………………………………………………………………....23
Список используемой литературы и источников

Файлы: 1 файл

КР по теории управления.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Государственному служащему должны быть присущи такие качества как коммуникативность, открытость, уважение к чужой точке зрения, умение слушать и слышать, сдержанность, тактичность, воспитанность, владение словом, умение себя подать; качества, объясняемые "Эффектом аквариума". Это особое положение государственного служащего в обществе: к нему приковано обострённое внимание людей. Из этого следует, что государственная служба – это не только профессия, но и образ жизни. Сдержанность, аскетизм, ощущение ответственности за отступление от стандартов, личное поведение – это те качества чиновника, которые отвечают за то, какое мнение сложится у населения о государств[8;с.167].

При практическом применении понятия и принципы профессиональной этики государственной службы обретают форму этических требований. Из них основные, которые должны предъявляться к государственному служащему как при поступлении на государственную службу, так и при исполнении государственно-служебных полномочий:

- приверженность высшим нравственным принципам, верность государству;

-   соблюдение принципов государственной службы;

постоянная готовность выступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации;

-    честная служба государству;

- стремление найти и использовать наиболее эффективные и экономичные способы выполнения государственных задач и функций;

-   никогда не принимать для себя и членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

-  не делать никаких личных обещаний, связанных с обязанностями государственной службы;

- никогда не использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

-   не заниматься предпринимательской деятельностью;

- разоблачать коррупцию и постоянно бороться с ней в государственных органах;

-   соблюдать деловой режим и корректность общения с гражданами и коллегами;

-   стремиться создавать деловой имидж государственного служащего.

Проявлением приверженности государственного служащего профессиональным этическим требованиям на всех уровнях его деятельности является способность уважительно относится к достоинству человека, независимо от его социального положения. Признать в человеке равные с собой права на достойное существование, понимать и чувствовать, что все люди равны, что человек – главная ценность социальной жизни, - первое условие всякой деятельности[3;с.138].

 

 

 

 

 

 Глава 2. Этика государственной службы и государственного служащего

2.1. Этические проблемы государственной службы

 

Анализ современных этических проблем государственных служащих является одним из важных элементов процесса управления в государственных службах.

Наличие доверия во взаимоотношениях государства и общества является тем общественным капиталом, без которого невозможно их взаимозависимое эффективное функционирование и демократическое развитие страны. Главной предпосылкой этой эффективности является успешное осуществление государственными служащими своих должностных обязанностей, их готовность принимать самостоятельные решения и нести моральную ответственность за их реализацию.

Расплывчатость моральных представлений и несоблюдение государственными служащими правил этики часто приводит к моральным конфликтам, накаляет психологическую атмосферу в управленческой сфере и отношении к населению, вызывая недовольство, как среди чиновников, так и общества.

Профессиональный долг государственного служащего – защита государственных и общественных интересов, содействие упрочению авторитета государственной власти. Поступая на государственную службу, гражданин добровольно соглашается ограничить свою свободу и подчинять личные интересы государственным. Давно известно, что когда служащие подменяют государственные интересы личными, или же вместо основных целей государственного управления преследуют цели иные, в результате государственный аппарат обюрокрачивается, перерождается в авторитарную форму управления, занятую лишь упрочением собственной власти. Когда бюрократия начинает работать преимущественно на себя, имеет место "вырождение" государственного аппарата. Поэтому очень важно ограничить численность его минимумом, который необходим для решения управленческих задач, обеспечить постоянное функционирование эффективных каналов "обратной связи" и т.д. [2;стр.127].

Там, где в основу кадровой политики положено покровительство, назначение по принципу „своих“, „старых друзей", трудно говорить об эффективности государственного управления. Покровительство ведет к снижению ответственности, требовательности, к возникновению и распространению бюрократической волокиты.

Сегодня очень многие члены общества оказались в неопределенном социальном положении, негативно относятся к „новым“ этическим нормам и юридическим правилам, признанным регулировать общественную жизнь, или безразличны к ним. Утрата коллективной солидарности, личной идентификации с обществом непосредственно влияют на рост отклоняющегося поведения, отчетливо проявляющегося в управленческой сфере в виде отсутствия лояльности.

В сфере государственного управления не только подчиненные имеют поводы жаловаться на свое начальство, но и руководители вынуждены считаться с наличием серьезных проблем при выполнении их распоряжений нижестоящими, которые могут "испортить жизнь" своего начальника, занимаясь проволочками, волокитой, не предоставляя достоверной и полной информации и т.д. Поэтому укоренение здорового морального климата в аппаратах госуправления – необходимая предпосылка их успешной эффективной деятельности по реализации потенциала государства и создания нормальной жизни для народа, выведения страны из состояния неопределенности и аномичности.

Причинами существования негативных нравственных качеств в поведении и деятельности служащих являются:

− недостатки нормативно-правового обеспечения государственной службы;

− традиционные недостатки кадрового обеспечения государственной службы – протекционизм, коррупция, патернализм;

− слабость служебного контроля за соблюдением законодательства о государственной службе;

− отсутствие реальной связи государственной службы с гражданским обществом;

−   отсутствие инновационных подходов;

− недостаточная социальная защищенность государственных служащих[19].

 

2.2.  Принципы  поддержания этики на государственной  службе

 

Общие принципы служебного поведения государственных служащих определены Указом Президента РФ и представляют собой краткие основы поведения государственных служащих, которыми надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

В последнем дополнении в этот документ, государственным служащим предлагается воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами, обычаями делового оборота.

Дальнейшее развитие вопроса поведения государственных служащих получило в Указе Президента РФ "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", которым было утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Персональная ответственность каждого должностного лица и государственного служащего требует соблюдения таких стандартов этического поведения, которые от них ожидают граждане России. Этика поведения государственного служащего или иного должностного лица должна строиться на основе осознания, что государственная должность является выражением общественного доверия и по результатам его работы формируется отношение граждан к государству в целом.

В целях поддержания и защиты авторитета государства и уважения к его служащим со стороны общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования таких стандартов поведения, которые соответствуют его статусу[16].

Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных служащих:

- В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

-  В служебном поведении государственный  служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

-   Государственные служащие  призваны способствовать своим  служебным поведением установлению  в коллективе деловых взаимоотношений  и конструктивного сотрудничества друг с другом. Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

-  Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность[13].

Государственные служащие и другие должностные лица должны соблюдать общие принципы поведения, которые применимы ко всем членам общества. Они должны исполнять свои обязанности, соблюдая закон, инструкции и связанные с их служебным положением этические нормы.

Одна из основных обязанностей государственной службы- это обязанность следовать высшим моральным принципам, быть преданным государству и ставить интересы государства выше личных интересов, интересов отдельных лиц, партий, организаций, нести ответственность за добросовестное и профессиональное исполнение возложенных на него обязанностей перед своей страной и ее гражданами. Государственные служащие не должны совершать действия, которые противоречили бы этой обязанности.

При исполнении своих обязанностей государственные служащие не должны осуществлять произвол в отношении каких бы то ни было лиц, группы лиц или организаций и обязаны учитывать права, обязанности и законные интересы других.

Государственные служащие не должны способствовать продвижению дел в палатах парламента и в других государственных учреждениях за вознаграждение.

Государственные служащие не должны способствовать предоставлению кому-либо специальных благ или привилегий, как за вознаграждение, так и без него.

Государственные служащие ни при каких обстоятельствах не должны ни просить, ни принимать подарки, услуги, приглашения на банкет или в турпоездку, а также любые другие выгоды для его семьи, родственников при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей или способные повлиять или создать видимость влияния на беспристрастность, с которой должны исполняться служебные обязанности, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым служебным обязанностям.

Осуществляя свою деятельность, государственные служащие должны применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач, руководить с пользой, эффективно и экономно персоналом и вверенным ему имуществом, установками, службами и финансовыми средствами. Они не должны использоваться для частных целей, за исключением случаев, разрешенных законом.

Государственные служащие обязаны не допускать коррупционных отношений при исполнении своих должностных обязанностей, вскрывать случаи коррупции при их обнаружении.

Государственные служащие не должны допускать, чтобы их частные интересы сталкивались с их публичными должностными обязанностями. На них лежит ответственность за то, чтобы не допускать таких конфликтов, какими бы они ни были – реальными или потенциальными. Во всех случаях из своего официального положения государственный служащий не должен извлекать не причитающуюся ему личную выгоду.

Информация о работе Этика государственной службы