Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:38, контрольная работа
Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Предметная определенность - главное условие формирования и развития муниципального права. Предметом муниципального права является круг общественных отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления.
Введение
Муниципально-правовые нормы
Список литературы
По степени определенности и содержащихся в них предписаний - на императивные и диспозитивные.
По действию во времени и пространстве на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время; на нормы, действующие на всей территории России или на территории ее субъектов, либо в пределах территории муниципального образования.
По юридической силе на нормы, содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, других нормативных правовых актах, и нормы уставов муниципальных образований, нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления.
Нормы муниципального права подразделяются также: на нормы общего регулирования (общерегулятивные) и нормы конкретного, подробного регулирования; на материально-правовые и процессуальные и т.д.
И в заключение, подводя итоги всему выше сказанному можно сделать вывод, что муниципальные нормы в широком смысле – это все нормы права, так или иначе участвующие в регулировании отношений местного самоуправления. Муниципальные нормы в узком смысле – это нормы права, регулирующие то, что выше мы определили как муниципальное строительство, а также нормы, призванные направлять нормы других отраслей права, применительно к отношениям местного самоуправления (нормы-цели, нормы-принципы, дефиниции и т.д.).
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М., «Издательство Элит», 2008 г. – 32 с
2. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г.//Российская юстиция.2006. №9. С. 2-5
3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995г.// СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506
4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г.// СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822
5. Федеральный закон РФ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998г. (с изм. от 25 июля 2002г.)// СЗ РФ. 1998. №2.Ст.224
6. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.
7. Елагин Р.И. Муниципальное право России: Курс лекций.-М.: РГИИС, Книжный мир, 2006 г.- 316
8. Выдрин И.В. Муниципальное право России. Учебник для вузов, 2006 г.
9. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право Учеб. Пособ. М. - 2007 г.- 136 с.
10. Кулилинский М. Н., Шевелева Н. А. Муниципальное право России: Учебник. — СПб.: Издательский Дом С.-Петерб.гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. — 224 с.
Муниципально-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МСУ.
Значительную часть норм МП составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов МСУ. Многие нормы МП выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как конституционное право, гражданское право, финансовое право и т.д.
Классификации муниципально-правовых норм:
• По объекту правового регулирования(по кругу регулируемых отношений):
1. МСУ в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ)
2. основы деятельности МСУ (территориальная, экономическая, организационная основы)
3. предметы ведения и полномочия местного самоуправления
4. гарантии МСУ
5. ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ
• По характеру предписаний :
1. управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения МСУ)
2. обязывающие (содержащие обязанности)
3. запрещающие( например, федеральные законы, законы субъектов Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов) и ряд иных классификаций.
Муниципально-правовой институт – совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных отношений, которые образуют самостоятельную группу. (институт территориальной основы МСУ, институт муниципальной собственности и т.д.)
Система МП – объединение муниципально-правовых норм в институты, расположенные в определенной последовательности.
Система МП включает следующие структурные части:
1. МСУ в системе народовластия
2. основы МСУ: территориальная, организационная и экономическая
3. предметы ведения и полномочия МСУ
4. гарантии МСУ
5. ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ, контроль за их деятельностью.
По Бондарю:
Система МП – совокупность нескольких крупных блоков институтов муниципального права.
1. институты самоорганизации населения, муниципальные институты гражданского общества
2. институты организации муниципальной власти
3. институты взаимоотношений человека с муниципальной властью (индивидуальные и коллективные права на осуществление МСУ)
4. институты государственного гарантирования и ответственности местного самоуправления.
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-правовые нормы имеют и свои особенности.
Правовые нормы, как правило, появляются в результате правотворческой деятельности государства, его органов.
Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления принимать (издавать) правовые акты по вопросам своего ведения.
Своеобразие норм, составляющих в совокупности муниципальное право, определяется также и тем, что муниципальное право — это комплексная отрасль. Специфика таких правовых образований в системе права проявляется в том, что нормы комплексной отрасли права как бы распределены “по двум адресам”. Как уже отмечалось, многие нормы муниципального права выступают одновременно и нормами основных отраслей права, таких как государственное (конституционное) право, гражданское право, финансовое право и др.
В целях более глубокого изучения особенностей муниципально-правовых норм, уяснения их содержания нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.
По объекту правового регулирования, т.е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-правовые нормы делятся на закрепляющие:
• местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции местного самоуправления);
• основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы);
• предметы ведения и полномочия местного самоуправления (муниципальных образований); гарантии местного самоуправления;
• ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. По характеру предписаний они делятся на:
• управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, например, определяющие предметы ведения местного самоуправления);
• обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);
• запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.
По степени определенности (категоричности) предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (требуется их официальное опубликование (обнародование). Примером диспозитивных могут служить нормы, предусматривающие возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований (ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
По территории действия нормы муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), такими, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.
По источникам, т.е. по характеру актов, в которых содержатся нормы муниципального права, выделяют нормы, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и на уровне муниципальных образований.
Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок (процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения и т.д.
Классификация норм муниципального права возможна не только по их видам, но и по муниципально-правовым институтам.
Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального права самостоятельную, обособленную группу. В качестве примера можно привести основы деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт, который состоит из более простых образований: института территориальной основы местного самоуправления, института муниципальной собственности, института муниципальной службы и др.
Информация о работе Контрольная работа «Муниципально-правовые нормы»