Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:35, реферат
Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо самоуправляющейся единицы, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделяет глав муниципальных образований положением единоличных органов местного самоуправления. Он является обладателем организационно-распорядительных (если глава руководит думой) или исполнительно-распорядительных полномочий (когда глава муниципального образования возглавляет местную администрацию) по организации деятельности представительного органа или по решению вопросов местного значения.
Введение
1. Понятие главы муниципального образования, порядок избрания.
2. Полномочия глав муниципальных образований.
3. Место главы МСУ в системе органов муниципального управления.
Список литературы
Содержание
Введение
1. Понятие главы муниципального образования, порядок избрания.
2. Полномочия глав муниципальных образований.
3. Место главы МСУ в системе органов муниципального управления.
Список литературы
Введение
Глава муниципального образования
– это высшее должностное лицо самоуправляющейся
единицы, наделенное уставом муниципального
образования собственной компетенцией
по решению вопросов местного значения.
Кроме статуса высшего должностного лица,
Закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» наделяет глав муниципальных
образований положением единоличных органов
местного самоуправления. Он является
обладателем организационно-
Глава муниципального образования,
это высшее должностное лицо самоуправляющейся
единицы, наделенное уставом муниципального
образования собственной
Глава муниципального образования является обязательным должностным лицом местного самоуправления.1 Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.
Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования:
- населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
– представительным органом из своего состава.
Выбор одного из них зависит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру органов местного самоуправления.
За моделью избрания высшего должностного лица самоуправления должен последовать выбор выполняемой им функциональной нагрузки. Дело в том, что глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем.
В другом случае избранный населением глава вправе руководить местной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанностей. Один глава тяготеет к представительной власти, другой в максимальной степени приближен к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством.
Федеральный законодатель особо подчеркивает, что в муниципальном районе глава является председателем представительного органа, сформированного из депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципального района.2
Претендент должен обладать
пассивным избирательным
Наименование главы
2. Полномочия глав муниципальных образований.
Срок полномочий глав, избираемых
представительными органами из своего
состава, равен сроку полномочий
этих органов. Полномочия начинаются со
дня вступления в должность (обычно
не позднее двух недель с момента
избрания) и прекращаются в день
вступления в должность вновь
избранного главы. Период вступления в
должность служит для передачи документов,
разнообразных атрибутов
Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупных направлений:
– представительские,
– нормотворческие,
– контрольные полномочия,
– полномочия по руководству с их разделением на подвиды (организационные, координационные и т.д.).
Полномочия глав могут
быть перераспределены в зависимости
от роли главы муниципального образования
в системе местной власти (например,
для главы, являющегося одновременно
руководителем администрации, в
значительной степени присущи властно-
Общим для глав будут представительские полномочия в отношениях с другими органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями. Они вправе без доверенностей действовать от имени муниципальных образований. Типичными будут также нормотворческие полномочия, связанные с изданием правовых актов (постановлений и распоряжений) по вопросам организации и деятельности представительного органа.
Глава – руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдельных государственных полномочий издает постановления, а по вопросам организации работы администрации – распоряжения. Общими будут контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблюдением ими законодательства РФ и ее субъектов. Сами руководители муниципальных образований подконтрольны и подотчетны населению и представительному органу.
Полномочия глав прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы страны на постоянное местожительство; прекращения российского гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования.
В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных органов государственной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачиваемая деятельность глав, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности.3
На глав муниципальных образований распространяется неприкосновенность при привлечении к уголовной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие вопросы предполагается регламентировать отдельными законодательными актами Российской Федерации.
3. Место главы МСУ
в системе органов
Высшее должностное лицо
местного самоуправления – должностное
лицо местного самоуправления, занимающее
муниципальную должность, или должность
или высшую должность муниципальной службы,
устанавливаемую конституциями, уставами,
законами субъектов Российской Федерации,
наделенное исполнительно-
Высшие должностные лица местного самоуправления можно подразделить на два вида: высшее должностное лицо местного самоуправления, избираемое в результате муниципальных выборов либо представительным органом муниципального образования из своего состава – глава муниципального образования; высшее должностное лицо местного самоуправления, назначаемое на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, установленный уставом муниципального образования – глава муниципальной администрации.4
Кроме того, модели местного самоуправления в России, а соответственно и место высших должностных лиц в них, имеют свои особенности и нельзя в полной мере отнести их ни к одной из известных моделей зарубежных стран, хотя они и имеют некоторые сходные черты. В настоящее время местное самоуправления в Российской Федерации ближе к смешанной германской модели. С одной стороны, федеральное законодательство закрепляет самостоятельность местного самоуправления, с другой – государство передает часть полномочий органам местного самоуправления, в том числе и высшим должностным лицам, достаточно подробно определяя через законодательство их правовое положение. Поэтому высшие должностные лица местного самоуправления, и прежде всего, глава муниципального образования, будучи в определенной степени независимым лицом в структуре местного самоуправления, функционирует, в конечном счете, под контролем представительного органа и государственной власти.
В связи с принятием Федерального закона №131-ФЭ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с одной стороны, роль главы муниципального образования в системе местной власти уменьшилась, так как в ст. 36 запрещено совмещение в одном лице функций главы администрации и председателя представительного органа, что существует во многих муниципальных образованиях, а с другой стороны, повысилась его значимость в силу того, что Закон перевел главу муниципального образования из возможного в обязательное высшее должностное лицо местного самоуправления.5
Список литературы
местный самоуправление орган государственный
1. Блинов А.О. Муниципальное управление. – Самара: УРАО, 2011. – 521 с.
2. Васильев А.А. Муниципальное управление: Курс лекций. – Изд. 5-е, испр. и доп. – Н. Новгород:, Издатель Гладкова О.В., 2005. – 552 с.
3. Гегедюш Н.С., Масленникова Е.В., Мокеев М.М. Государственное и муниципальное управление: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 211 с.
4. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин СВ. Управление региональной экономикой. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 548 с.
5. Зотов В.Б. Система муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006. – 555 с.
6. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 718 с.
7. Мокрый В.С. Государственное и муниципальное управление. Реализация реформ: Учеб. пособие – М.: КноРус, 2007. – 216 с.
8. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие для вузов. – М.: ББ, 2007. – 428 с.
9. Мысин Н.В. Теория социального управления. – СПб, 2008. – 413 с.
10. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2001. – 568 с.
11. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
1 ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
2 с. 35 Мысин Н.В. Теория социального управления. – СПб, 2008.
3 Зотов В.Б. Система муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006.
4 Гегедюш Н.С., Масленникова Е.В., Мокеев М.М. Государственное и муниципальное управление: Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007.
5 Блинов А.О. Муниципальное управление. – Самара: УРАО, 2011.