Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 16:40, курсовая работа
Актуальность курсовой работы заключается в том, что проектирование системы местного самоуправления необходимо осуществлять с учетом региональных особенностей. В северных районах страны наиболее значимыми из них являются суровые природно-климатические условия, огромные незаселенные пространства, отсутствие дорожной сети, крайне низкая плотность населения. Вместе с тем, как представляется, имеются определенные универсальные научно-методические положения, на которых должна базироваться система местного самоуправления, независимо от региональных особенностей.
2.2 Оценка деятельности
органов местного
Одним из
критериев экономического
В 2005 году инвестиции в основной капитал составили 8768,9 млн. тенге, или 110,1% к уровню 2004 года.
В общей
структуре инвестиционных
Инвестиции
в основной капитал по г.
Кокшетау за 2006 год составили
243,4 млн. тенге, что в 1,9 р.
превышает уровень 2005 года, в том
числе по источникам
республиканский бюджет – 13451 млн. Тенге (70%);
местный бюджет – 571 млн. Тенге (3%);
собственные средства предприятий – 4645,3 млн. Тенге (24%);
другие источники – 576,1 млн. Тенге (3%).
Промышленными предприятиями инвестировано в 2006 свыше 1 млрд. тенге. В горнодобывающей промышленности АО «Васильковский ГОК» направлено 188 млн. тенге инвестиций на приобретение станков, насосов, произведена реконструкция дробильного комплекса, которая позволит увеличить в 2007 году добычу щебня в 8 раз. Резкое ухудшение социально-экономической обстановки и обострение жилищно-бытовых проблем стимулировало создание в Казахстане институтов, которые выполняли функции органов местного самоуправления. Процесс реформирования сферы ЖКХ был направлен на создание объединений граждан на местах, которые бы частично выполняли функции органов местного самоуправления. В итоге, в республике образовались две формы такого рода объединений – Кооперативы собственников квартир (КСК) и Комитеты территориального самоуправления (КТС).Однако их деятельность во многом напоминает работу ЖЭКов и сельсоветов, эффективность которых была не намного выше. Нынешние председатели КСК, в большинстве своем, по стилю управления немногим отличаются от тех же домоуправов. Подавляющее большинство КСК показали недостаточную эффективность своей деятельности. Периодически в обществе поднимается вопрос о необходимости, по крайней мере, частичного участия государства в финансовой поддержке жилищно-коммунального хозяйства населения. Это свидетельствует о неготовности населения полностью отказаться от государственного обеспечения структур самоуправления и требует дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере.Конечно же, основным критерием успешности развития местного самоуправления является экономическая целесообразность. Следует понимать, что органы самоуправления – это самостоятельные структуры, предоставляющие социальные услуги населению на местах. Иными словами, характер взаимоотношений между органами местного самоуправления и населением должен носить не административный, а сервисный характер. Суть в том, что государство сознательно ограничивает сферы своего воздействия и уступает структурам местной власти право самостоятельно.Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем выступлении указал, что маслихаты станут основой местного самоуправления, однако это отнюдь не исключает другие формы самоуправления и самоорганизации граждан. После поправок в Конституцию Республики Казахстан 2 пункт статьи 98 изложен в следующей редакции: «Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения.Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций».Как мы видим, данная конституционная норма вполне допускает альтернативные формы самоуправления. В этой связи достаточно резонным представляется вопрос: почему же маслихаты становятся основой формирования системы местного самоуправления в нашей республике, ведь это фактическое объединение местного государственного управления и самоуправления?[7]
Во-первых, многие научные исследования подтверждают необоснованность противопоставления государственной власти и самоуправления. Так, известный российский политолог – эксперт в сфере политической регионалистики Туровский Р.Ф. утверждает, что в формирование местного самоуправления важно вкладывать не политический смысл, а сугубо функциональное значение. Здесь совершенно очевидно, что вопрос о развитии местного самоуправления политизировать неуместно, нужно руководствоваться прагматическими соображениями. Действительно, какая бы модель не была реализована, она, прежде всего, должна стать эффективной системой управления местного сообщества.Безусловно, местное самоуправление сохраняет определенную автономию от государства. Но также необходимо учитывать, что местное самоуправление, в значительной степени, является продолжением государственной власти, в то же время оно осуществляется с участием местного населения, поэтому имеет и общественную природу. Следовательно, органы местного самоуправления выполняют двоякую функцию – государственную и общественную.В нашем же случае, гармоничное сочетание государственных полномочий и общественных функций позволит реально повысить эффективность самоуправления. Думается, что подобное объединение позволит устранить те недостатки, которые имелись когда они функционировали по отдельности. С одной стороны, самоуправление не имело четкой единой структуры, серьезных и стабильных источников финансирования. С другой стороны, маслихаты в большинстве случаев были оторваны от народа и не могли эффективно решать задачи своего региона без поддержки акима. Теперь же, эти вопросы автоматически снимаются с повестки дня.Не менее важным является то, что поправки в Основной Закон страны позволяют акимам населенных пунктов легитимно решать проблемы местного самоуправления наряду с осуществлением государственных полномочий. Следует отметить, что сельские акимы в силу отсутствия структур самоуправления фактически исполняли их обязанности, поэтому данные нововведения направлены лишь на законодательное закрепление сложившихся отношений.[8]
Во-вторых, развитие местного самоуправления на основе маслихатов было продиктовано необходимостью эволюционного государственного и политического развития страны. Переход от системы с тотальным государственным управлением к модели с сильным самоуправлением должен быть опосредован неким «промежуточным» этапом. И таким компромиссным механизмом реализации местного самоуправления является маслихат. Предполагается, что эта модель самоуправления в транзитный период оправдана и позволит оптимально учесть интересы центра и местных сообществ.Тем более нельзя забывать о том, что высокая степень легитимности политической системы обеспечивается положительной динамикой равновесия между темпами модернизации и сохранением стабильности. Мы все были свидетелями тех губительных последствий неадекватного ускорения процессов политической модернизации, которые выступили в последствии катализаторами социальных конфликтов и дестабилизации в ряде транзитных стран. Как мы видим, ничего хорошего из этого не вышло – пострадал народ.
Помимо всего вышесказанного конституционные реформы могут создать значимый политический эффект на местах. Теперь, когда маслихаты станут основой органов местного самоуправления, следует ожидать определенной политизации их деятельности. Политическая «нагрузка» на самоуправление будет усиливаться за счет существенного перераспределения властных полномочий и ответственности на местном уровне. Прежде всего, речь идет о значительном возрастании политической роли маслихатов. Представляется, что повышение роли местных представительных органов и предоставление им дополнительных полномочий является одним из важнейших шагов по формированию реального самоуправления. Так, согласно проводимой реформе назначение акима возможно с согласия маслихатов по представлению Президента страны.
Более того, демократическое обновление
Конституции предусматривают
В заключении следует отметить, что
единое понимание и согласие по основные
направлениям модернизации обеспечит
всеобщую поддержку программе
2.3 Анализ развития
органов местного
Существование любого государства невозможно без законодательной исполнительной и судебной власти.</p>
В соответствии
с конституцией РК которая
отметила в прошлом году свое
10 летие как раз и появилось
название маслихат – местный
представительный орган,
Маслихат
является правомочным при
В законе
используются следующие
Аппарат
маслихата — государственное
учреждение, обеспечивающее деятельность
соответствующего маслихата,
Исполнительный
орган, финансируемый из местно
3 ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Развитие
органов самоуправления и
Внесенные изменения
в Конституцию позволяют
Основываясь
на алматинском опыте,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в связи
с тем, что местное самоуправление
— составная часть демократии,
акты самоуправления по своей
сути являются непосредственным
волеизъявлением населения.
непосредственно или через органы местного самоуправления.
Как уже отмечалось, органы местного самоуправления, издают правовые акты по вопросам своей компетенции, реализуя свои полномочия, установленные Конституции Республики Казахстан. В уставах муниципальных образований,в актах представительных и исполнительных органов местного самоуправления решаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. В связи с тем, что местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Республики Казахстан, акты органов местного самоуправления играют важную роль в правой системе субъектов республики. Кроме этого, надо учитывать, региональные органы исполнительной власти призваны осуществлять государственный контроль и надзор во многих областях нашей жизни (например, экологический, финансовый, антимонопольный, санитарно – противоэпидемический, дорожно-транспортный и т.п.). Именно представители исполнительной власти (в частности, должностные лица) являются теми официальными государственными инстанциями, от действий которых зависит реализация законных интересов и притязаний граждан. Так, представители исполнительной власти выдают лицензии (разрешения) на совершение различного рода действий (например, на предпринимательскую деятельность), совершают регистрацию (например, изменения места пребывания и жительства), осуществляют социальную поддержку (например, решают вопросы государственных пенсий, трудоустройства), решают жилищно-коммунальные вопросы (например, удовлетворение жилищных потребностей, оказание коммунальных услуг и т.п.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[1]Конституция Республики Казахстан: от 30 авг.1995 г.:С изм.от 7 окт.1998 г.-Алматы:LEM,
[2]Закон Республики Казахстан. О местном
государственном управлении в Республике
Казахстан:С изм.,внесен.в соответст.с
Законами РК от 25.04.01г. N179; от 24. 12.01 г.N276;21.05.02
г.N324 //Іаржы-әаражат=Финансы Казахстана.-
2002.-N6.-С.80-96;