Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:43, контрольная работа
Научная дисциплина "Муниципальное право Российской Федерации" представляет собой совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, формах его осуществления, истории развития муниципального права и т.д.
Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом присущие всему нашему государствоведению научные методы: исторический, сравнительно правовой, статистический, конкретно-социологический и др.
1 Муниципальное право как комплексная научная дисциплина. Его место в системе общественных и правовых наук………………………………………..2
Библиографический список………………………………………………………9
2 Полномочия главы муниципального образования, его взаимодействие с представительным органом власти……………………………………………..10
Библиографический список………………………………………………………...17
План
1 Муниципальное право как комплексная научная дисциплина. Его место в системе общественных и правовых наук………………………………………..2
Библиографический список………………………………………………………9
2 Полномочия главы муниципального образования, его взаимодействие с представительным органом власти……………………………………………..10
Библиографический список………………………………………………………...
1 Муниципальное право как комплексная научная дисциплина. Его место в системе общественных и правовых наук
Научная дисциплина "Муниципальное право Российской Федерации" представляет собой совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, формах его осуществления, истории развития муниципального права и т.д.
Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом присущие всему нашему государствоведению научные методы: исторический, сравнительно правовой, статистический, конкретно-социологический и др.
Следовательно, муниципальное право Российской Федерации как отрасль права является предметом муниципального права как научной дисциплины - составной части российской юридической науки.
Для правильного понимания
В течение многих десятилетий после
Октябрьской революции 1917 г. органы
власти на местах, каковыми до начала 90-х
годов выступали местные Советы
и их исполнительные комитеты, были
структурной частью централизованного
государственного механизма управления.
В соответствии с ранее действовавшими
советскими Конституциями они являлись
местными органами государственной
власти и управления. И это трактовалось
в советском государствоведении
как единственно возможное
Поэтому в советский период развития
нашей государственности
Однако практика советского государственного
строительства показала, что широко
пропагандируемое полновластие советов,
составляющих единую систему представительных
органов государственной
Организация и деятельность местных
Советов и их исполнительных комитетов
регулировались нормами таких основных
отраслей права, как государственное
право и административное право.
Поэтому правовые аспекты деятельности
этих органов изучались
Вместе с тем организации
и деятельность Советов и их исполнительных
органов в целом, во всех их связях
и проявлениях являлись предметом
науки советского строительства, возникшей
на стыке наук государственного и
административного права и
Возникновение и развитие науки
советского строительства во многом
было обусловлено наличием единой системы
представительных органов власти -
Советов, построенных на общих принципах:
единства советов всех уровней как
органов государственной
Накопленный за десятилетия опыт научных
исследований организации и деятельности
местных органов власти, научный
инструментарий, конечно, во многом устарели.
Осуществляемое в настоящее время
реформирование органов власти на местах
опирается во многом на дореволюционный
отечественный, а также мировой
опыт муниципального управления, который
еще до недавнего времени
Формируемая сегодня научная дисциплина "Муниципальное право" - это новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных, нежели наука советского строительства, взглядах и идеях об организации власти на местах.
Предметом изучения научной дисциплины муниципального права является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования.
Теоретическую базу муниципального права составляют общепризнанные ценности муниципальной демократии и муниципального управления, которые нашли свое отражение, в частности, в Европейской Хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., согласно которой:
местное самоуправление составляет одну из основ любого демократического строя;
право граждан на участие в управлении государством может быть непосредственно осуществлено именно на местном уровне;
существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление;
органы местного самоуправления, созданные
демократическим путем, должны иметь
широкую автономию в отношении
своей компетенции, порядка ее осуществления
и необходимые для этого
Теоретическими источниками
Научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов советской власти, не отбрасывает его, как некогда был по существу отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь "наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития".
Научные работы, посвященные проблемам
местного управления в советский
период развития нашей государственности,
в качестве источников представляют
интерес для формирования муниципального
права по крайней мере по двум основаниям:
во-первых, надо учитывать, что в
изучении организационных форм и
методов работы местных представительных
и исполнительных органов власти,
их правового регулирования
Научная дисциплина муниципального права, изучая одноименную отрасль права, обращается к практике реализации норм муниципального права, выявляет тенденции развития основных институтов и организационных форм местного самоуправления, формулирует свои предложения и рекомендации законодателю, всем заинтересованных в развитии местного самоуправления органам и лицам. Реализуя эти задачи учебная дисциплина муниципального права тесно взаимодействует со смежными дисциплинами: государственного права, административного права, финансового права и др.
Большое значение для развития муниципального права в нашей стране имеет изучение и использование не только опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского), но и муниципальной практики зарубежных стран. К сожалению, отечественной литературы, в которой бы обобщалась и анализировалась современная практика местного самоуправления зарубежных стран, не очень много. Одной из фундаментальных работ в этой области является книга Г.В. Барабашева "Муниципальные органы современного капиталистического государства" (1971 г.).
Муниципальное право как научная дисциплина - это не просто совокупность знаний, идей, теорий и т.д., а система знаний, под которой понимается логическая последовательность изучения вопросов, составляющих ее содержание. Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.
Система учебной дисциплины муниципального
права имеет следующие
1. Введение в муниципальное
В этом разделе рассматриваются
вопросы: понятие муниципального права
как отрасли и научной
2. Понятие и функции местного самоуправления. Муниципальная демократия.
Основой для формирования муниципального права является становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Поэтому значительное место в курсе муниципального права занимают вопросы: понятие местного самоуправления, его система, принципы и функции. В рамках этого раздела изучаются проблемы муниципальной демократии: соотношение в системе местного самоуправления прямой и представительной демократии; выборные и иные органы местного самоуправления; ассоциации и объединения органов местного самоуправления. 3. Основы деятельности местного самоуправления. Местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения (под свою ответственность), что возможно при наличии определенных условий. Такими необходимыми условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления: территориальная, организационная, экономическая, финансовая и правовая.
4. Полномочия местного
В соответствии со статьей 12 Конституции
Российской Федерации местное
5. Гарантии местного
Обеспеченность прав местного самоуправления-
необходимое условие
Библиографический список
Научная литература
1. Выдрин И.В., Кокотов А.М. Муниципальное право России. Екатеринбург, 2007.– 422 сю
2. О.Е.Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ., 2000.–514 с.
3. Конституционное (государственное) право. Справочник. М.: Юрид.лит., 2005.–431 с.
4. С.И.Шишкин. Правовые проблемы регионализации в Российской Федерации. Иркутск., 2006.–331 с.
5. Н.Э.Шишкина. Местное управление и самоуправление (практика зарубежных стран). Иркутск., 2003.–414 с.
6. Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. М., 2009.–422 с.
7. Шугрина Е.С. Организационные основы местного самоуправления. Новосибирск, 2007. –551 с.
2 Полномочия главы муниципального образования, его взаимодействие с представительным органом власти
Обратимся к законодательству Ростовской области. Закон Ростовской области «О местном самоуправлении в Ростовской обл.» содержит нормы, соответствующие нормам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления. Так, ст. 24 определяет, что глава муниципального образования – является выборным должностным лицом, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
Правовой статус главы муниципального образования согласно Закону Ростовской области от 14 января 2008г. N 855-ЗС определяется в Уставе муниципального образования. Глава муниципального образования именуется: глава города, района, поселка, сельсовета, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.1
Информация о работе Контрольная работа по Муниципальному праву