Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:15, контрольная работа
Осуществляется местное самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества.
Введение………………………………………………………………..3
Понятие и сущность местного самоуправления……………….4
Законодательное определение местного самоуправления.........8
Местное самоуправление как основа конституционного строя…………………………………………………………………...13
Местное самоуправление и государственная власть: конституционно-правовые основы взаимодействия……………….17
Заключение……………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………..26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Юридический факультет
Кафедра Государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа
Вариант № 7
Дисциплина: Муниципальное право России
Тема: Местное самоуправление в Российской Федерации
Выполнила: студентка группы ЮВ
заочного отделения
третий курс
№ зачетной книжки 11041031857
Черепанова Наталья Владимировна
Проверила: к.ю.н., доцент каф. ГПД
Корицкая Вера Васильевна
Хабаровск 2012
План:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………..26
Введение.
Муниципальное право современной России представляет собой новую область российского государствоведения. Его рождение предопределено политическими, экономическими и социальными реформами в нашей стране, носящими эпохальный характер и знаменующими формирование нового конституционного строя. Фундаментом и материально-организационной основой формирования муниципального права является особая группа общественных отношений, возникающих и существующих в сфере местного самоуправления.
Существование местного самоуправления является одной из сущностных характеристик конституционного строя в нашей стране. Задачи построения российской государственности на принципах народовластия и свободы могут быть решены только при одновременном упрочении как государства в целом и его органов, так и местного самоуправления. Речь идет о создании базового уровня народовластия, наиболее приближенного к населению, каким и является местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Осуществляется местное самоуправление в городах, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Высшей целью местного самоуправления в Российской Федерации является объединение людей для организации самостоятельного решения вопросов своей жизнедеятельности, управления землей и другими объектами муниципальной собственности. Через местное самоуправление реализуются большинство прав и свобод человека и гражданина. Местное самоуправление призвано активно участвовать в укреплении российской государственности, формировании начал гражданского общества.
/Единого всеобъемлющего понятия "местное самоуправление" не существует. С этим понятием связаны сложные, комплексные, многообразные явления, зависящие от многих объективных исторических, экономических, политических и иных условий. Особенности местного самоуправления во многом предопределяются индивидуальными национально-государственными традициями организации публичной власти в разных странах.
Понятие "местное самоуправление" долгое время носило научный характер, зависящий от приверженности к той или иной теории местного самоуправления. Более того, само словосочетание "местное самоуправление" как научная и нормативная категория, характерное для Германии и России, было заимствовано в Англии. В США этому термину соответствует "местное управление", во Франции - "децентрализация"./1
Именно из-за природной неоднородности института местного самоуправления, включающего как общественную, так и государственную составляющую, в науке до сих пор не выработан единый подход к понятию "местное самоуправление".
При всем многообразии подходов к понятию самоуправления их объединяет то, что они исходят из необходимости дифференциации уровней публичного управления (т.е. управления государственными и общественными делами), придания низовым территориальным уровням управления специфической природы, отражаемой в категориях "местное самоуправление" и "местное управление", увязывания этого уровня публичной власти с непосредственным ее осуществлением самим населением (приобретающим качества местного сообщества, территориальной общины) или выборными представителями населения.
В России так же не было единого понимания местного самоуправления. Теоретическое обоснование местного самоуправления проходило в России не без влияния идей местного самоуправления стран Западной Европы. Однако оценка роли и перспектив местного самоуправления была разнообразной. Одни авторы трактовали местное самоуправление как средство самоорганизации населения, автономное от государства, или же как часть государственного управления, децентрализованного и "спущенного" на низший уровень. Другие авторы, особенно из либеральных кругов русской интеллигенции, с развитием местного самоуправления связывали возможность реализации идеи конституционной монархии, во введении земства видели первый этап этого процесса, а одновременно - ускорение перехода общества на капиталистический путь развития.
В современных условиях довольно сложно воспринимать местное самоуправление как некую альтернативу государству. Но, оценивая соответствующие высказывания мыслителей XIX - XX вв., не следует забывать, что большинство из них рассматривало государство как силу в руках господствующего класса и стояло за то, чтобы такое орудие было разрушено, а на смену ему пришло бы общественное самоуправление. Эта теория была взята на вооружение коммунистической партией, пришедшей к власти в нашей стране. В перспективе предполагалась замена государства коммунистическим общественными самоуправлением. В этом плане местное самоуправление могло считаться частью подобного самоуправления.
Однако действительность
отодвинула идеи отказа от государства
и его замены общественным самоуправлением.
Поэтому и местное
В соответствии с выше изложенным можно сделать вывод, что местное самоуправление, понятие многогранное. Это: одна из основ конституционного строя; форма народовластия, уровень публичной власти, организационно обособленный от органов государственной власти; форма самоорганизации граждан по месту их жительства.
Как нет однозначного подхода к понятию местного самоуправления, так и единого подхода к пониманию сущности местного самоуправления нет.
/Начало формированию концептуальных подходов к современному пониманию сущности местного самоуправления, его места и роли в системе общественных отношений положили труды видных отечественных исследователей дореволюционного периода: В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, В.Н. Пешкова, К.А. Пажитнова, Б.Н. Чичерина.
Двухвековая дискуссия между общественной и государственной школами самоуправления привела к тому, что в основе современных концепций местного самоуправления оказались многие положения этих теорий. В современной науке муниципального права нет однозначного подхода к вопросу о том, на основе какой теории строится самоуправление в Российской Федерации, а спор между представителями общественной и государственной теории местного самоуправления продолжается и ныне./2
Несмотря на палитру представлений о многоаспектной сущности местного самоуправления, можно выделить следующие его главные признаки:
местное самоуправление - одна
из базовых основ конституционного
строя государства, всей государственности,
свойственная как для унитарного,
так и для федеративного
определенная (хотя и относительная) автономия субъектов местного самоуправления от центральной власти;
публичный и правовой (оформленный правом) характер деятельности местного самоуправления;
сочетание в местном самоуправлении публично-властных (один аспект - принятие общеобязательных решений, другой - наличие органов муниципальной власти) и общественных начал;
влияние представителей местного
самоуправления не только на местные
дела, но и на дела государственные
(посредством обсуждения государственных
вопросов, доведения своей позиции
до компетентных органов, оспаривания
перед соответствующими органами либо
перед судом актов
обеспечение местным самоуправлением развития демократии, включая использование демократических институтов в организации и деятельности местного самоуправления.
В соответствии с выше изложенным местное самоуправление в современной России - сложное многоаспектное социальное явление. Это многозначное понятие, которое нельзя определить одним выражением, поэтому определение местного самоуправления необходимо давать сразу в нескольких аспектах:
особый способ организации власти на местах, которому присущи такие признаки, как самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;
институт гражданского общества;
специфический уровень власти - власть, осуществляемая населением муниципального образования;
децентрализованная форма
управления, предполагающая известную
самостоятельность и
форма народовластия (ст. 3 Конституции РФ);
одна из основ конституционного строя РФ;
форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования;
право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.3
Конституция РФ провозглашает признание и гарантирование местного самоуправления, которое получает в ней статус одной из основ конституционного строя страны (главы 1 и 8). Как уже говорилось выше, развивая конституционную модель местного самоуправления, Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. в первой статье характеризует его как форму осуществления народом своей власти. Данная форма обеспечивает в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно 154-ФЗ от 28.08.1995 г. (утратил силу с 01.01.2009г) местное самоуправление — это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Формулировки обоих определений в основном совпадают. Однако ключевое отличие современного определения — это прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия.
В обоих определениях местное самоуправление наделяется качеством самостоятельной и под свою ответственность активности (решения вопросов местного самоуправления, деятельность по решению вопросов местного самоуправления) и говорится о признании и гарантировании местного самоуправления.
Под самостоятельной активностью сл
Активность под свою ответственность связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний и предполагает обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия, при этом неблагоприятные социально-экономические, политические и т.п. последствия
ложатся на население и могут государством не компенсироваться.
Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией, предполагает гарантируемую активность населения, то есть подкрепляемую и защищаемую государством с помощью ряда мер, прежде всего тех, которые предусмотрены конституционно.
Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое и тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. Местному самоуправлению как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.
Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации