Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли местного самоуправления в системе гражданского общества (вариант №7), в результате появляется целый ряд задач:
1. рассмотреть основные законы, регулирующие муниципальное право;
2. описать принципы и методы местного самоуправления;
3. исследовать формы осуществления местного самоуправления;
4. решить задачу на тему проведения местного референдума по вопросу местного значения к варианту №7;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………............3 стр
Вариант 7. Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?

1.Принципы и элементы и основы системы местного самоуправления………………………………………………………………4стр
2. Формы осуществления местного самоуправле………………...……...2стр

Задача к варианту №7: Жители муниципального образования N, решили выступить с инициативой проведения местного референдума по вопросу местного значения. Активисты проведения референдума собрали в поддержку своей инициативы подписи, количество которых составило 5% от численности проживающих на территории муниципального образования. Однако в оформлении инициативы активистам было отказано. Какое нарушение было допущено при сборе подписей? Каковы условия назначения местного референдума по инициативе граждан? Какие нормативно-правовые акты регулируют назначение и проведение местного референдума?..........5стр
Заключение…………………………………………………………………..2стр
Список использованной литературы……………….………………...….…..1 стр

Файлы: 1 файл

0722318_F988E_kontrolnaya_rabota_kakova_rol_mestnogo_samoupravleniya_v_sis.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

  Вторую группу составляют  нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации. К ним  относятся конституции, уставы, законы, а также нормативные правовые  акты исполнительных органов  государственной власти и должностных  лиц субъектов Российской Федерации.  Третью группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые в системе местного самоуправления. К ним относятся решения, принятые на местном референдуме, сходе граждан, решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления.

2. Формы осуществления местного самоуправления

 

  К формам осуществления местного  самоуправления относятся:

  1) формы непосредственной демократии: местный референдум; выборы органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граждан в органы местного самоуправления;

  2) формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления и выборные должностные лица;  3) местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.

  1. Право граждан на участие  в местном референдуме является  непреложным правилом при его  проведении. Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе голосовать на местном референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке референдума. При этом гражданин может участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Предусмотрено непосредственное, личное участие граждан в референдуме. Каждый выражает свою волю самостоятельно. Тайное голосование обеспечивает гарантию реализации свободного волеизъявления. Принцип гласности и законности осуществляется всеми органами и на всех этапах подготовки и проведения местного референдума. Лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.     Выдвижение кандидатов в депутаты может проводиться с применением различных систем, которые закреплены в законах субъектов Российской Федерации.  В соответствии с Законом Ленинградской области "О выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области" от 29 апреля 1996 г. (ст. 24) кандидаты в выборные органы местного самоуправления при мажоритарной избирательной системе выдвигаются по спискам партий и самостоятельно.

   Собрания (сходы) граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициативы граждан в решении вопросов местного значения, способствуют повышению уровня знаний граждан в деле управления. Принимая решения на собраниях (сходах), граждане вырабатывают чувства ответственности за последствия, которые несут в себе эти решения.

  Обращения граждан  являются одной из форм прямого  волеизъявления. В системе местного самоуправления образуются представительные и исполнительные органы. Представительные органы местного самоуправления формируются избирателями, проживающими в границах муниципального образования, путем выборов. Непосредственно гражданами могут быть избраны глава муниципального образования, депутат представительного органа, глава исполнительного органа, староста.

   Выборные должностные лица имеют различное наименование. В городах - это мэр, глава города, глава городского самоуправления, глава администрации; в районах - глава местного самоуправления, председатель районной Думы, глава района; на других территориях - глава муниципального округа, глава сельсовета, глава муниципального образования, староста и т. д.    Структурные подразделения аппарата местной администрации обеспечивают деятельность представительного органа местного самоуправления. В большей части это происходит там, где глава муниципального образования одновременно является главой администрации и председателем представительного органа. Муниципальная служба является одним из инструментов осуществления местного самоуправления.

Задача к  варианту №7: Жители муниципального образования N, решили выступить с инициативой проведения местного референдума по вопросу местного значения. Активисты проведения референдума собрали в поддержку своей инициативы подписи, количество которых составило 5% от численности проживающих на территории муниципального образования. Однако в оформлении инициативы активистам было отказано. Какое нарушение было допущено при сборе подписей? Каковы условия назначения местного референдума по инициативе граждан? Какие нормативно-правовые акты регулируют назначение и проведение местного референдума?

 

 «На первое место в системе институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении Федеральный закон 2003 г. ставит местный референдум» (1, с.127). Правовой основой регулирующей назначение и проведение местных референдумов являются нормативные акты трех уровней. На федеральном уровне это прежде всего: 1) ст. 3 Конституции РФ, согласно которой референдум и свободные выборы являются высшим, непосредственным выражением власти народа;

2) Федеральный закон от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2, 15 февраля, 3 июня, 18, 25, 27 июля, 16 октября, 1, 4, 29 декабря 2006 г., 2 марта, 26 апреля, 10 мая, 15, 18 июня, 21 июля, 18 октября, 4, 8 ноября 2007 г., 10 июня, 23 июля, 25 ноября, 3, 25 декабря 2008 г., 7 мая, 23, 28 ноября, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 27 июля, 28 сентября, 3, 29 ноября, 29 декабря 2010 г., 20 марта 2011г.). Принят Государственной Думой 16 сентября и одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года;

3) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. от 20.03.2011 и доп.). 4) Начало местному самоуправлению в городе Санкт-Петербурге положил закон «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 23 июня 1997 г. №111-35 (в редакции от 15 декабря 2003 г.).

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона 2002 г. на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. По условиям задачи активисты проведения референдума, кажется, выполнили все условия проведения местного референдума: вынесли на местный референдум вопрос местного значения (дано в условии задачи); собрали положенное количество подписей 5% от численности проживающих на территории муниципального образования (дано в условии задачи). Однако в оформлении инициативы активистам было отказано.

Инициативная группа по проведению референдума должна обращаться с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопросы, предлагаемые инициативной группой для вынесения на референдум: должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы подписывается всеми членами группы, к нему прилагается протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

Избирательная комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: а) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального законодательства, конституции (устава), закона субъекта РФ, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный принимать решение о назначении референдума;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Рассмотрим возможные  законные причины отказа в оформлении данной инициативы жителей. В части 8 ст. 12 Закона 2002 г. названы вопросы, которые нельзя выносить на местный референдум:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе  органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов  и должностных лиц, об утверждении, назначении и освобождении от должности  должностных лиц;

г) о принятии или об изменении бюджета, исполнении и  изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения.

Возможно, активисты в нарушение местного законодательства, вынесли вопрос, входящий в список ограничений по проведению местного референдума. Это первая возможная причина отказа.

Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, является сбор подписей в поддержку  данной инициативы. Конкретное число  подписей устанавливается законом  субъекта РФ, но не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования (но не может быть менее 25 подписей).  Второй причиной отказа является то, что 5% подписей должны быть от числа участников референдума, а не от численности проживающих на территории муниципального образования. Проживать не территории может большое количество людей, не имеющих право на голосование. Также в маленьких селах и деревнях, 5% населения могут составлять менее 25 человек; где численность жителей, зарегистрированных на территории, менее 500 человек, нужно собрать 5% и еще одну подпись, тогда по количеству подписей данная инициатива будет законной.

Подписные листы должны изготавливаться за счет средств  соответствующего фонда референдума. При выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта РФ период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, составляет не менее 20 дней.

Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать  количество подписей, необходимое для  назначения референдума, не более чем  на 10%, если иное не установлено федеральным законом. Если для назначения референдума требуется представить менее 40 подписей, тогда количество представляемых подписей может превышать их не более чем на четыре подписи.

Федеральный закон 2002 г. (ст. 38) говорит о том, что законом должны предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей, достоверности сведений об участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Однако Закон 2002 г. указывает, что проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от установленного законом необходимого для назначения референдума количества подписей участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Таким образом, субъект не вправе уменьшить, но может увеличить процент проверяемых подписей. Этот процент определяется в соотношении не со всем количеством представленных подписей, а с минимумом, необходимым для назначения референдума.

Комиссия референдума в муниципальном образовании, установив соответствие порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям закона, в течение 15 дней направляет эти подписные листы, экземпляр протокола и копию своего постановления в представительный орган муниципального образования для принятия решения о назначении референдума и копия инициативной группе по проведению референдума.

В случае отказа в проведении референдума комиссия в течение  одних суток с момента принятия ею решения обязана выдать уполномоченному представителю инициативной группы копию его с изложением оснований отказа. А такими основаниями согласно ч. 25 ст. 38 Федерального закона 2002 г. являются: отсутствие необходимых документов, указанных в соответствующем законе; наличие среди представленных подписей участников референдума более 10% подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен; недостаточное число достоверных подписей, либо выявление 10% и более недостоверных подписей от общего числа подписей, отобранных для проверки. В случае принятия комиссией решения об отказе в проведении референдума по предложенному вопросу члены инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума по вопросу, имеющему такую же по смыслу или содержанию формулировку.

В местном референдуме  имеют право участвовать граждане РФ, место жительства которых расположено  в границах муниципального образования и иностранные граждане, если есть договор Российской Федерации с соответствующим государством, и принят федеральный закон или закон субъекта РФ и если они постоянно проживают на соответствующей территории.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня любое развитое общество невозможно представить без  местного самоуправления. Демократические государства давно признали достоинства местного самоуправления и отвели ему особое место в структуре власти. Но ценность местного самоуправления состоит в том, что это не только проявление принципа народовластия, в силу приближенности этого уровня власти к населению, граждане имеют возможность непосредственно участвовать в решении важнейших проблем своего общежития: ЖКХ, образование, медицинская помощь, благоустройство и т.д. Тем самым происходит приближение управляющего субъекта к управляемому объекту, то есть местное самоуправление выступает в качестве формы оптимизации управленческих процессов. В этом смысле местное самоуправление является важнейшей формой самодеятельности граждан.

Информация о работе Какова роль местного самоуправления в системе гражданского общества?