Место органов самоуправления во властных структурах Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 12:28, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение деятельности муниципалитетов в регулировании торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение органам местного самоуправления, изучить функции и место органов самоуправления во властных структурах Российской Федерации.
2. Рассмотреть перечень полномочий муниципалитетов в регулировании торговой деятельности.
3. Проанализировать основные проблемы муниципального регулирования торговли.

Файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное регулирование торговли.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В связи с социально-экономическим изменениями, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, со сменой общественного строя на демократический объективно необходимым стало переосмысление деятельности государства. Обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан – муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. В современной России, со времени вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местному самоуправлению определена важная роль в развитии и функционировании государства. Созданные городские и сельские поселения призваны решать многие вопросы «на местах», при этом все полномочия органов местного самоуправления имеют финансовое подкрепление. В ведении органов местного самоуправления находится целый спектр различных вопросов. Одним из таких вопросов является регулирование торговой деятельности на местном уровне. В связи с тем, что  торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров, изучение данной темы является актуальным.

Цель работы: изучение деятельности муниципалитетов в регулировании торговли.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Дать определение органам  местного самоуправления, изучить  функции и место органов самоуправления  во властных структурах Российской  Федерации.

2. Рассмотреть перечень  полномочий муниципалитетов в  регулировании торговой деятельности.

3. Проанализировать основные  проблемы муниципального регулирования  торговли.

Работа состоит из введения, основной части, разбитой на параграфы, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Место органов самоуправления во властных структурах Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом Конституция различает государственную власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131) [1].

Органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации) [2].

Правовые основы местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в числе основных принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие:

  • Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12 Конституции РФ)
  •   Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст. 131 Конституции РФ).
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч.1 ст.132 Конституции РФ).
  • Обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий сходом граждан (ч.1 ст.34 и ч.3 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч.1 ст.40 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч.3 ст.7 Федерального закона № 131-ФЗ).
  • Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами (ст.70 Федерального закона № 131-ФЗ).

В ведении органов самоуправления находятся следующие вопросы местного значения:

1) организация местного  самоуправления в муниципальном  образовании, ее правовое закрепление  в уставе муниципального образования,

2) правовое регулирование  муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления,

3) управление муниципальной  собственностью и местными финансами, обеспечение комплексного социально-экономического  развития муниципального образования,

4) организация, содержание  и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.

В ведении муниципальных образований находятся также:

  • содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
  • дорожное строительство и содержание дорог местного значения,
  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования,
  • организация утилизации и переработки бытовых отходов,
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
  • организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи,
  • организация и содержание муниципальных архивов,
  • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

5) контроль за соблюдением  правовых актов муниципального  образования, участие в контроле  за соблюдением законодательства  на территории муниципального образования [6, с. 357-358].

Рассмотрим более подробно вопрос регулирования торговой деятельности на уровне органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Полномочия муниципалитетов в регулировании торговой деятельности.

Сфера торгового обслуживания населения в настоящее время наиболее подвержена государственному регулированию. Управленческими полномочиями в данной области правового регулирования обладают не только федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.

   В действующем  законодательстве определен перечень  полномочий органов местного самоуправления. Данные органы обладают соответствующими правами по обеспечению контроля за торговлей, качеством и безопасностью отечественных и импортируемых товаров, поступающих на потребительский рынок.

Обеспечение населения услугами в области торгового, бытового обслуживания, общественного питания в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и находится в ведении муниципальных образований.

В соответствии с нормами действующего законодательства органы муниципального управления в пределах предоставленных полномочий планируют развитие торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивают рациональное размещение сети розничных торговых предприятий на территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают эксплуатацию объектов торгового обслуживания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов.

     Определенные  меры со стороны органов местного самоуправления принимаются к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок, оказывается содействие развитию рыночных инфраструктур на территории муниципального образования, созданию конкуренции на товарных рынках и преодолению монополистической деятельности в сфере торговли.

Следует отметить, в соответствии с действующим федеральным законодательством для обеспечения защиты прав потребителей в торговой сфере, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры в системе муниципальных органов власти, которыми обычно являются отделы по защите прав потребителей при городской администрации.

     Деятельность  органов по защите прав потребителей  при местной администрации, в  основном, сводится к наблюдению  за соответствием законодательству  о защите прав потребителей  практики его применения, включая  досудебное рассмотрение жалоб потребителей; за соответствием заявленного качества товаров его реальному состоянию, а также к представлению в судах интересов потребителей.

К особым полномочиям органов местного самоуправления по защите прав потребителей относится право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.

На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности[10].

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные проблемы муниципального регулирования торговли.

Одной из ключевых проблем муниципального регулирования торговли является то, что нормативно-правовое регулирование в настоящее время не в полной мере обеспечивает эффективное функционирование исполнительно-распорядительной деятельности в области торговли, в особенности на территории муниципального образования. В частности на уровне субъектов Российской Федерации отсутствуют законодательные акты «О торговле», в которых должны быть четко разграничены полномочия краевых и муниципальных органов в вопросах организации торговли, правовые основы ведения контролирующей деятельности в торговле, принципы и механизмы защиты прав, интересов потребителей и предпринимателей[5].

Кроме того, отсутствие четкого разграничения полномочий между функциями контрольно-надзорных государственных органов и органов местного самоуправления по-прежнему является источником создания административных барьеров в развитии предпринимательства на территории муниципального образования.

Также определенные проблемы возникают при осуществлении административно-правового регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования в том случае, когда главы муниципальных образований принимают не соответствующие действующему федеральному законодательству нормативные правовые акты, препятствующие нормальному осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию продукции населению.

К примеру, в 1998 году мэром города Хабаровска было принято постановление № 1481 «О внесении изменений в постановление № 473 от 20.02.95 г. «Об упорядочении торговли винно-водочными изделиями и пивом на территории города Хабаровска», где в приложении № 5 содержался перечень летних предприятий общественного питания, которым разрешалась реализация алкогольных напитков крепостью до 40 градусов в розлив на стадионах, вокзалах, парках и в иныхместах массового скопления граждан. Нормы данного постановления вступили в противоречие с указом Президента Российской Федерации от 30.04.97 г. № 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции» и действующими правилами торговли алкогольной продукцией, утвержденными постановлениями правительства РФ от 19.08.96 г. № 987 и от 14.07.97 г. № 867, в соответствии с которыми  торговля алкогольной продукцией с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов в указанных местах была запрещена. Глава администрации Хабаровска края в связи с этим издал распоряжение №341-р(7), в котором мэру города Хабаровска в трехдневный срок предписывалось привести в соответствие с действующим законодательством приложение № 5 к постановлению от 10.06.98 г. № 1481 [10].

Информация о работе Место органов самоуправления во властных структурах Российской Федерации