Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 04:52, контрольная работа

Описание работы

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, государственные образования обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти. Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Содержание работы

Введение
3
1. Понятие и признаки федеративного государства
4
2. Россия как федеративное государство
6
3. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации
7
3.1. Конституционно – правовой статус краев, областей, городов федерального значения
7
3.2.Конституционно-правовой статус республик
11
3.3. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов

16
Заключение
19
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 38.78 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Конституционно – правовой статус республик

 В составе РФ среди 83 субъектов имеется 22 республики. Это - Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия.

 Республики неодинаковы по размерам территории, численности населения, его национальному составу, экономическому потенциалу и т.д. Бурятия в 44 раза превосходит по размерам территории Северную Осетию -- Аланию (351,3 и 8 тыс. кв. км соответственно), а Саха (Якутия) (3,1 млн кв. км) - почти в 400 раз. Население Башкортостана в 16 раз превышает население Тывы. В 18 республиках из 21 русских абсолютное большинство, в трех - относительное. Титульная нация, давшая имя республике, нигде не составляет большинство населения, а в некоторых из них доля такой нации составляет лишь седьмую часть. Многие республики имеют развитую промышленность, некоторые продолжают оставаться в основном сельскохозяйственными, дотационными республиками, живущими на средства федерального бюджета. Однако все эти различия не влияют на конституционно-правовой статус республик в составе РФ, на объем их полномочий, на юридически равные отношения с Федерацией8.

Республики в составе РФ имеют общие признаки с другими субъектами РФ, названные выше. Вместе с тем, они, как субъекты Федерации, имеют ряд особенностей9.

Прежде всего, от других субъектов их отличает само название республика. Термин «республика» (наряду с монархическими понятиями «королевство», «империя» и т.д.) применяется только к государству. Терминология для обозначения других субъектов заимствована из сферы автономии (автономная область, автономные округа) или из понятий административно-территориального деления (край, область, город федерального значения).

Республики в составе РФ неодинаковы по форме правления. Некоторые из них приняли модель президентской республики (например, Башкортостан), другие - полупрезидентской (Тыва), третьи - ближе к парламентарной (Карелия). В отличие от РФ все республики являются унитарными государствами. В некоторых президент является главой государства и есть Совет министров, который тоже обладает исполнительной властью, в других - президент одновременно глава государства и исполнительной власти. Республика в составе РФ существует в общей системе связей Федерации и, естественно, отражает общую ситуацию в ней. Одновременно республика обладает значительной долей самостоятельности. Демократические элементы в ее государственном режиме, отражая, в частности национальную специфику, нередко представлены слабее, на светский характер республики оказывают определенное влияние традиционные для данной местности верования (буддизм, ислам), уровень правовой культуры в государственном управлении обычно невысок. Будучи государством, республика, как и любой другой субъект Федерации, не обладает государственным суверенитетом. Как и всякий субъект РФ, республика имеет свою территорию. Территория республики - это пространственный предел ее власти, но власти, которая связана с ее полномочиями в области совместных предметов ведения и в области исключительной компетенции республики. В этой сфере республика вправе использовать свою государственную власть, если такое использование соответствует федеральной Конституции. Вместе с тем государственная власть Федерации действует на территории республики по предметам исключительного ведения Федерации и в сфере совместной компетенции.

 Республика, будучи государством, имеет свою территорию, но не имеет своих государственных границ. Если республика граничит с сопредельными иностранными государствами, то граница является не границей республики, а частью Государственной границы РФ. Ее режим определяется исключительно законами Федерации и международными договорами РФ с иностранными государствами. Внутренние границы республики (внутри Федерации), которые принято называть «административными», поскольку их изменение затрагивает интересу других субъектов Федерации, также не являются вопросом, который решает только республика10.

 Как государство, республика вправе иметь наряду с государственным русским языком (он - государственный на всей территории РФ) свой государственный язык. Некоторые республики его ввели, хотя, как отмечалось, иногда численность титульной нации составляет значительно меньше половины населения, а иногда - несколько процентов.

В отличие от других субъектов Федерации, республика имеет свою конституцию и свою конституционно-правовую систему. Конституции принимаются республиками самостоятельно, по процедуре, определенной самими республиками, и не нуждаются в утверждении органами государственной власти РФ. Помимо конституции правовая система республики включает республиканские законы, другие нормативные акты республики, изданные в пределах ее компетенции (в том числе акты президентов республик, чего нет в других субъектах РФ), договоры республик с РФ, договоры республик с зарубежными странами (неполитического характера), другие акты.

Республики обладают международной правосубъектностью, могут быть участниками международных отношений и внешнеэкономических связей, могут заключать соглашения и договоры с иностранными государствами, участвовать в деятельности международных организаций. Такие полномочия принадлежат и другим субъектам РФ, но именно республики толкуют их наиболее широко. Иногда в их конституциях говорится не только о внешнеэкономических, но о консульских и даже дипломатических представителях. На деле, международная правосубъектность республик может осуществляться лишь в определенных рамках, она ограничена. Международная деятельность республик не может противоречить Конституции РФ, федеральным законам, Федеративному договору. Она координируется федеральными органами государственной власти совместно с республиками.

 Как и другие субъекты Федерации, Республики имеют свои органы государственной власти (парламент, органы исполнительной власти), но в отличие от других субъектов Федерации в большинстве республик есть свои президенты и конституционные суды11.

Согласно Конституции РФ (ст. 68) республика вправе устанавливать свой государственный язык. Такого права нет у других субъектов, в том числе создаваемых с учетом этнического признака (автономной области и автономных округов). Поскольку русский язык является государственным языком всей Федерации, то конституции республик обычно говорят о двух государственных языках: русском и языке той нации, которая дала имя республике (Хакасия, Калмыкия, Коми и др.). Вместе с тем, республики гарантируют всем народам, проживающим на их территории, сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

 Есть и другие частные особенности правового положения республики. Так, ее статус определяется Конституцией РФ и конституцией республики, тогда как статус других субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и их уставами. Конституция как правовой акт традиционно рассматривается как верховный источник права, слово же «устав» на русском языке является новеллой для регулирования конституционно-правовых отношений, в некоторых других славянских языках оно означает «закон». На деле, устав субъекта Федерации для него и для Федерации по своей юридической силе не отличается от конституции республики, входящей в РФ12.

Республики имеют свои столицы. Это города, являющиеся центрами политической жизни республик.

Многие признаки республики как субъекта РФ совпадают с признаками других разновидностей субъектов. Это - собственная территория, которая не может изменяться без согласия субъекта, государственная власть и своя система органов государственной власти, символы государственности, своя собственность и др.

 

3.3 Конституционно – правовой статус автономной области и

автономных округов

 

 В состав РФ входит одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа). Автономная область и автономные округа невелики по численности населения, хотя некоторые из них имеют значительную территорию. В отличие от большинства областей и краев - это национально-территориальные образования. В отличие от русскоязычных краев и областей они созданы с учетом национального состава населения. Правда, в Еврейской автономной области еврейского населения почти нет, а все округа - многонациональна, причем коренная национальность (этническая группа) нигде не преобладает. Наибольшая доля коренной национальности в Ненецком автономном округе -- 16,5%13.

Еврейская автономная область по размерам своей территории (36,3 тыс. кв. км) впятеро меньше самого небольшого автономного округа. Ранее она входила в состав Хабаровского края, но законом РСФСР 1990 г. была выведена из него и непосредственно включена в Российскую Федерацию. Устав Еврейской автономной области в принципиальных положениях (основы конституционного строя, основы правового положения личности и др.) с соответствующими изменениями применительно к автономной области дублирует положения Конституции РФ. Он закрепляет исключительные полномочия области (ст. 13). Устав автономной области устанавливает систему органов государственной власти (законодательное собрание, губернатор, правительство), взаимоотношения между ними. Законодательное собрание 2/3 голосов может принять решение об отрешении от должности губернатора области, избираемого гражданами, за установленные судом нарушения Конституции РФ и Устава области. Постановления законодательного собрания направляются губернатору, который может в трехдневный срок обратиться в Законодательное собрание с предложением о приостановлении их действия, об их отмене, о внесении в них изменений, а также обжаловать в судебном порядке. Проекты законов области после каждого чтения представляются губернатору, поправки и заключения которого рассматриваются Собранием в обязательном порядке. Губернатор возглавляет правительство. Его члены назначаются губернатором, за исключением руководителя комитета по управлению государственным имуществом области, назначение и освобождение которого от должности подлежит утверждению Законодательного собрания. Члены правительства несут ответственность перед губернатором14.

Постановления и распоряжения губернатора и правительства области направляются в Законодательное собрание, которое в трехдневный срок может обратиться к губернатору с предложением об изменении, дополнении или отмене этих актов, а в случае отказа обжаловать их в судебном порядке. Споры между законодательным собранием и губернатором по вопросам осуществления их полномочий решаются путем создания паритетных комиссий на срок не более одного месяца. По истечении срока рассмотрение спора может быть передано в Конституционный Суд РФ и уставный суд области. Устав автономной области предусматривает свою символику (герб, флаг), но свои гимн и столица не предусмотрены.

Автономные округа имеют огромную территорию при небольшой численности населения. Автономные округа - национально-государственные образования, хотя в каждом из них проживают, как правило, несколько народностей, относящихся к коренным малочисленным народам РФ. В Ханты-Мансийском автономном округе живут ханты, манси, коми и ненцы, в Чукотском -- чукчи, эскимосы, эвены, коряки, юкагиры и т.д. Кроме того, значительную, а нередко преобладающую часть составляет русскоязычное население.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

Все субъекты - неотъемлемые части Российской Федерации, они обладают собственной государственной властью. Статус субъекта Федерации не может быть изменен Федерацией в одностороннем порядке, он не может быть изменен и самим субъектом. На всех субъектов Федерации распространяется принцип территориальной целостности. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, излагают законы о местном самоуправлении и организуют его. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают собственные органы государственной власти. Субъекты обладают собственной разветвленной правовой системой и имеют собственную сферу предметов ведения. Субъекты участвуют в решении федеральных вопросов и имеют свою собственность. Все субъекты РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических связях, а также заключать внутрифедеративные договоры, в том числе с Федерацией. Субъекты РФ обладают своей символикой.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно правовые акты

  1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 года (с изменениями от 30 декабря 2008 года) // «Российская Газета» №4831 от 21 января 2009 года;
  2. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» ФЗ от 4 января 1999 г. №4-ФЗ // Собрание Законодательства РФ №2 от 11 января 1999 г. С.231;
  3. «О международных договорах РФ» ФЗ от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ (в ред. от 25.12.2012 г.) // Собрание Законодательства РФ №29 от 17 июля 1995 г. С.2757;
  4. «О статусе столицы Российской Федерации» Закон РФ от 15 апреля 1993 г.  №4802-I (в ред. от 26.06.2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ №19 от 1993 г. С. 683;
  5. Федеративный договор от 31 марта 1992 г., г. Москва // Текст договора официально опубликован не был;

II. Периодическая литература

  1. Дамдинов Б.Д. О понятии субъекта федерации: теоретические аспекты. // Сибирский юридический вестник, №2, 2003 г.;
  2. Чертков А.Н. Возможности совершенствования субъектного состава РФ: правовые аспекты. // Журнал российского права, №11, ноябрь 2005 г.

III. Справочная и учебная  литература

  1. Аксенов И.В. Конституционное право РФ. Учебное пособие. // Томск: ТПУ, 2011 г., С.68.;
  2. Баглай М.В. Конституционное право РФ. Учебник. // М.: Норма, 2007 г., С. 55;
  3. Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. Учебник. // М.; Эксмо, 2011 г. С. 89-90;
  4. Голубок С.А. Конституционное право России. Учебное пособие. // М., 2008 г., С. 60;
  5. Козлова Б.И. Конституционное право: учеб. для средних профессиональных учебных заведений. // М.: Норма, 2007 г., С. 91;
  6. Кукушкин М.И. Конституционное право. Учебник. // М.: Инфра-М, Норма, 2010 г., С. 115;
  7. Некрасов С.И. Конституционное право РФ. Конспект лекций. // М.: Юрайт-Издат, 2009 г., С. 86;
  8. Постников А.Е. Конституционное право России. Учебник. // М.: Проспект, 2009 г., С. 77;
  9. Соколов И.А. Конституционное право РФ. Учебное пособие. // М.: МГИУ, 2010 г., С.71;
  10. Стрекозов В.Г. Конституционное право России. // М.: Юрайт, 2012 г., С. 54;
  11. Угланова О.А. Конституционное регулирование субъектного состава РФ. // Саратов, 2007 г. С.36;
  12. Шугрина Е.С. Конституционное право России. Учебник. // М.: РИОР, 2013 г.

Информация о работе Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации