Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:34, реферат
Местное самоуправление во Франции имеет длительную историю формирования и развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к современной организации.
Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то его следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность.
Муниципальным образованием должны обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.
Введение
Местное самоуправление во Франции имеет длительную историю формирования и развития при различных режимах. Оно претерпело множество преобразований, которые помогли ему прийти к современной организации.
Так как местное самоуправление базируется на основе принципов самоответственности, то его следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованием должны обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.
Прежде, чем рассматривать
современное местное
Конституция от 1791 г. определяла следующий порядок управления территориальными коллективами: в законодательный корпус, входивший в состав Национального собрания Французской республики, входили 745 представителей от 83 департаментов, входящих в состав королевства, кроме тех представителей, избрание которых может быть предоставлено колониям. Пункт 2 отдела 1 главы 1 конституции 1791 г. гласил: общее количество представителей распределяется между 83 департаментами в соответствии с территорией, населением и прямым обложением.
Кроме того, глава 4 (раздел 2) определяла порядок внутреннего управления. В соответствии с ней в каждом департаменте имеется высшее управление (администрация), в каждом дистрикте – подчиненное управление (администрация).
Сегодня Франция, в отличие большинства демократических стран Европы, является все ещё наиболее централизованным государством. Именно здесь достаточно устойчивы традиции крепкой государственной власти, которая играет главную роль на уровне департаментов и областей. Конституция Франции 1958 года, которая действует по сегодняшний день, весьма скупо говорит о правах местного самоуправления. Это раздел 11 «О местных коллективах», в этом разделе есть единственная статья 72, которая посвящена местным коллективам.
«Статья 72. Местными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории. Все остальные местные коллективы образуются законом.
Эти коллективы свободно управляются выборными советами в условиях, определённых законом. Представители Правительства в департаментах и территориях отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов.
Помимо этого, статья 34 французской конституции гласит, что «Закон определяет основные принципы свободного управления местных административных единиц, их компетенции и их налогов».
Когда Франция была абсолютной монархией, она в течение 17 — 18 веках была очень централизованным государством. Революция 1789 года сделала попытку провести широкую децентрализацию власти и предоставить автономию провинциям. Однако это лишь привело к ослаблению государства и созданию полной анархии, поскольку революционная власть была слишком слабой. После свержения сторонников децентрализации (жирондистов) якобинцами, опять началось внедрение жесткой централизации. Особая роль в этом отводится Наполеону, который считается отцом новой административной системы, построенной по строгим правилам государственной централизации и которая сохранялась почти в неизменном виде долгий период, вплоть до второй половины XX века. И фактически только начало 80-х годов ознаменовало переход от политики всеобщей централизации к постепенной децентрализации государственной власти и созданию условий для быстрого развития местного самоуправления.
Трудный процесс децентрализации, начавшийся в 1982 году, довольно сильно прогрессирует и постепенно сводит на нет унитарные традиции.
Законы 1982 — 83 годов, которые сформировали новый Административный кодекс Франции, ввели по крайней мере три наиболее важных нововведения, чем резко подняли статус органов местного самоуправления:
1) были установлены однообразные
правила административного
2) префект является
3) принципиально изменился
статус округа, который в 1982 году
был только общественным
Важнейшей в Законе № 82-213 от 2 марта 1982 была норма статьи 1, которую можно считать пусковой кнопкой процесса децентрализации: «Статья 1. Коммуны, департаменты и регионы являются свободно управляемыми избранными советами. Законы определяют распределение компетенций между коммунами, департаментами, регионами и государством, а также распределение народных средств, что следует из новых правил местной налоговой системы и передачи государственных кредитов территориальным общинам; организацию регионов, уставные гарантии, предоставляемые персоналу территориальных общин, способ избрания и устав избранников, а также формы сотрудничества между коммунами, департаментами и регионами и развитие участия граждан в местной жизни»[3].
Большая французская административная реформа проводилась по этапам. Следующий этап реформы начался с новых законов от 7 января 1983 года и 22 июня 1983 года. Этими законами определялся новый передел компетенции между государством и территориальными коллективами в пользу последних.
На сегодня законодательство
Франции полностью регулирует все
вопросы, касающиеся организации и
деятельности местного самоуправления
на всех уровнях административно-
Коммуна во Франции — единственная
административно-
Коммуна является старейшим территориальным образованием, в рамках которого реализуется принцип демократического самоуправления. Кроме того, коммуна как совокупность людей, живущих на определённой территории, является элементом гражданского общества. Будучи организованным и управляемым коллективом», она служит основанием пирамиды власти. «Во Франции насчитывается 36 763 коммуны (в том числе 32 тыс. коммун с населением менее 2 тыс. жителей; 25 тыс. коммун с населением менее 700 жителей и 4082 коммуны с населением менее 100 человек). В соответствии с законодательством все коммуны имеют одинаковые полномочия, источники ресурсов и статус (за исключением Парижа, Лиона и Марселя, трех крупнейших городов Франции, статус которых несколько другой). Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Большинство коммун носит старые, исторические названия, изменения которых допускаются в двух случаях: когда меняются границы территории или сливаются несколько коммун, и когда к старому названию добавляется новое (в память о знаменитом жителе коммуны или в туристических целях, например: Шамони-Мон-Блан, Карла-Бейль). Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун устанавливаются государством и их изменения также требуют особой процедуры и специального декрета Правительства. Численность населения устанавливается декретом, публикуемым после переписи населения и имеет важное значение для коммуны: в соответствии с численностью государство устанавливает размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другое.
Законы о децентрализации не сильно изменили характер функций властей коммуны. Закон от 2 марта 1982 года ввел три новых положения, способствующих улучшению деятельности коммун: их решения обладают полноправной исполнительной силой, опека над ними отменена, а финансовый распорядитель становится автономным по отношению к бухгалтеру. Рамки компетенции коммуны установлены лишь законом или судебной практикой. Итак, основными функциями коммун являются:
Коммунальными органами являются Муниципальный Совет - решающая инстанция, избираемая всеобщим голосованием, и исполнители - мэр и его помощники, избираемые в рамках Муниципального Совета.
Муниципальный совет, состоящий из муниципальных советников, число которых колеблется в зависимости от численности населения коммуны: от 9 (города численностью менее 100 жителей) до 69 (для коммун более 300 тыс.). Для городов с особым статусом установлено специальное число советников: Париж - 163 советника, Лион - 73 советника, Марсель - 101 советник. Число советников всегда нечетное.
Муниципальный совет занимается практически всеми делами коммуны, за исключением тех, которые законодательно закреплены за мэром или государственными структурами. К ним относятся:
Существует ещё одна очень важная функция Муниципального совета - информирование граждан о происходящих событиях, изменениях в коммуне. Выделяют разные организационные формы диалога Муниципального совета с гражданами:
Согласно закону 1982 года префект утратил право контроля за решениями совета на предмет целесообразности, и хотя за префектом осталось право контроля решений на предмет законности, отмена незаконных решений возможна лишь административным судом (4). В то же время закон обязывает совет передавать принятые ею решения представителю государства, и решение совета считается вступившим в силу лишь после передачи его префекту и объявления (опубликования, обнародования).
Если префект считает решение незаконным, в течение 2-х месяцев со дня получения решения он может обратиться в административный суд для признания решения незаконным или срочного приостановления исполнения решения до окончательного рассмотрения его судом.
В случае необходимости, префект обоснованным постановлением может приостановить деятельность совета на срок не более месяца. Об этом префект сообщает министру внутренних дел.
Если совет не может обеспечить управление коммуной, он может быть распущен указом президента республики, если это одобрено на заседании Совета Министров.