Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:20, контрольная работа
Описание работы
Учитывая это, стоит вспомнить слова В. О. Ключевского о том, что вырабатывающееся из опыта прошлого «историческое сознание дает обществу, им обладавшему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости».1 Эти слова в полной мере относятся к истории земского самоуправления в России, которое в настоящее время переживает своего рода второе рождение.
Содержание работы
Введение ………………………………………………………. 3 Глава 1. Организация местного самоуправления по «Положению о земских учреждениях» 1864 г. ……………………….. 5 Глава 2. Недостатки земского управления в дореволюционной России ……………………………………………... 11 Глава 3. Земство и интеллигенция …………………………. 17 Заключение ………………………………………………….. 19 Литература …………………………………………………... 21
Глава 1. Организация местного
самоуправления по «Положению о земских
учреждениях» 1864 г. ……………………….. 5
Глава 2. Недостатки земского
управления в дореволюционной России
……………………………………………... 11
Глава 3. Земство и интеллигенция
…………………………. 17
Заключение …………………………………………………..
19
Литература …………………………………………………...
21
Введение
Согласно Конституции Российской
Федерации, управление в нашей стране
осуществляется на различных уровнях
– централизованном и местном. В Конституции
прописаны и разграничение сфер управления
на этих уровнях, при Государственной
Думе создан Комитет по вопросам местного
самоуправления, разрабатывается поиск
"формулы" реформы местного самоуправления
в Российской Федерации. однако, как показывает
практика, не всегда еще местное самоуправление
обеспечивает реализацию возложенных
на него задач. С другой стороны, местное
самоуправление часто очень зависит от
центральной власти.
Учитывая это, стоит вспомнить
слова В. О. Ключевского о том, что вырабатывающееся
из опыта прошлого «историческое сознание
дает обществу, им обладавшему, тот глазомер
положения, то чутье минуты, которые предохраняют
его как от косности, так и от торопливости».1
Эти слова в полной мере относятся к истории
земского самоуправления в России, которое
в настоящее время переживает своего рода
второе рождение.
В связи с этим закономерен
интерес к историческому опыту земских
учреждений в России, поскольку практически
он остается мало изученным и невостребованным.
Вольно или невольно представители правящей
элиты фетишизируют опыт и наработки западных
демократий, искусственно пересаживая
на отечественную почву часто чуждые ей
формы местного самоуправления. Поиск
путей реформированного государства настоятельно
требует обращения не только к западноевропейскому,
но и российскому опыту местного самоуправления.
Именно этой цели – изучению
опыта местного самоуправления в дореволюционной
России и посвящена данная контрольная
работа.
Задачи:
1) проанализировать «Положение
о земских учреждениях» 1864 г.;
2) выявить недостатки
земского самоуправления в России;
3) изучить роль интеллигенции
в земских делах.
Работа строится по проблемному
принципу и состоит из введения, основной
части из трёх глав, заключения, списка
литературы и постраничного научно-справочного
аппарата.
Глава 1. Организация
местного самоуправления по «Положению
о земских учреждениях» 1864 г.
Развитию местного самоуправления
в дореволюционной России дали толчок
земская и городская реформы Александра
II, которые преследовали цель осуществить
децентрализацию управления и развить
начала местного самоуправления в России.
Известный дореволюционный юрист и социолог
М.М. Ковалевский полагал, что эти реформы,
включая и судебную, явились поворотным
пунктом во внутреннем развитии России,
ибо они внесли те ограничения, которым
бюрократия вынуждена была подчиниться.2
В своей книге «Земство и земская
реформа» Б.Б. Веселовский писал: “При
крепостном праве, до 60-х годов прошлого
века, Россия управлялась всецело чиновниками
и помещиками, которых Николай I называл
своими полицмейстерами… Несовершенства
такого управления и таких порядков становились
все яснее и яснее по мере того, как жизнь
развивалась и русское государство должно
было равняться по другим цивилизованным
государствам… Приходилось подумать
как улучшить это управление. И уже в начале
XIX века правительство стало составлять
разные проекты, как исправить дела местного
управления… Составлялись секретно разные
проекты, как бы ослабить гнет крепостного
права, однако боялись поступить решительно
- боялись восстания крестьян, боялись
повредить и интересам помещиков. Но жизнь
делала свое дело и в конце концов пришлось
отказаться от крепостного права (реформа
19февраля 1861г.). Одновременно с этим был
поставлен и вопрос, как улучшить управление
на местах. При крепостном праве нельзя
было улучшить местное управление; упразднение
же крепостного права сразу выдвинуло
и вопрос о таком улучшении».
Сразу же после отмены крепостного
права в сельской местности крестьянское
общественное устройство (по Положению
1861г.) представляло из себя сословные волости.
Волостное управление составляли волостной
сход, волостной старшина с волостным
правлением и волостной крестьянский
суд. Должности крестьянского общественного
управления замещались по выбору на три
года. Сельский сход и сельский староста
составляли сельское общественное управление.
Сход выбирал сельских должностных лиц,
решал дела о пользовании общинной землей,
вопросы общественных нужд, благоустройства,
призрения, обучения грамоте членов сельского
общества, осуществлял раскладку казенных
податей, земских и мирских денежных сборов
и т.п. Сельский староста наделялся обширными
полномочиями как по делам общественным,
в пределах компетенции сельского общественного
управления, так и административно-полицейскими
(охрана общественного порядка, безопасность
лиц и имуществ, паспортный контроль).
В отсутствии сельского старосты решения
сельского схода считались незаконными.
“Положением о губернских и
уездных по крестьянским делам учреждениях”
для контроля крестьянского управления
и разрешения возможных недоразумений
между крестьянами и помещиками учреждались
должности мировых посредников, уездные
мировые съезды и губернские по крестьянским
делам присутствия. На должность мировых
посредников избирались местные потомственные
дворяне-помещики, удовлетворяющие определенным
имущественным условиям. Мировые посредники
в дальнейшем приобрели немалое влияние
в земских учреждениях. Этому способствовало
то, что они выступали и земскими гласными,
и начальниками крестьянского самоуправления,
имеющими возможность оказывать давление
на выборы гласных из крестьян.
Волостное и сельское самоуправление
при таких условиях развития не получило.
Самым большим недостатком крестьянского
самоуправления было сохранение сословного
принципа в его формировании. Органы крестьянского
общественного управления находились
под двойным контролем, как со стороны
местных учреждений по крестьянским делам,
основной состав которых формировался
из помещиков, так и со стороны судебно-административных
органов, представители которых одновременно
замещали должности по крестьянскому
управлению.
Массовое недовольство крестьян
своим положением, осознание местным дворянством
бедственного состояния дел в губерниях
привело к всплеску политической и общественной
активности, ответным репрессиям административного
аппарата, открытой борьбе и противостоянию
на всех уровнях власти, включая правительство
и императорский двор. Результатом явилось
утверждение Александром II компромиссного
Положения о земских учреждениях, которое,
будучи опубликовано 1января 1864 года в
течение нескольких лет было распространено
на тридцать четыре губернии Европейской
России. Собственно введение земских учреждений
началось с февраля 1865г. и в большинстве
губерний закончилось к 1867г.
Введение в действие Положения
о земских учреждениях было возложено
на временные уездные комиссии, состоявшие
из предводителя дворянства, исправника,
городского головы и чиновников от палаты
государственных имуществ и от конторы
удельных крестьян. Комиссии эти составляли
избирательные списки и предположительно
назначали сроки созыва избирательных
съездов. И то, и другое окончательно утверждалось
губернской временной комиссией, под предводительством
губернатора. На первом земском собрании
выбиралась управа, которая должна была
к первому очередному собранию представить
свои соображения по различным сторонам
хозяйства и вступить в заведование капиталами,
принадлежавшими дореформенным учреждениям.
Положение 1864г. делило избирателей
на 3курии:
1)землевладельцев всех
сословий;
2)горожан - собственников
недвижимого имущества в городе;
3)сельских обществ.
Выборы производились раздельно
по куриям: от первых двух курий проводились
на съездах представителей этих курий.
На съезде представителей первой курии
могли присутствовать крупные и средние
помещики. Мелкие землевладельцы выбирали
из своей среды уполномоченных. На съезде
представителей второй курии присутствовали
домовладельцы, фабриканты, заводчики,
купцы и другие состоятельные горожане.
В выборах не могли принимать участия:
а)лица моложе 25лет; б)судившиеся и не оправданные
судом; в)отрешенные от должности; г)состоящие
под судом и следствием; д)признанные несостоятельными;
е)исключенные из духовного ведомства.
Выборы гласных от крестьян
были многоступенчатыми: сначала сельские
общества посылали своих представителей
на волостной сход, на волостных сходах
избирали выборщиков, а затем из их среды
выбирали установленное количество гласных
уездного земского собрания.
Число гласных в разных уездах
было не одинаково. Даже в пределах одной
губернии разница могла составлять 4 –
5 раз. Так, в Воронежской губернии земское
собрание Бирючинского уезда состояло
из 61 гласного, а Коротоякского уезда –
из 12 гласных.3
Если на съезде количество избирателей
не превышало число лиц, которых надо было
избирать, то все съехавшиеся на съезд
признавались гласными земского собрания
без проведения выборов. Избирались гласные
на 3 года.
После избрания гласных, чаще
всего осенью, собирались уездные земские
собрания, на которых обычно председательствовали
уездные предводители дворянства. На первом
заседании уездные гласные избирали из
своей среды губернских гласных: от 6 уездов
- 1 губернский гласный. В состав губернских
земских собраний входили предводители
дворянства, председатели управ всех уездов,
2-3 чиновника от казенных и удельных имений.
Таким образом, более высокое звено земского
самоуправления формировалось на основе
непрямых выборов и представительства
чинов.
Губернские собрания проводились
1 раз в год, но могли созываться и чрезвычайные
собрания. На заседаниях председательствовал
губернский предводитель дворянства.
Для текущей работы и уездные и губернские
собрания избирали Управы в составе 3 человек:
председателя и двух членов правления.
Глава 2. Недостатки земского
управления
в дореволюционной России
В пределах своих полномочий
земские и городские органы самоуправления
были самостоятельны, но свою деятельность
они осуществляли под контролем правительственной
бюрократии в лице министра внутренних
дел и губернаторов. Закон определял случаи
и порядок, в которых их действия и распоряжения
подлежали утверждению и контролю правительственных
органов. Однако в сфере земского самоуправления
возникали конфликты различного плана.
Первый тип конфликтов в сфере
земского самоуправления был основным
и находился на уровне самодержавного
государствах и формирующегося гражданского
общества в России. Проведение буржуазных
реформ в стране означало стремление верховной
власти перейти к новому политическому
управлению обществом, предполагающему
контролирующее участие социальных элит
в решении государственных вопросов. Однако
в отличие от Западной Европы в России
не удалось завершить реформы и обеспечить
политический консенсус государства и
общества. Соответственно и основная цель
правительства -"консервативное обновление"
не была достигнута. Именнно этот тип конфликта-конфликт
полицейского государства и общества
был основным и определил взаимоотношения
между самодержавием и земствами. Истоки
природы этого конфликта уходят в историческое
прошлое России и могут быть наглядно
представлены судьбой реформ в стране
в XVIII-XIX вв. Российское реформаторство
ярко высвечивает одну из характерных
черт российской истории. Она заключается
в том, что страна не перерабатывала полностью
западное влияние, наполняя европейские
формы попыток модернизации России своим
самобытным содержанием. Это приводило
к социокультурным расколам в обществе,
порождало "разновременность" (в
историческом плане) сосуществующих друг
с другом укладов, социальных групп и несформированность
гражданского общества в стране.4
Конфликт между государством
и обществом в России усугублялся и огромной
диспропорцией властных полномочий центра
и местных органов, пирамидальной системой
управления, при которой горизонтальные
властные структуры были представлены
слабо. Это обстоятельство можно проиллюстрировать
следующим фактом. До введения земской
реформы в России приходилось 1,3 чиновника
на 1 тыс. населения, в то время как, например,
во Франции их было 4,8.
Земская реформа, рассчитанная
на достижение консенсуса центральной
власти с местной, привела к обратным результатам.
Общество считало, что самодержавие должно
делегировать часть своих прав сословиям
и местному самоуправлению и отвергло
те методы, которыми проводилась реформа.
В результате реформа привела не к разрешению,
а к усилению конфликта между государством
и формирующимся гражданским обществом
и к углублению кризиса в конце XIX- начале
XX вв. Не случайно М.Е.Салтыков-Щедрин считал
земство "пятым колесом в колеснице
государственного механизма".5
Вторая основная группа конфликтов
находилась в сфере управления. Ведущий
из них определялся взаимодействием бюрократии
и земских учреждений.
Второй крупный конфликт, получивший
широкую огласку, произошел в Череповецком
уезде. 7 июня 1888 г. за "систематическое,
в продолжение более 10 лет, препирательство
Череповецкого уездного земского собрания
и Управы со всеми правительственными
учреждениями и лицами" земская управа
была заменена Временной правительственной
комиссией, а четыре члена управы сосланы.
"Пала Великая Череповецкая земская
республика!"- писала газета «Гражданин».
Однако сама российская действительность,
связанная с быстрой капитализацией страны,
усложнением хозяйства способствовала
интенсификация деятельности органов
земского самоуправления. Конец ХIX –начало
ХХ вв. были особенно богаты конфликтами
между земствами и бюрократией по всем
"необязательным" направлениям работы
органов местного самоуправления: народного
образования, медицины, статистики, продовольственного
дела.
Особенно ярко конфликты между
бюрократией и земствами проявлялись
на уровне губернского управления. Их
возникновению во многом способствовало
неопределенное положение самих губернаторов
в государственном аппарате управления.
С одной стороны - почти наместник царя,
воплощение власти монарха на губернском
уровне, а с другой - лицо, подконтрольное
Министерству внутренних дел.
На "губернаторском уровне"
происходили не только конфликты с земствами,
но и наметилась линия сотрудничества
в поисках способов решения таких вопросов,
как народное образование, медицина, система
кредитов, статистика и т.д. Постепенно
выработались определенные принципы политического
механизма взаимодействия между губернаторами
и земствами: давление и компромиссы, методы
урегулирования конфликтов. Обе стороны
вынуждены были идти на компромиссы: администрация
как ответственная перед правительством
за общее состояние губернии, земство
как лишенное собственной исполнительной
власти для взимания с населения налогов.
В кризисные этапы развития общества обе
стороны демонстрировали понимание недопустимости
или невозможности чрезмерных социальных
намерений и расчетов (тактика политической
мимикрии). Особенно ярко процесс сотрудничества
земств с губернаторами проявился в годы
Первой мировой войны, поскольку внешняя
опасность на начальном этапе войны сыграла
роль стабилизирующего фактора.