Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:04, контрольная работа
В данной работе раскрываются основные понятия законности и правопорядка, их значение в современном обществе, а также особенности государственного управления в РФ.
Рассматриваемые вопросы актуальны, так как без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех.
15. Значение законности и правопорядка в современном обществе
1. Понятие законности, основные принципы законности.
2. Правопорядок: основы и понятия. Значение законности и правопорядка
в обществе
43. Понятие и принципы государственного управления.
Органы государственного и муниципального управления.
Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего, с точки зрения государства и личности. Для государства эта роль определяется в первую очередь с позиции их места в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. достигает законности и тем самым добивается правопорядка. (14)
43. Понятие и принципы государственного управления.
Органы государственного и муниципального управления
Государственное управление как область исследований, научная дисциплина и дисциплина специализации появилась в нашей стране сравнительно недавно – в начале 90-х гг. ХХ века. В широком смысловом значении государственное управление рассматривается авторами как целостная сфера деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех её формах и методах. (4)
Государственное управление является одним из видов социального управления жизнедеятельности человека в государстве и регулирования общественной жизни. Государственное управление необходимо для того, чтобы решать проблемы, возникающие в процессе государственной организации жизни общества. (7)
Профессор А.И.
Радченко предлагает свое
понимание государственного управления
как деятельности исполнительно-
Субъект управления — государственные институты - организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями.
Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы.
Государственное управление слагается из совокупности взаимосвязанных типичных действий, образующих структуру управленческого процесса. Это: анализ конкретной ситуации; выбор целей; прогнозирование, разработка государственной стратегии и планирование деятельности по осуществлению выбранных целей, намеченной стратегии; информирование управляемого объекта; организация; координация; активизация (мотивация, стимулирование); регулирование; контроль; оценка результатов управления. (4)
Принципы государственного управления:
- выборность граждан на государственные должности и их сменяемость (свободные, без диктаторства выборы);
- отсутствие привилегий государственных служащих;
- наличие обязательной отчетности перед обществом и контроль государственного управления со стороны общества.
Природу и сущность госуправления характеризуют такие признаки, как: определенные ресурсы; разработка и практическая реализация политики государства; целевая и функциональная специфика госуправления; наличие ответственности за исполнение законодательных актов; использование определенных методов госуправления. (7)
Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. (6)
Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.
Таким образом, орган государственной власти - это составная, относительно обособленная и самостоятельная часть государственного механизма, которая участвует в осуществлении функций государства, действует от имени государства и по его поручению, обладает государственно-властными полномочиями, имеет установленную государством структуру и компетенцию и применяет присущие ей организационно-правовые формы деятельности. (15)
Ст. 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Ст. 11 Конституции Российской Федерации гласит, что:
1) государственную власть
в Российской Федерации
2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. (1)
Система органов государственной власти Российской Федерации строится на определенных принципах, которые в совокупности позволяют государственному механизму осуществлять свои функции:
1. Принцип суверенитета государственной власти, т.е. ее полной независимости внутри страны и на международной арене;
2. Принцип единства системы государственных органов - вся система органов государственной власти должна действовать как единый организм в рамках единого суверенного государства;
3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
4. Принцип выборности. Этот принцип распространяется на формирование высших представительных органов РФ и ее субъектов - Президента РФ, Президентов и других высших должностных лиц субъектов Федерации;
5. Принцип участия граждан в формировании и деятельности органов государственной власти (выборы);
6. Принцип деятельности системы государственных органов - право граждан обжаловать в вышестоящий государственный орган или в суд неправомерные действия или бездействие органов государственной власти;
7. Принцип гласности и открытости в порядке формирования и деятельности этих органов (освещение деятельности органов государственной власти в средствах массовой информации);
8. Принцип разделения властей. В соответствии с этим принципом органы государственной власти РФ делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые соответственно осуществляют основные функции государственной власти (правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную). (15)
Схема власти в РФ представлена на рисунке 3.
Рис 3 Структура власти в Российской Федерации
Единая система
Органы законодательной власти - Федеральное собрание РФ в составе двух палат - Государственной думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации. Основная их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной власти являются выборными. Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти.
Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые принимают решения большинством голосов и решения которых носят обязательный характер.
Работа депутатов в
законодательных органах в
Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.
Основное назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти.
В отличие от органов законодательной власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.
Правительство РФ - это коллегиальный орган, основной организационной формой работы которого являются заседания, где обсуждаются и принимаются все основные решения. Процедура проведения заседаний определяется Регламентом Правительства, который утверждается самим Правительством.
Правительство действует в течение срока полномочий Президента. В соответствии с Конституцией Правительство прежнего состава слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Общие полномочия Правительства РФ заключаются в том, что оно:
- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ;
- направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Судебная власть независима от законодательной и исполнительной отраслей власти и осуществляется несколькими видами судопроизводства - конституционным, гражданским, административным, уголовным.
Принципы судебной власти: самостоятельность судов и независимость судей; обязательность судебных постановлений на всей территории РФ; равенство всех перед законом и судом; участие граждан в осуществлении правосудия; гласность судопроизводства; принцип несменяемости судей; неприкосновенность судей; принцип состязательности сторон.
Судебные органы власти действуют на основе конституционных принципов, гарантирующих защиту прав и свобод граждан: право каждого на свободу и личную неприкосновенность; каждый задержанный имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника); презумпция невиновности; принцип законности. Конституция РФ также устанавливает гарантии от самообвинения, когда никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. (15)
К федеральным органам государственной власти особой компетенции относятся: Прокуратура РФ, Центральный банк России, Счетная палата РФ, Федеральное казначейство и Центральная избирательная комиссия РФ. (7)
Статья 12 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. (1)
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. (2)
Источниками муниципальной службы являются:
Информация о работе Контрольная работа по "Государственное управление"