Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ имени П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет (институт) Государственного и муниципального
управления
Специальность/направление
подготовки Государственное и муниципальное
управление
Специализация/профиль/программа
Региональное управление
Кафедра Государственного и
муниципального управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
"Местное самоуправление
в современном обществе".
Автор работы:
Студент 4 курса, 402 группы,
Очной формы обучения,
Сибгатулина Д. Р.
Подпись____________________
Руководитель работы:
_______________________________________________________________________________________Оценка_______________________
Подпись_____________________
«__» ____________20__г.
Саратов 2014г.
Оглавление
Введение
Организация местного самоуправления
входит в круг фундаментальных проблем,
функционирования демократического общества
и государства. Процессы реформирования
всех сторон общественной жизни в современной
России проходят в условиях кардинальных
изменений гражданского сознания. Правильное
осознание особенностей местной власти
и механизма ее взаимодействия с государственной
властью позволяет органам местного самоуправления
эффективно осуществлять свою деятельность.
Актуальность проблемы на современном
этапе придает обстоятельство то, что
отсутствует концепция местного самоуправления
для современных российских условий, без
которой невозможна системная работа
по созданию структур местной власти.
Цель курсовой работы состоит
в исследовании возможности становления
и реализации современной модели организации
местного самоуправления, ее организационно-правовых
форм и правового обеспечения.
В соответствии с указанной целью поставлены
и решаются следующие задачи:
- обоснование исторических предпосылок
формирования местного самоуправления
в России;
- выявление организационно-правовых форм
местного самоуправления в России;
Предметом исследования являются
юридически закрепленные
взаимоотношения структурных элементов
системы местного
самоуправления рассматриваемой как современная
модель его
организации.
Объектом исследования выступают
различные
организационно-правовые формы современной
модели местного
самоуправления в России.
ГЛАВА
1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.
1.1. Реформирование
местного самоуправления от древнерусского
государства до современности.
Становление и развитие местного
самоуправления в России обусловливает
необходимость теоретического осмысления
данных процессов в правовом аспекте,
используя анализ исторического прошлого,
зарубежного опыта и современных тенденций1. Создается российская система
местного самоуправления, о которой можно
говорить, как о модели организации местного
самоуправления. Понятие реальной перспективы
развития модели организации местного
самоуправления в России возможно только
через обращение к историческому и зарубежному
опыту организации местного самоуправления.
В истории России выделяются периоды ослабления
и укрепления основ местного самоуправления.
Существование ранней модели
самоуправления, которая складывалась
на территориально-хозяйственной общности
и наличии родственных связей, было характерно
еще для древнерусского государства. Местное
самоуправление проявлялось в форме производственных
и территориальных общин. Форма осуществления
местного самоуправления была сначала
родовая, а затем непосредственная представительная
демократия, которая проявлялась в вечевом
управлении. Компетенция общин осуществлялась
через Вече и избираемые им органы. В древнерусском
государстве местное самоуправление имело
все необходимые признаки: экономическую
и юридическую самостоятельность, осуществление
на уровне старших городов и местных Вече.
С приходом татаро-монгол вечевая власть
была существенно подорвана на два с лишним
века. К XVI веку образовались новые формы
народовластия - крестьянская община и
казачье самоуправление.
XVII век положил начало
бюрократизации местного самоуправления.
Существовали две формы местного
самоуправления: губернские и земские
учреждения и воеводская система
управления. Городские реформы Петра
I несли в себе элементы зарождения
земской модели местного самоуправления,
однако, при сохранении сильного
государственного вмешательства
Екатерина II провозгласила принцип
сословности и самостоятельности
в местном самоуправлении, издала
несколько актов, которые и определили
систему местного самоуправления
вплоть до введения Александром
II земских учреждений.
Наиболее значимыми в историко-правовом
аспекте были две реформы местного самоуправления:
земская 1864 года и городская 1870 года. Система
земства основывалась на все сословности,
но критерием выдвинут, был имущественный
ценз. Земство имело хозяйственную самостоятельность.
Временное правительство сделало
ставку на земства и заявило о намерении
провести выборы земств всеобщим прямым,
равным тайным голосованием, положив,
таким образом, в их основу демократический
принцип. Им был принят "Закон о земской
реформе". Однако Октябрьская революция
принесла с собой ликвидацию земства и
становление новой модели местного самоуправления
- советской. После Февральской революции
1917 года, Временное правительство расширило
полномочия земских органов власти. Временное
правительство стремилось сделать их
своими опорными пунктами на местном уровне,
но в это время в крупных промышленных
центрах стали создаваться более энергичные
органы - городские Советы, которые наделялись
более широкими властными полномочиями2.
Ликвидировано земское самоуправление
было очень быстро. Заменой земствам должны
были стать новые органы самоуправления,
которыми и явились Советы. Окончательно
и законодательно переход всей власти
к Советам подтвердил II съезд Советов.
В основу организации власти
на местах был заложен принцип единства
системы Советов, как органов государственной
власти, где местные Советы и их исполкомы
выступали как местные органы государственной
власти и управления, являясь при этом
структурной частью единого централизованного
аппарата управления. Таким образом, образовалась
единая государственная советская система
управления. В первые годы советской власти
еще сохранялось административно- территориальное
деление страны на губернии, уезды, волости.
Высшим органом местной власти являлись
съезды Советов (областной, губернский,
уездный, волостной), а также городские
и сельские Советы. Они являлись свободными
неформальными собраниями без ясно выраженных
функций. Задачи местных Советов состояли
в реализации постановлений высших органов
власти; решение вопросов, касающихся
местного значения; координации деятельности
Советов в пределах данной территории;
проведении мероприятий по хозяйственному,
культурному развитию территорий. Прямыми
были выборы в сельские и городские Советы.
Эти Советы избирались непосредственно
населением.
На начавшийся процесс формирования
демократических форм управления наложили
свой отпечаток годы гражданской войны.
В данных условиях сформировалась жесткая
централизованная административно-полицейская
систем управления, которая позволила
большевикам выжить в военных условиях.
После гражданской войны постепенно стало
восстанавливаться право трудящихся на
участие в управлении. Допущение в период
НЕПа частной собственности и вызванный
этим процесс усложнения форм хозяйственной
деятельности требовал изменения местных
органов власти3.
К началу 30-х годов становится
ясно, что местная власть не соответствует
центральной системе власти, а также восстановленной
государственной собственности, и поэтому,
в 1933 году принимается новое положение
"О горсовете". В нем городские Советы
приобретают роль органа пролетарской
диктатуры, с проведением политики центра
на местах. Именно этот период ознаменовал
собой окончательное огосударствление
местной власти.
В годы Отечественной войны
продолжали функционировать местные органы
власти и управления наряду с высшими
и центральными. В этот период в них происходили
структурные изменения, которые были направлены
на максимальную централизацию политического,
хозяйственного и военного руководства.
В советском государстве периода
смерти Сталина и после него каких-либо
существенных изменений в организации
управления не произошло. Период правления
Хрущева ознаменовав собой разделение
Советов структурно на промышленные (городские)
и сельские4.
Централизованный контроль
за колхозно-совхозной системой в этот
период ослаб, происходила реорганизация
управления. Данная реорганизация способствовала
улучшению специализации и кооперации
регионов, развитию местных предприятий.
Конституция 1977 года закрепила положение
"О развитом социализме" в преамбуле
и открыто утвердила власть партийно-бюрократического
аппарата.
Согласно данной Конституции,
основу местной власти и управления составили
Советы депутатов трудящихся. Непосредственное
управление осуществлялось исполнительными
комитетами. Исполкомы через отделы и
управления руководили отраслями и сферами
местной жизни.
Таким образом, организационным
принципом построения и функционирования
местных органов являлся демократический
централизм, в соответствии с которым
вышестоящие Советы осуществляли руководство
деятельностью нижестоящих Советов. Реальная
власть на местах находилась в руках партийных
органов, а их волю, как известно, выполняли
Советы. Местные Советы находились в зависимости
от исполнительных органов, поэтому можно
сделать вывод о несовершенстве системы
Советов.
Восьмидесятые годы ознаменовали
собой период возрождения общественно-территориальных
форм местного самоуправления. В этой
связи, решающим, с точки зрения процесса
реформирования местных органов власти,
стало принятие закона СССР "Об общих
началах местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР" от 9 апреля 1990 года.
Данный закон определил основные направления
деятельности местных органов власти,
принципы их формирования и деятельности,
как органов самоуправления. С понятием
данного закона были сделаны первые шаги
а пути утверждения принципиально новых
начал организации управления на местах
в отличие от тех, которые были ранее. Попытка
введения местного самоуправления, не
реформируя прежнюю систему управления,
не дала положительных результатов.
Таким образом, можно сказать,
что, местное самоуправление было декларировано,
но не было обеспечено ни в организационном,
ни в материальном, ни в правовом отношении.
И только лишь Конституция Российской
Федерации 1993 года признала местное самоуправление,
выступив в качестве важнейшей правовой
основы становления и развития новой модели
местного самоуправления.
1.2. Становление
правовых основ организации местного
самоуправления в Российской Федерации
Россия - страна, которая отличается
многообразием географических, национальных,
природных и других особенностей. Интерес
к идее местного самоуправления в России
возник к 1925 году, так как система городского
управления, роль и место Советов, их структура,
функции и полномочия формировались в
процессе развития советского государства.
24 октября 1925 года было принято "Положение
о городских Советах". Данное положение
дало мощный толчок к развитию самоуправления
в СССР. В короткие сроки города получили
необходимые права и свободы для восстановления
городского хозяйства и начали обретать
самостоятельность.
Полностью самоуправление не
могло вступить в свои права к началу 1930
года, так как система местного самоуправления
была ликвидирована, а на ее смену пришла
система тоталитарного партийного государства.
С начала времен "хрущевской
оттепели" местного самоуправления
стало рассматриваться как коммунистическое
или социалистическое самоуправление
народа. Интерес к местному самоуправлению
вновь возник к началу 80-х годов. Важную
роль в становлении и развитии местного
самоуправления в России сыграл Закон
СССР «Об общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР»5. Он определил основные направления
местных органов власти, принципы их формирования
и деятельность как органов самоорганизации
граждан. В соответствии с данным Законом,
в системе местного самоуправления должны
быть местные Советы - как представительные
органы власти.
6 июля 1991 года был принят
Закон РСФСР "О местном самоуправлении
в РСФСР". С принятием этого Закона в
Росси начался процесс реформирования
местных органов власти и формирования
органов местного самоуправления, а исполнительная
власть получила более широкие полномочия
и могла действовать независимо, особенно
в вопросах административного управления,
представительная власть стала также
иметь более широкие полномочия. С принятием
данного Закона в российском законодательстве
было проведено четкое разграничение
компетенции исполнительных и представительных
органов местного самоуправления.
Основным моментом становления
современной модели организации местного
самоуправления стало принятие 12 декабря
1993 года новой Конституции Российской
Федерации, которая признала необходимость
существования местного самоуправления,
его правовых гарантий на законодательном
уровне.