Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 12:28, реферат
Цель работы: изучение деятельности муниципалитетов в регулировании торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение органам местного самоуправления, изучить функции и место органов самоуправления во властных структурах Российской Федерации.
2. Рассмотреть перечень полномочий муниципалитетов в регулировании торговой деятельности.
3. Проанализировать основные проблемы муниципального регулирования торговли.
ВВЕДЕНИЕ
В связи с социально-экономическим изменениями, произошедшими в нашей стране в последние десятилетия, со сменой общественного строя на демократический объективно необходимым стало переосмысление деятельности государства. Обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан – муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть прежде всего созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. В современной России, со времени вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, местному самоуправлению определена важная роль в развитии и функционировании государства. Созданные городские и сельские поселения призваны решать многие вопросы «на местах», при этом все полномочия органов местного самоуправления имеют финансовое подкрепление. В ведении органов местного самоуправления находится целый спектр различных вопросов. Одним из таких вопросов является регулирование торговой деятельности на местном уровне. В связи с тем, что торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров, изучение данной темы является актуальным.
Цель работы: изучение деятельности муниципалитетов в регулировании торговли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение органам
местного самоуправления, изучить
функции и место органов
2. Рассмотреть перечень
полномочий муниципалитетов в
регулировании торговой
3. Проанализировать основные
проблемы муниципального
Работа состоит из введения, основной части, разбитой на параграфы, заключения и списка литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом Конституция различает государственную власть и местное самоуправление (ст. 12) и соответственно их органы. Властные, самостоятельные в рамках их компетенции органы местного самоуправления образуют «в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций» (ст.131) [1].
Органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования, глава местной администрации) [2].
Правовые основы местного самоуправления закреплены в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Так, в числе основных принципов организации местного самоуправления можно выделить следующие:
В ведении органов самоуправления находятся следующие вопросы местного значения:
1) организация местного
самоуправления в
2) правовое регулирование муниципальных отношений в пределах полномочий местного самоуправления,
3) управление муниципальной
собственностью и местными
4) организация, содержание и развитие муниципальных служб: предприятий и учреждений, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения в различных сферах местной жизни, создание условий для удовлетворения потребностей населения в различного рода услугах.
В ведении муниципальных образований находятся также:
5) контроль за соблюдением
правовых актов муниципального
образования, участие в контроле
за соблюдением
Рассмотрим более подробно вопрос регулирования торговой деятельности на уровне органов местного самоуправления.
Сфера торгового обслуживания населения в настоящее время наиболее подвержена государственному регулированию. Управленческими полномочиями в данной области правового регулирования обладают не только федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.
В действующем
законодательстве определен
Обеспечение населения услугами в области торгового, бытового обслуживания, общественного питания в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения и находится в ведении муниципальных образований.
В соответствии с нормами действующего законодательства органы муниципального управления в пределах предоставленных полномочий планируют развитие торгового и бытового обслуживания населения, обеспечивают рациональное размещение сети розничных торговых предприятий на территории муниципального образования. Кроме того, органы местного самоуправления обеспечивают эксплуатацию объектов торгового обслуживания, находящихся в муниципальной собственности, обеспечивают закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов.
Определенные
меры со стороны органов
Следует отметить, в соответствии с действующим федеральным законодательством для обеспечения защиты прав потребителей в торговой сфере, соблюдения правил продажи отдельных видов товаров со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры в системе муниципальных органов власти, которыми обычно являются отделы по защите прав потребителей при городской администрации.
Деятельность
органов по защите прав
К особым полномочиям органов местного самоуправления по защите прав потребителей относится право выдачи предписания о приостановлении (прекращения) продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной или достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно.
На территории муниципальных образований в структуре органов исполнительной власти могут создаваться специализированные подразделения, осуществляющие проведение единой политики в сфере торговли, бытового обслуживания и пищевой промышленности[10].
Одной из ключевых проблем муниципального регулирования торговли является то, что нормативно-правовое регулирование в настоящее время не в полной мере обеспечивает эффективное функционирование исполнительно-распорядительной деятельности в области торговли, в особенности на территории муниципального образования. В частности на уровне субъектов Российской Федерации отсутствуют законодательные акты «О торговле», в которых должны быть четко разграничены полномочия краевых и муниципальных органов в вопросах организации торговли, правовые основы ведения контролирующей деятельности в торговле, принципы и механизмы защиты прав, интересов потребителей и предпринимателей[5].
Кроме того, отсутствие четкого разграничения полномочий между функциями контрольно-надзорных государственных органов и органов местного самоуправления по-прежнему является источником создания административных барьеров в развитии предпринимательства на территории муниципального образования.
Также определенные проблемы возникают при осуществлении административно-правового регулирования торговой деятельности на территории муниципального образования в том случае, когда главы муниципальных образований принимают не соответствующие действующему федеральному законодательству нормативные правовые акты, препятствующие нормальному осуществлению деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию продукции населению.
К примеру, в 1998 году мэром города Хабаровска было принято постановление № 1481 «О внесении изменений в постановление № 473 от 20.02.95 г. «Об упорядочении торговли винно-водочными изделиями и пивом на территории города Хабаровска», где в приложении № 5 содержался перечень летних предприятий общественного питания, которым разрешалась реализация алкогольных напитков крепостью до 40 градусов в розлив на стадионах, вокзалах, парках и в иныхместах массового скопления граждан. Нормы данного постановления вступили в противоречие с указом Президента Российской Федерации от 30.04.97 г. № 442 «О дополнительных мерах по предотвращению незаконного производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции» и действующими правилами торговли алкогольной продукцией, утвержденными постановлениями правительства РФ от 19.08.96 г. № 987 и от 14.07.97 г. № 867, в соответствии с которыми торговля алкогольной продукцией с объемным содержанием спирта этилового более 12 процентов в указанных местах была запрещена. Глава администрации Хабаровска края в связи с этим издал распоряжение №341-р(7), в котором мэру города Хабаровска в трехдневный срок предписывалось привести в соответствие с действующим законодательством приложение № 5 к постановлению от 10.06.98 г. № 1481 [10].
Информация о работе Место органов самоуправления во властных структурах Российской Федерации