Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правовых основ местного самоуправления.
Исходя из обозначенной цели в работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие местного самоуправления; проанализировать правовые основы местного самоуправления, в частности: определить понятие правовой основы местного самоуправления; рассмотреть Конституцию РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении; рассмотреть Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; рассмотреть Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 2
ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ…………………………………………5
1.1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………………………………… 5
1.2 ПОЛОЖЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………… 7
1.3 ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………..13
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ……… 16
2.1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…… 16
2.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………………………18
2.3 КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ……………………....................21ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………... 28

Файлы: 1 файл

Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

ФАКУЛЬТЕТ «Государственное и муниципальное управление»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»

КАФЕДРА «Политологии, государственного и муниципального управления»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по учебной дисциплине: «Муниципальное управление и местное самоуправление»

на  тему: «Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ»

 

 

 

 

 

Автор работы:

Руководитель работы:

 

 

 

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………         2

ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ…………………………………………5

1.1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………  5

1.2 ПОЛОЖЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ  СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВА…………  7

1.3 ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ…………..                                                                                     13

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ………        16

2.1 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ……    16

2.2 КОНСТИТУЦИЯ РФ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ  АКТЫ РОССИЙСКОЙ               ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ…………………………………18

2.3 КОНСТИТУЦИЯ, ЗАКОНЫ И ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ……………………....................21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….           26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………...        28

 

ВВЕДЕНИЕ

Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом  своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция  РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Общие принципы организации местного самоуправления, установлены Федеральным Законом № 131-ФЗ от 6.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ».

Актуальность темы:

    • организация местного самоуправления является одним из условий признания Российской Федерации конституционным демократическим государством;
    • нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений;
    • развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности;
    • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике. Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению. Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.

В Законе введены новые  принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Это позволяет создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов. В Законе четко определена процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение не финансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий. Закон предусматривает проведение большого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных в нем положений в достаточные по продолжительности сроки.

Объект исследования – общественные отношения в сфере  правовых основ местного самоуправления.

Предметом исследования – является местное самоуправления и правовые нормы, регулирующие исследуемые  общественные отношения, закрепленные в правовых актах.

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правовых основ местного самоуправления.

Исходя из обозначенной цели в работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие местного самоуправления; проанализировать правовые основы местного самоуправления, в частности:

определить понятие  правовой основы местного самоуправления; рассмотреть Конституцию РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении; рассмотреть Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; рассмотреть Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты.

Методология: анализ литературы и нормативных актов.

ГЛАВА 1. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

1.1 ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ

В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Эффективность работы органов  местного самоуправления зависит от следующих факторов:

1) выбранной структуры  управления местными делами;

2) профессионализма и  человеческих качеств служащих  и выборных лиц;

3) профессионализма глав  администраций, их умения организовывать  труд служащих, степени владения  ими методиками управления персоналом служащих, владения методиками развития территорий, развития демократии;

4) достаточного финансирования  для выполнения своих функций;

5) разумного разделения  труда среди служащих;

6) ответственности служащих перед  населением;

7) качества федерального законодательства и законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении;

8) качества муниципальных правовых  актов - решений по вопросам  местного значения или по вопросам  осуществления отдельных государственных  полномочий, переданных органам  местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятых населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления;

9) правовой культурой населения и служащих;

10) развитости форм непосредственного  осуществления населением местного  самоуправления: местного референдума,  муниципальных выборов, отзыва  депутатов, схода граждан, публичных  слушаний, собрания, конференций, опроса  граждан;

11) активности населения, осуществляющего местное самоуправление непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, в том числе правотворческой инициативы, и т.п.

Без ущерба для более общих законодательных  положений местные органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Условия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы  можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, основанный на принципах учета опыта и компетентности; для этого необходимо обеспечить соответствующие условия профессиональной подготовки, вознаграждения и продвижения по службе .

В основе местного самоуправления лежит потребность населения в свободе, равенстве прав, справедливости и добре.

1.2 ПОЛОЖЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  В ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ  СТРАНЫ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ  ОБЩЕСТВА

Говоря о сути местного самоуправления, можно сказать, что наличие местного самоуправления подразумевает, что в стране наряду с интересами личности и интересами государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы - интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются как имеющие самостоятельное значение, а не как частный случай проявления государственных интересов.

Местное самоуправление является формой народовластия, обеспечивающей защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории, из необходимости и неизбежности взаимодействия жителей этой территории.

Местное самоуправление является важнейшим  элементом демократического государственного устройства, не случайно положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I “Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации. Из установления необходимости существования местного самоуправления на конституционном уровне следует признание государственной значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики России.

Проблема осуществления властных полномочий по вопросам непосредственного  обеспечения жизнедеятельности  населения смыкается с проблемой  осуществления индивидуальных прав человека и гражданина. Конституция России (ст.18) установила, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность государственной власти и местного самоуправления. В отношении местного самоуправления эта норма является не столько дополнительным требованием, сколько выражением сути этой формы народовластия. Европейская Хартия местного самоуправления (ст.4) говорит о местном самоуправлении, как о власти, максимально возможно приближенной к гражданам. Решение вопросов местного значения, создание условий для обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом - это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина в демократическом обществе - права на достойную жизнь. Уровень гарантированности этого права вполне можно рассматривать, как показатель уровня развития демократии в государстве.

Из подхода к местному самоуправлению, как к институту, важному с  государственной точки зрения, следует  обоснованность установления гарантий местного самоуправления со стороны государства. Одной из форм этих гарантий является обеспечение исполнения решений, принятых в пределах своей компетенции органами местного самоуправления, а также населением муниципальных образований непосредственно, путем использования механизмов государственного принуждения, в частности, через государственные органы судебной власти, что предусмотрено статьей 133 Конституции Российской Федерации.

Местное самоуправление - это неотъемлемая часть общегосударственной системы  сдержек и противовесов и не должна рассматриваться исключительно как механизм взаимоотношений Президента и Парламента России или их аналогов уровня субъектов Российской Федерации, позволяющий согласовывать позиции различных политических сил, стоящих у власти, не допускать ее необоснованной концентрации в одних руках. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации необходим баланс интересов государственного уровня (всероссийских или региональных) и интересов местных, то есть интересов каждого отдельно взятого города, села, района, волости и т.д. Роль выразителя местных интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, а именно, интересов, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы этих жителей.

Информация о работе Конституционно-правовые основы местного самоуправления в РФ