Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 00:55, реферат
Социально-экономические процессы — это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.
Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов — роста и упадка.
Инновационные игры определяются их создателем В.С. Дудченко как форма реализации инновационного метода. К созданию этого метода привел поиск решения проблемы использования принципиально новых подходов, разработанных в социо-гуманитарных науках и связанных с ними методов (ситуационный анализ, компьютерное моделирование, исследование действием, методы управленческого консультирования и ряд других), в решении конкретных проблем, адаптации методов к конкретным ситуациям. Изначально инновационная игра определялась как метод исследования и развития организации, но в ходе использования игр выявились более широкие возможности.
В основе организации инновационных игр лежит ряд принципов:
1. Системность: игра программируется и реализуется как целостная система человеческой деятельности.
2. Коллективная ответственность: результаты игры зависят и от команды консультантов, и от заказчика.
3. Единоличие: руководитель игры держит в поле внимания всю игру в целом - содержательную, методическую, организационную работу; следит за развитием групповой динамики, психологическим состоянием участников и команд; имеет приоритетное право принятия решений относительно хода игры
4. Самопрограммирование: участники имеют право предлагать новые правила игры, выбирать формы и методы работы.
5. Саморазвитие: каждая игра не
похожа на предыдущие, включает
в себя новые подходы
6. Контролируемая борьба: взаимодействие
участников строится на
7. Развивающее обучение: игра ориентирована не только на поиск новых конкретных решений, но и на развитие личности участников.
Это алгоритм включает восемь процедур:
а) диагностика задачи;
б) анализ ситуации;
в) формулирование проблемы;
г) определение целей;
д) выработку решений;
е) разработка проекта;
ж) формирование программы реализации проекта;
з) практическое осуществление программы.
Перспективой развития и результатом игры является конкретный проект, представляющий детальную картину желаемого состояния рассматриваемого объекта и пути достижения этого состояния. Однако разработка проекта не всегда гарантирует его реализацию, но инновационная игра, в любом случае, предполагает создание специальной программы деятельности по описанию способов внедрения проекта.
В инновационных играх используется целый ряд специальных средств, среди которых методы групповой работы, эвристические методы, социотехнические и психотехнические средства.
Опыт проведения инновационных игр показал, что они позволяют получить несколько типов результатов:
1) Содержательные результаты:
в ходе игр появляются и
разрабатываются новые идеи, решения
сложных, слабоструктурированных
2) Социальные результаты:
создаются консолидированные
3) Учебные: освоение участниками новых методов и принципов работы, эффективных способов группового принятия решений с использованием научных знаний.
4) Психологические результаты:
игра способствует углублению
самопонимания и понимания
5) Методологические результаты:
в ходе игры разрабатываются
и апробируются новые методы
управления и организации
Информация о работе Моделирование социально-экономических процессов