Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:22, реферат
Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования. Известно, что каждое образовательное учреждение обучает, воспитывает и развивает исходя из собственного видения данного вопроса. Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием
Введение
1 . Общие положения о системе управления образованием
2. Компетенция РФ и субъектов федерации в области образования
3. Заключение
Список литературы
Основу ведомственных нормативных документов составляют:
1) акты минобразования РФ:
- Положение о порядке
лицензирования
- Положение о государственной
аккредитации образовательного
учреждения среднего
- Положение о порядке
аттестации и государственной
аккредитации образовательных
- Положение о государственной
аккредитации образовательных
2) Постановления ГОСКОМВУЗА
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3
В совокупность актов данной группы также можно включить отдельные акты Минздравмедпрома и некоторые другие, направленные на урегулирование отдельных вопросов управления образованием.
2. Компетенция РФ и субъектов федерации в области образования
Компетенция
Российской Федерации в
В области образования
ведению Российской Федерации в
лице ее федеральных органов
1) формирование и осуществление
федеральной политики в
2) правовое регулирование
отношений в области
3) разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей, в том числе вопросы содействия организации образования на языках народов Российской Федерации в иных государствах;
4) формирование федеральных
государственных органов управл
5) согласование назначений
руководителей образовательных
учреждений федерального
6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
7) установление перечней
профессий и специальностей, по
которым ведутся профессиональн
8) создание, реорганизация
и ликвидация образовательных
учреждений федерального
9) организация и координация
материально-технического
10) разработка и утверждение
типовых положений об
11) установление порядка
лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации образовательных
12) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием;
13) регулирование трудовых
отношений, установление норм
труда и федеральных
14) установление федеральных
компонентов государственных
15) ежегодное установление
доли федерального дохода, направляемого
на финансирование образования.
16 установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования; федеральных нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников;
порядка финансирования образовательных учреждений;
обязательных на территории
Российской Федерации минимальных
размеров ставок заработной платы и должностных окладов
работников образовательных учреждений,
соответствующих профессионально-
льгот различным категориям обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также видов и норм материального обеспечения указанных обучающихся, воспитанников и педагогических работников;
порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита;
образовательного ценза педагогических работников;
федеральных требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
17) прямое финансирование
образовательных учреждений
18) информационное и
научно-методическое
19) организация федеральной
системы подготовки и
20) контроль исполнения
законодательства Российской
21) установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования;
22) издание нормативных документов в рамках своей компетенции.
23) лицензирование
Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования
В ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:
1) определение и осуществление
политики в области
2) законодательство субъектов
Российской Федерации в
3) определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений;
4) осуществление федеральной политики в области образования, финансовое подкрепление государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования путем выделения субвенций местным бюджетам;
5) разработка и реализация
республиканских, региональных
6) формирование государственных
органов управления
7) создание, реорганизация
и ликвидация образовательных
учреждений соответствующего
8) установление национально-
9) формирование бюджетов субъектов российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
10) установление местных налогов и сборов на цели образования;
11) установление республиканских,
региональных нормативов
12) организация финансирования
местных органов управления
13) установление дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;
14) установление дополнительных
к федеральным льгот
15) информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация издания учебной литературы, разработка примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин;
16) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников;
17) обеспечение соблюдения
законодательства Российской
18) издание нормативных документов в рамках своей компетенции.
Образование является важнейшей сферой, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества.
что управление образованием
— это целенаправленная деятельность
центральных и местных
В современном обществе управление образованием, по мнению специалистов, ориентировано на решение следующих проблем: организация такого доступа к образованию, который удовлетворял бы образовательные потребности людей в ХХI в.; обеспечение равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования; повышение качества образования и достижение его релевантности, т.е. соответствия запросам общества; резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.
В Российской Федерации управление образованием – компетенция следующих органов:
Министерства образования Российской Федерации;
министерств образования республик в составе Российской Федерации;
управлений (главных управлений, комитетов, департаментов) образования краев, областей и автономных образований;
комитетов (департаментов) образования городов Москвы и Санкт-Петербурга.
органов управления образованием районов, городов, районов, округов (в городе).
Большое значение имеет
вопрос разграничение компетенции
вышеуказанных органов
Одной из задач в совершенствовании
действующей системы
Список литературы
Законодательные и иные нормативные акты:
Информация о работе Компетенция субъектов Российской Федерации в области образования