Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:56, доклад

Описание работы

В РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций: управление собственными делами в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах. Органы М.с. не входят в систему органов государственной власти. Органами М.с. в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава М.с. (глава администрации, мэр, староста и т.д.).

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 18.99 Кб (Скачать файл)

Местное самоуправление

В РФ — признаваемая и  гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная  и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно  или через органы М.с. вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных  традиций: управление собственными делами в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах. Органы М.с. не входят в систему органов государственной  власти. Органами М.с. в городах, сельских поселениях, других населенных пунктах  являются: собрание представителей (дума, муниципальный комитет и т.п.), глава М.с. (глава администрации, мэр, староста и т.д.). В городских  и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек М.с. может осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборным главой М.с., который  периодически отчитывается перед собранием, сходом. В более крупных населенных пунктах выборными органами являются собрание представителей и глава  М.с. (глава администрации). В районах  органом М.с. является глава администрации  района, в сельсоветах — глава  администрации сельсовета М.с. и  его органы обособлены от органов  государства, которые освобождаются  от части своих полномочий и передают их в ведение органов самоуправления, действующих автономно. Оно осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Система органов государственной  власти

Государственный аппарат Российского государства обладает всеми признаками, характеризующими его как целостную систему. Он состоит из нескольких элементов (определенной совокупности органов государственной власти, иных органов государства), которые, в свою очередь, сами являются самостоятельными системами. Кроме того, государственному аппарату присущи единство, внутренняя согласованность структурных элементов (подразделений). Эти свойства придают ему стройность структуры, организованность и упорядоченность. Если система вообще есть упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то государственный аппарат представляет собой именно такую систему.

Система органов государственной  власти — это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Принципы системы  органов государственной власти

Система органов государственной  власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной  организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

  • единство системы;
  • разделение властей;
  • демократизм.

Эти принципы закреплены в  Конституции РФ.

Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной волей народа. Конституция РФ, принятая на референдуме, закрепляет систему органов государственной власти и их наименования (ст. 11). В ней также определено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3). Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать себе власть в Российской Федерации. Подчеркнем, что государственная воля народа первична по отношению к воле всех иных субъектов. Она обеспечивает и единство российского многонационального государства, и единство органов государственной власти.

Разделение властей — теоретическая и законодательная основа системы органов государственной власти государства. В теории конституционного права этот принцип рассматривается в широком смысле — в качестве основы конституционного строя и подлинной свободы человека, показателя демократичности государства. Советское государственное право, как известно, отрицало принцип разделение властей, рассматривало его как проявление теории буржуазной государственности. Конституция РФ закрепляет, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10).

Принцип разделения властей  базируется на функциях государства, которое, осуществляя свое социальное предназначение, создает для этого специальные  органы и наделяет их соответствующей  компетенцией. Разделение властей проявляется  и в запрете для органа осуществлять функции, принадлежащие другому  органу государственной власти. Необходимы также взаимный контроль и ограничение  власти. При соблюдении названных  условий система органов государственной  власти будет работать слаженно. Разделение властей, однако, не следует рассматривать  как самоцель. Оно является условием не только организации и функционирования органов государственной власти, но и плодотворного сотрудничества всех ветвей власти. Отказ от такого сотрудничества неминуемо приведет к краху всей системы государственной  власти.

Демократическая сущность Российского государства определяет целевую программу деятельности всей системы органов государственной власти. Каждый орган государства и их система в целом призваны служить интересам человека и общества. При этом общечеловеческие ценности должны иметь приоритетное значение перед ценностями региональными, этническими или групповыми. Демократизм системы органов государственной власти государства проявляется и в порядке их формирования, и в принципах деятельности. В современных условиях наиболее демократичным способом создания того или иного органа государственной власти являются свободные выборы. Так,

Президент РФ, высшие должностные  лица субъектов Федерации, депутаты всех представительных (законодательных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления избираются посредством  свободных выборов, которые согласно Конституции РФ и действующему законодательству проводятся на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании.

Демократизм системы органов  государственной власти выражается и в отчетности должностных лиц  государственных органов, депутатов  перед избирателями, населением. Конституционное  законодательство предусматривает  правовую ответственность органов  государственной власти и должностных  лиц перед населением. Так, законодательно закреплена возможность отзыва избирателями депутатов, выборных должностных лиц.

Особенности федеративного  устройства России

Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками государственности.

Федеративное устройство РФ основано на конституционных принципах, закреплённых в Конституции РФ:

  1. Государственная целостность РФ.
  2. Единство системы государственной власти.
  3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов.
  4. Равноправие и самоопределение народов.
  5. Равноправие субъектов РФ (принцип симметричной федерации).

Особенности федеративного устройства РФ.

Российская Федерация  – неоднородная федерация, построенная  по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.

Российская Федерация  является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция  РФ имеет верховенство и высшую юридическую  силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный  конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие  её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации  является дискуссионным. В составе  РФ есть несколько сложнопостроенных  субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или  несколько автономных округов либо автономная область.


Информация о работе Местное самоуправление