Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 06:26, реферат
Конституция РФ относит местное самоуправление к основам конституционного строя и выделяет его в качестве самостоятельной формы прямого осуществления народом принадлежащей ему власти. В соответствии с Европейской хартией местного самоуправления его принципы закреплены в основном законе ряда стран и тем самым установлена новая самостоятельная система власти народа для решения вопросов местного значения. Местное самоуправление становится важнейшим фактором стабилизации жизни стран, целостности государства, формой непосредственного народовластия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..... 3
1.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………4
1.1. Направления развития местного самоуправления……………………..…. 4
1.2. Проблемы органов местного самоуправления………………………..…... 7
2. ТРАДИЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ…………………………..…….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………18
Следствием пренебрежения
В городских и сельских поселениях, где отсутствуют органы местного самоуправления, не могут собираться местные налоги и сборы, поскольку правом устанавливать их могут обладать представительные органы местного самоуправления. Это не соответствует ст. 130 Конституции РФ, закрепляющей положения, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Гарантией этого права является норма ст. 12 Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющая право населения на осуществление местного самоуправления, при том, что этим правом обладает каждый гражданин в соответствии со ст. 32 Конституции РФ <4>. Помимо этого конституционное право граждан на непосредственное участие в управлении в значительной мере может быть реализовано на местном уровне, а там, где этот уровень власти не функционирует, там и право становится нереализованным. Новый Закон о местном самоуправлении ликвидирует этот пробел, так как право на местное самоуправление делегируется им всем без исключения муниципальным образованиям. В ходе муниципальной реформы не будет больше территорий, не охваченных местным самоуправлением, так как по всей территории выделяются необходимые финансовые средства и должна быть создана необходимая правовая база.
Таким образом, возрождать такую традицию просто необходимо в условиях развивающегося в российской среде антагонизма, прежде всего по отношению к муниципальной власти, ибо уход от социальных норм приведет Россию к более тяжелым формам противоречий.
Однако следует отметить, что к возрождению традиций местного самоуправления необходимо относиться достаточно осторожно, поскольку если традиции для самоуправления носят первичный характер, т.е. обусловлены природой самоуправления, то традиции муниципальной власти, как правило, следуют определенным в законе критериям.
Вместе с этим ничего негативного в данном случае усмотреть не представляется возможным, поскольку традиции местного самоуправления по своей социально-правовой природе уместно разделить на: а) традиции в результате отправления публичной власти; б) традиции, следующие другим социальным нормам, которые по своему существу не призваны быть обеспечительным механизмом местной власти.
В свою очередь, нам представляется, что идея формирования и сохранения традиций местного самоуправления - это глубинный, универсальный способ синтезирования разных по своей природе социально-правовых феноменов, таких как власть, право и традиция.
Традиции власти реализуются в связи с осуществлением каких-либо действий (передача, вручение символов власти от одного головы к другому, традиционные обряды посвящения в служащие и т.п.). Традиции же в сочетании с правом можно рассматривать как формально определенные на локальном уровне, опосредованные решением муниципального органа социальные нормы, когда они не установлены законом, а отданы на откуп самоуправлению.
Таким образом, традиции местного самоуправления содержат объективные факторы гарантий реальной демократии, поскольку аккумулируют в себе политические, экономические, социальные и юридические ценности, сохраненные и как бы переданные новому поколению. Отдельные традиции местных органов власти Советской России трансформировались и сохранились до сегодняшнего дня, продолжая существовать и передаваться новому поколению муниципальных служащих (традиция организации маевок, традиция чествования ветеранов Великой Отечественной войны и труда, в сельских поселениях традиция проведения праздничных мероприятий, посвященных, например, началу посевной и др.).
Вместе с этим в Советской России существовали и традиции, элементам которой, представляется, возможно следовать, однако полностью воспроизводить и возрождать их нет необходимости.
Социальные нормы, действующие
в системе организации и
Если традиции самоуправления носят более демократичный характер, то традиции муниципальной власти могут замыкаться и действовать в условиях корпоративного интереса, в принципе являясь порождением органов местного самоуправления, однако носящими негативный, даже криминальный, криминогенный характер. Данное обстоятельство является одной из причин, порождающих криминальные традиции в муниципальных органах.
Необходимо отметить, что возрождение традиций местного самоуправления необходимо не только в силу формирования современного образа самоуправления, но и объективного упрочения императивно-властных полномочий самоуправляющихся сообществ в целях их развития как институтов публичной власти, а не только права. Как показывает история местного самоуправления, удачное сочетание власти и права делало его на разных этапах развития Российского государства как управляемым, так и самостоятельным.
Таким образом, возрождать традиционные в дореволюционной России институты необходимо, однако делать это надо с учетом Конституции России и современного законодательства. Традиции местного самоуправления обладают такими качествами, не свойственными административной системе, при которых как удовлетворяются субъективные права и законные интересы, так и обеспечивается надлежащее поведение практически всеми участниками муниципальных правоотношений. Тогда как в настоящее время традиции редко являются частью общего механизма правового и социального регулирования, при котором должен обеспечиваться устойчивый синтез власти и права. Последнее обстоятельство порождает дезорганизацию муниципальной власти в Российской Федерации.
Таким образом, разграничение позитивных
традиций от традиций деспотизма и
бесправия населения
Представляется, что традиции местного самоуправления необходимы в силу обеспечения утраченных форм народного волеизъявления и их регламентация с учетом этнологической классификации в России вообще усилит действенность институтов местного самоуправления.
Формирование традиций местного самоуправления оптимизирует доктринальное разрешение вопросов, связанных со сближением населения и органов местного самоуправления, ибо последние в настоящее время отторгнуты от сообщества в силу их заадминистрированности, следования муниципальных органов традициям государственной власти. Последнее обстоятельство, во-первых, сводит на нет сущность органов местного самоуправления, во-вторых, порождает неверие граждан в правовосстановительную функцию муниципальных органов. Так, проведенные автором социологические исследования среди граждан городских и сельских муниципальных образований Республики Башкортостан показали следующую картину отношения граждан к органам местного самоуправления. В частности, на вопрос о доверии к органам местной власти респонденты высказались следующим образом: 46% опрошенных подтвердили недоверие к местным властям в связи с невыполнением их законных требований, а также по другим важным и актуальным для граждан вопросам. Вместе с этим 30% респондентов отметили доверительное отношение к органам местного самоуправления в рамках исполнения ими своих полномочий. 22% граждан затруднились ответить на вопрос, доверяют ли они местным властям.
Представляется, что единого понимания вопроса о традиционном местном самоуправлении до настоящего времени ни в науке муниципального права, ни в практике деятельности многотысячных органов местного самоуправления еще не найдено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После принятия Федерального закона
N 131-ФЗ положение стало заметно
изменяться в лучшую сторону. Проведена
большая работа по приведению в соответствие
массива местных правовых актов
с федеральным
Традиции местного самоуправления, с одной стороны, возникают на основе взаимной заинтересованности населения и органов местного самоуправления, когда в результате их совместной деятельности осуществляется муниципальная власть и происходит защита прав и законных интересов граждан или конкретного сообщества. С другой стороны, социальные нормы могут быть опосредованы муниципально-правовыми актами. Это уже традиции муниципальной власти, они в отдельных случаях сопровождаются правом. Вместе с этим традиции власти и традиции права - разные по своей социально-правовой природе явления.
Таким образом, традиции муниципальной власти в России - это нормы социально-правовой направленности в деятельности органов местного самоуправления, в результате которых происходит отправление власти с учетом особенностей конкретного муниципального образования, при которых сохранение, формирование и передача политических, экономических, духовных и культурных ценностей выступают гарантиями местного самоуправления в Российской Федерации.
Ι. Нормативные правовые акты
2005.-192 с.
Фальков В.Н. Новый федеральный закон о местном самоуправлении:
содержание и проблемы реализации. // Тюмень, ГУП ТО «Тюменский
издательский дом», 2004. -60 с.
Васильев // Журнал российского права. – 2004. -N 1.
Информация о работе Местное самоуправление в современной России