Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 08:57, контрольная работа
Основная опасность коррупции заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Несмотря на противодействие со стороны российского государства, принятие различных профилактических, предупредительных и карательных мер, современная коррупция охватывает все новые и новые сферы жизнедеятельности. Это негативно сказывается, прежде всего, на политической устойчивости и экономической безопасности страны.
Введение 3
1. Причины и формы коррупции, отношение населения к мерам противодействия коррупции 5
2. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и пути их решения 8
3. Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства 11
Заключение 13
Список литературы 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ В Г. ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Кафедра конституционного и муниципального права
Направление 030900.68 Юриспруденция |
Контрольная работа
по дисциплине «Актуальные административно-правовые проблемы противодействия коррупции»
Вариант № 4
Выполнил студент 2 курса группы Юм-12
Лесной Николай Юрьевич
______________________________
(подпись)
Научный руководитель
Джумаев У.Р.
______________________________
(подпись)
Отметка о зачёте____________________
“_____”_______________2013 года
Зав. кафедрой
к.ю.н., доцент Закомолдин Р.В.
______________________________
(подпись)
Тольятти, 2013
Содержание
Введение 3
1. Причины и формы коррупции,
отношение населения к мерам
противодействия коррупции
2. Проблемы законодательного
обеспечения борьбы с
3. Перспективные направления
развития антикоррупционного
Заключение 13
Список литературы 16
Введение
Коррупция является одним из наиболее опасных факторов в общественной жизни, негативно влияющих на состояние национальной безопасности государства1.
Основная опасность коррупции заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества.
Несмотря на противодействие
со стороны российского
Особую озабоченность вызывает то, что с помощью коррупции организованной преступностью осуществляется теневая коммерческая деятельность по производству и реализации запрещенных товаров и услуг, приносящих сверхприбыли (торговля наркотиками, оружием, людьми, проституция, «отмывание» денег и другие).
Вред от коррупции проявляется в нескольких направлениях:
- принятие решений, выгодных конкретных людям или организациям, но невыгодных, в целом, для России;
- отток денежных средств за рубеж;
- неконтролируемое повышения спроса в потребительских секторах экономики, как следствие – рост цен и инфляция;
- усиление социального расслоения среди населения;
- дискредитация государственной власти в глазах российских граждан.
Следует отметить, что коррупция как вид преступности тесно переплетается с другими видами антиобщественных проявлений и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом. Это доказывает необходимость рассмотрения данного явления как системы, которая является серьезным вызовом современному российскому государству и обществу.
В этой связи анализ коррупции как угрозы национальной безопасности и в том числе экономической безопасности России, а также выработка механизмов противостояния этому феномену, становятся жизненно важным для российского государства.
1. Причины и формы коррупции, отношение населения к мерам противодействия коррупции
В настоящее время развернута большая практическая деятельность по противодействию коррупции.
В 2011 году наибольшее количество преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено в сферах государственного управления (11 тыс.), здравоохранения (6,7 тыс.) и образования (6,6 тыс.)2. В суды направлены обвинительные материалы коррупционной направленности в отношении 255 выборных глав муниципальных образований, 253 работников муниципальных учреждений и предприятий. В отношении работников здравоохранения и социального обеспечения возбуждено 1990 уголовных дел, около 2 тыс. уголовных дел – в сфере образования и науки, 302 дела – в отношении работников ЖКХ. Зарегистрировано почти полторы тысячи преступлений, связанных с коммерческим подкупом, на сумму более 150 млн. рублей, однако осуждено всего 250 человек.
Уголовные дела возбуждены
в отношении 4 действующих и бывших
заместителей губернаторов, 4 депутатов
региональных законодательных собраний,
16 министров и их заместителей, а
также 13 заместителей руководителей
структурных подразделений
Важным шагом в реализации антикоррупционной политики стало создание по инициативе Президента Российской Федерации в январе 2012 года межведомственной рабочей группы по пресечению незаконных финансовых операций. Она сформирована с участием представителей ФНС, ФСБ, МВД, ФСКН, Генпрокуратуры России, Росфинмониторинга, Центрального банка и Следственного комитета Российской Федерации. Среди главных задач этого нового антикоррупционного органа – отслеживание путей и схем вывода денег, прежде всего, из сферы энергетики и ЖКХ, а также активизация контроля за сделками, проводимыми через банки.
Во многих случаях коррупция
проистекает из сущности сложившегося
в России бизнеса, из коррупционных
отношений власти и предпринимательства.
Порождают коррупцию и
Среди других причин:
низкий уровень заработной
платы в государственном
несовершенство
незнание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно осуществлять бюрократические процедуры, завышать надлежащие выплаты.
По мнению ряда экспертов, в основе пусковых механизмов возникновения и развития коррупции лежат экономические отношения и экономика в целом, а ее фундаментом являются экономические преступления. Коррупцию питают свободные, неучтенные, в том числе приобретенные незаконным путем деньги, которые появляются, как правило, в результате совершения экономических преступлений.
Сегодня можно говорить о том, что экономические основы коррупции, организованной преступности и терроризма представляют своего рода самостоятельный сектор экономики.
Различают такие формы коррупции, как низовая (мелкая, повседневная) и вершинная (крупная, элитарная).
Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса. Речь идет о политической коррупции. Она может выступать и в форме низовой коррупции (взятка за регистрацию предприятия), и в форме вершинной (использование административного ресурса для получения нужного результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия к государственным органам власти.
Следует отметить, что при
осуществлении коррупционной
Характерной особенностью современного
состояния не только России, но и
всего мирового сообщества является
высокая динамика развития форм и
методов преступности, в том числе
и коррупции, рост числа преступлений
с применением мощного
Эксперты отмечают, что, несмотря
на все принимаемые меры, в России
уровень коррупции в последние
три года вырос. Так считают более
47% россиян, почти 30% из них заявили,
что уровень коррупции
Тенденцию к росту коррупции подтверждают результаты социологического опроса, проведенного по поручению Общественной палаты Российской Федерации4. Хуже всего респондентами оценена ситуация в сфере ЖКХ. Лидерами же по числу жалоб на коррупцию стали правоохранительные органы – полиция, прокуратура и суд. Жалобы на правоохранительные органы лидируют среди сообщений, собранных Общественной палатой за все годы своей деятельности.Также критически гражданами оцениваются меры, направленные на борьбу с коррупцией. По данным Института социологии РАН (за июль 2011 года), 86% россиян считают, что принятые антикоррупционные меры не улучшают ситуацию. Удачной борьбу с коррупцией считают только 2% россиян. В честность чиновничьих деклараций о доходах верит только 1% граждан.
2. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с коррупцией и пути их решения
Начиная с 2008 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.
Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Эта деятельность включает в себя меры:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.
Тем не менее эксперты отмечают
ряд проблем в
множественность, обилие и
разнородность нормативных
малозначительность
отсутствие системности
и внутренней связи между различными
нормативными правовыми актами и
правовыми нормами, имеющими единый
предмет правового
рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;
малозначительность
второстепенность и
отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;
существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.
В Национальной стратегии
противодействия коррупции6 опр
1. Стратегией предопределено оперативное приведение:
правовых актов федеральных
государственных органов, органов
государственной власти субъектов
Федерации и муниципальных
правовых актов органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствие
с требованиями федеральных законов
и нормативных правовых актов
федеральных государственных
муниципальных правовых актов
в соответствие с требованиями федеральных
законов, нормативных правовых актов
федеральных государственных
2. Признано необходимым
обеспечение неотвратимости
3. Подтверждено, что средства
массовой информации должны