Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 01:14, реферат
Культура государственного управления - это состояние выработанных методов и способов деятельности, политических (управленческих) решений и планов, которые призваны защищать государство и его управленческие органы и структуры, а также правовые, нравственные отношения и действия субъектов управления (управленцев) между собой и гражданами.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
Современная цель российской культуры государственного управления………………………………………………………………………...5
Процесс формирования культуры государственного управления ………………11
Оценка факторов, влияющих на культуру государственного управления…….14
Заключение……………………………………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………
Эта цель осуществляется тем успешнее, чем основательнее и эффективнее духовно-культурное обеспечение жизнедеятельности самого гражданского общества и таких ее проявлений, как:
"социализация индивидов.
Включаясь в гражданские
самоорганизация и самоуправление в обширной мозаичной сети частных интересов, для которых внешнее (государственное) регулирование создает лишь общие рамки упорядочения;
интеграция общества через систему горизонтальных связей и каналов информации, складывавшихся веками форм социальной солидарности, что в конечном счете обеспечивает целостность общественного организма, историческую преемственность в его развитии;
- создание базовых форм
межличностной солидарности, основанной
на общности или близости
-стимулирование правового
нормотворчества, выдвижение требований
юридического закрепления
Важнейшим показателем успешности цели гражданской управленческой культуры является массовое восприятие и государства и управляющих воздействий в качестве высокочтимых культурных ценностей. Тогда-то и вызревает культура партнерского взаимодействия государства и общества. А само общество обнаруживает не только способность самоорганизации, но и умение " брать под свой контроль регулирующие функции государства, снижать степень его вмешательства в сферу частного права" Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002. С. 127., опираясь на легитимно действующую систему политических и общественных организаций, на институты защиты прав человека и гражданина, на практику управленческого консультирования и т.п.
II. Процесс формирования культуры государственного управления
Формирование организационной культуры - это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или "модель мира" у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес - среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.
Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.
Влияние инвесторов на организационную культуру заключается в том, что денежные средства будут вкладываться в организацию, которая не замешана в скандалах, у которой положительная репутация, к которой существует доверие. При формировании организационной культуры следует это учитывать, чем будет создан благоприятный инвестиционный климат в организации.
Законодательные акты прямо или косвенно регламентируют определенные положения организационной культуры. Например, в области требований к организации труда, обеспечения питания и мест отдыха, требований к внешнему виду, возможных санкций и поощрений и др. Положения организационной культуры должны быть законными. Международная политическая, экономическая, социальная ситуация оказывает влияние на организационную культуру путем формирования общих направлений и тенденций развития организаций (например, глобализация, информационная экономика), а также установления общечеловеческих ценностей.
Внутренняя политическая, экономическая, социальная ситуации определяют уровень жизни населения, специфику условий функционирования организаций в данной стране; в рамках государственного управления даются основные идеологические установки, сказывающиеся и на экономической политике. Все это оказывает влияние на организационную культуру путем формирования ценностных ориентаций, определенной степени социальной защищенности работников, уровня социальной ответственности организации перед обществом. Изменившийся характер научно-технического прогресса - от технической направленности к генной инженерии, биотехнологиям, информационным технологиям и телекоммуникациям вынуждает организации также смещать акцент в своей производственно-хозяйственной деятельности. О низком уровне организационной культуры сегодня свидетельствует не только использование физически и морально устаревшего оборудования в производственном процессе, но и морально устаревших методов организации производства, управления персоналом, организации управления предприятием (линейно-функциональные жесткие структуры управления, ограниченные обязанности отделов кадров и т.п.). Анализ факторов внутренней среды. Среди основных факторов внутренней среды, оказывающих влияние на организационную культуру, можно выделить следующие:
- Личность создателя (основателя) организации;
- Временной период
- Размер организации;
- Сфера деятельности
- Уровень образования и
Влияние личности создателя (основателя) организации на организационную культуру проявляется в том, что его основные убеждения, мировоззрение, идеалы передадутся его сотрудникам и всей организации, и впоследствии будут транслироваться через поколения работающих. Так, Э. Шейн считает, что основатель организации "навязывает" ей свои представления о целях, средствах их достижения, ценностях, обусловленных его личностью, собственной культурой. Взаимосвязь организационной культуры и жизненного цикла организации. Любая организация может быть охарактеризована определенной продолжительностью своего существования на рынке - стадией жизненного цикла. Переход организации от одной стадии жизненного цикла к другой сопровождается неизбежным изменением ее культуры.
III. Оценка факторов, влияющих на культуру государственного управления
Известный исследователь организационной культуры Эдгар Шейн выделяет пять первичных и пять вторичных факторов, обуславливающих характер формирования организационной культуры.
К группе первичных факторов относятся следующие:
1) объект концентрации внимания
высшего руководства. Обычно то,
на что обращают серьезное
внимание руководители и что
они считают важным для органа,
постепенно превращается в
2) реакция руководства на
3) отношение к работе и стиль
поведения руководителей. Поскольку
руководители занимают особое
положение в органе и на
них обращают внимание
4) характерные особенности
5) особенности отбора работников,
их назначения, продвижения по
службе и увольнения из
В группу вторичных факторов формирования культуры органа, согласно концепции Шейну, входят следующие:
1) структура органа. В зависимости
от того, как сконструирован орган,
как распределяются задачи и
функции между подразделениями
и отдельными сотрудниками, насколько
широко практикуется
2) система обмена информацией
и организационные процедуры. В
органе поведение работников
постоянно регламентируется
3) внешний и внутренний дизайн и оформление помещения органа.
Дизайн помещения, принципы расположения рабочих мест в нем, стиль декора создают в государственных служащих определенное представление о его стиле, об их положении в органе, ценностные ориентиры, которые присущи органа;
4) мифы и истории о важнейших
событиях и лица, которые играют
и играли ведущую роль в
жизни органа. Распространены в
органе легенды и рассказы
о том, как создавался орган, выдающиеся
события были в его истории,
кто из людей и каким образом
совершил влияние на его
5) этический кодекс органа - письменный
документ, который определяет философию
и цели органа. Он сформулирован
как принципы работы органа, набор
его ценностей, завещаний, которых
необходимо придерживаться, чтобы
сохранить и поддержать дух
органа. Когда принципы доводятся
до всех членов, они способствуют
формированию организационной
Как видно из содержания первичных и вторичных факторов, влияющих на организационную культуру, каждый из них требует использования собственных приемов, которые позволяют достигать успеха в случае сознательного формирования и изменения организационной культуры.
Опыт показывает, что определенные контролируемые характеристики культуры значительно влияют на показатели деятельности органа, а потому руководители органов должны обращать большое внимание на ее оценку и формирования. Единой наилучшей культуры для всех органов не существует. В каждом случае она определяется целями, спецификой органа, факторами среды, в котором он функционирует. Ценности, которые он пропагандирует, должны если не полностью делиться работниками, то хотя бы восприниматься ими негативно. Культура считается сильной или слабой зависимости от того, в какой мере она влияет на поведение государственных служащих органа.
Обычно в большинстве случаев руководители органа пытаются формировать культуру своими выступлениями и агитацией. Но еще большее влияние на нее имеет их поведение. Особую роль в формировании морального климата играет нравственная позиция руководителя и его личные моральные обязательства.
Руководитель должен уметь:
выполнять анализ ценностных аспектов любой проблемы, которая встает перед органом;
контролировать эмоции как свои, так и своих подчиненных;
анализировать приоритеты;
соблюдать правила: делать не то, что хочется, а то, что надо.
Когда перед государственными служащими ставится цель сознательно формировать культуру и управлять ее развитием, они должны уметь донести ее основные принципы до сведения тех, на чью деятельность она влиять. Этот процесс осуществляется через формальные и неформальные средства связей с общественностью. К формальным средствам коммуникации принадлежат выступления руководства перед подчиненными и изложение своих взглядов на будущее, определения ими корпоративной философии и кодексов поведения сотрудников. Но большее влияние на культуру оказывают не их заявления, а поведение. К неформальным средствам коммуникаций относятся, например, публичное признание заслуг работников, рассказы ветеранов об истории органа.
Заключение
Культура включает в себя не только искусство
и литературу, но и образ жизни, основные
права человека, систему ценностей, традиции
и мировоззрение. В таком широком истолковании
она означает "всю жизнь человеческую".
Культура воздействует на качество жизни
отдельных людей и сообществ, является
залогом стабильного развития и потенциально
приводит к увеличению экономических
и социальных благ. Именно культура как
социальный институт способна обеспечить
общественную стабильность, консолидировать
государство и общество на решение важнейших
национальных задач. Таким образом, культура
и этика государственного управления
являются собирательными понятиями, состоящими
из таких элементов, как культура власти
вообще; управленческая культура в сфере
государственного управления и местного
самоуправления; управленческая профессиональная
компетентность. Полноценное развитие
культуры и этики государственного управления
возможен только при взаимодействии всех
названных, рассмотренных раннее, в данном
реферате элементов.
Список используемой литературы .
1) Абросимова М.А.: Информационные технологии
в государственном и муниципальном управлении.
- М.: КНОРУС, 2011