Мониторинг муниципального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: раскрытие основных понятий мониторинга и проанализировать программы социально-экономического развития муниципального образования.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: раскрыть основные понятия и сущность мониторинга, исследовать анализ программы «социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года», исследовать анализ социально-экономического развития муниципального образования.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты мониторинга муниципального развития
1.1 Основные понятия и сущность мониторинга
1.2 Виды мониторинга
1.3 Процесс формирования мониторинга для планирования социально-экономического развития муниципального образования
2. Реализация функций мониторинга муниципального развития
2.1 Системы критериев, показателей (индикаторов) социально-экономического развития муниципального образования
2.2 Анализ социально-экономического развития муниципального образования
2.3 Анализ программы “социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года”
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 85.73 Кб (Скачать файл)

 

ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Мониторинг муниципального развития

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты  мониторинга муниципального развития

1.1 Основные понятия и сущность мониторинга

1.2 Виды мониторинга

1.3 Процесс формирования  мониторинга для планирования  социально-экономического развития  муниципального образования

2. Реализация функций  мониторинга муниципального развития

2.1 Системы критериев,  показателей (индикаторов) социально-экономического  развития муниципального образования

2.2 Анализ социально-экономического  развития муниципального образования

2.3 Анализ программы “социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года”

Заключение

Список использованных источников

 

 

Введение

 

Анализ состояния муниципального управления в России выявляет противоречия между информационными потребностями  органов управления и возможностями  действующих систем их информационного  обеспечения. Прогнозно-аналитическая  информация, с одной стороны, необходима как основа планирования деятельности любого социально-экономического объекта, а с другой – как предварительная оценка последствий принимаемых решений с целью их оптимизации. Растущую потребность в информации о муниципальных образованиях испытывают и различные организации, интересы которых так или иначе связаны с муниципальной проблематикой. К их числу относятся ведомства, занимающиеся разработкой государственной региональной и муниципальной политики, научно-исследовательские, образовательные, общественные организации, выполняющие широкий спектр работ по муниципальной проблематике – от разработки методологии до практического содействия муниципалитетам в реализации преобразований на местном уровне. Вместе с тем трансформация системы российской государственной статистики привела к тому, что сегодняшнее состояние муниципальной статистики далеко не удовлетворяет возрастающих потребностей в ней как в количественном, так и в качественном отношении.

Данная тема является актуальной, так как современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и  достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации  эффективного развития муниципального образования.

Цель данной курсовой работы: раскрытие основных понятий мониторинга  и проанализировать программы социально-экономического развития муниципального образования.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие  задачи: раскрыть основные понятия и сущность мониторинга, исследовать анализ программы «социально-экономического развития Старооскольского городского округа на среднесрочную перспективу до 2014 года», исследовать анализ социально-экономического развития муниципального образования.

Объектом курсовой работы является муниципальное образование.

Предмет исследования: мониторинг развития муниципального образования.

При написании курсовой работы использовались следующие авторы: О.С. Виханский, В. Рохчин, О. Вильгинская,

Курсовая работа написана на 46 листах машинописного текста, состоит  из введения,6 вопросов, заключения и  списка использованных источников.

 

 

1. Теоретические аспекты  мониторинга муниципального развития

 

1.1 Основные понятия и  сущность мониторинга

 

Современный этап развития общества характеризуется резким возрастанием роли и значения информации в управлении социально-экономическими процессами. Наличие полной своевременной и  достоверной информации о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности города, является необходимым условием организации  эффективного управления его развитием. Самым общим образом мониторинг можно определить как постоянное наблюдение за каким - либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению.

Мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов  с целью их оценки, контроля или  прогноза.

Основная сфера практического  применения мониторинга – это  информационное обслуживание управления в предметных областях деятельности. Мониторинг является одной из компонент  контроллинга. Мониторинг представляет собой сложное и неоднозначное  явление, он используется в различных  сферах и с различными целями, но, при этом, обладает общими характеристиками и свойствами. Вместе с тем, степень  изученности и интенсивность  использования его в разных сферах деятельности неравнозначны. Наибольшее развитие теория и практика использования  мониторинга получили в социологии и экологии.[9] Можно говорить об определенном уровне зрелости в решении проблем  мониторинга, как на прикладном, так  и на теоретическом уровнях в  сфере экономики. Здесь понятие  мониторинга определено и принимается  большинством научного сообщества. Достаточно глубоко проработан его методологический аппарат, созданы средства измерения, адекватные поставленным задачам, существует отлаженная система реализации мониторинга, включающая в себя сбор, хранение, обработку и распространение получаемой информации, статус его закреплен на законодательном уровне.

Важность мониторинга  определяется тем, какие он должен выполнять  функции, к которым отнесем следующие:

  • наблюдение за состоянием организации на основе установленных системой показателей (индикаторов);
  • определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности организации от предусмотренных;
  • проведение диагностики с целью выявления состояния организации, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения;
  • предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всей организации в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями;
  • позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития организации в случае ее необходимости, включая стратегические. [17]

Чтобы мониторинг действительно  мог оказывать существенную помощь руководству организации, необходимо формирование его системы на основе научно разработанной методологии  и практико-ориентированных методик.

Разработка мониторинга  невозможна без четкого определения  показателей (индикаторов) изучаемой  системы, в данном случае – муниципального образования. Понятие показателя используется достаточно широко в различных областях. В данной работе под показателем  понимается обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность  проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.

В социологии под показателями и индикаторами понимается доступная  для наблюдения и измерения характеристика изучаемого объекта, т.е. эти два  понятия используются как синонимы. При этом целесообразно их разделение. Показатели это такие характеристики объекта, которые получают на основе статистических данных. Индикаторы –  это производные, полученные на основе изучения, обобщения, сравнения показателей. [16]

Таким образом, мониторинг является не только информационной базой для  выполнения функций управления, но и сам реализуется при помощи общих функций управления. Исходя из положения о том, что мониторинг выступает в качестве одной из общих функций управления, можно  утверждать, что он является основой  для реализации других управленческих функций, в том числе планирования, организации, мотивации, контроля и  др. Мониторинг становится составной  частью системы управления и его  составной части – информационной подсистем, а также мониторинг является общей необходимой функцией управления муниципальным образованием, которая  позволяет выполнять другие управленческие функции, в первую очередь создает  условия для качественного социально-экономического планирования любой социальной системы, тем более такой сложной, как  муниципальное образование.

 

1.2 Виды мониторинга

 

Мониторинг может быть классифицирован по ряду оснований. В зависимости от оснований, можно  выделить несколько видов мониторинга, которые приведены ниже.

Динамический, когда в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя. Это самый простой способ, который может служить аналогом экспериментального плана временных серий. Для относительно простых систем, локального мониторинга (цен, доходов населения и пр.) этого подхода может оказаться достаточно. В данном случае, на первом месте в целях мониторинга стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носят вторичный характер, в силу того, что причины достаточно прозрачны.

Конкурентный, когда в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования других систем. В данном случае, мониторинг становится аналогом плана с множественными сериями испытаний. Изучение двух или нескольких подсистем большей системы проводится параллельно, одним инструментарием, в одно и тоже время, что дает основание делать вывод о величине эффекта на той или иной подсистеме. Кроме этого такой подход дает возможность оценить величину опасности, ее критичность.

Сравнительный, когда в качестве основания для экспертизы, выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Такой случай носит специфический для мониторинга характер, и не рассматривается при планировании экспериментов. Он заключается в том, что данные по системе сравниваются с результатами, полученными для системы более высокого уровня.

Комплексный, когда используется несколько оснований для экспертизы. В данном случае я не рассматриваю мониторинг, который реализуется единичными измерениями, считая динамичность определяющим признаком мониторинга, хотя, в литературе можно найти примеры применения названия мониторинг к единственным испытаниям. В этом случае мониторинг вырождается в исследование по плану единичного случая, со всеми вытекающими из этого последствиями.[9]

Применительно к социальным системам, можно выделить три вида мониторинга в зависимости от его целей.

Информационный – структуризация, накопление и распространение информации. Не предусматривает специально организованного изучения.

Базовый (фоновый) – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления. За объектом мониторинга организуется слежение с помощью периодичного измерения показателей (индикаторов), которые достаточно полно его определяют.

Проблемный – выяснение закономерностей, процессов, опасностей, тех проблем, которые известны и насущны с точки зрения управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих, в зависимости от видов управленческих задач.

Проблемный функционирования – представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или одной проблеме. Реализация этого мониторинга не ограничена по времени.

Проблемный развития – текущие задачи развития и предмет изучения этого мониторинга существует некоторое время.[9]

Также можно выделить следующие  виды мониторинга:

  1. Реализация программ. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации об основных ресурсах и продуктах программы.
  2. Анализ качества предоставленных услуг. Данный вид мониторинга направлен на сбор информации о качестве, предоставляемых услуг с использованием «обратной связи».
  3. Финансовый менеджмент. Финансовый мониторинга используется для отслеживания направлений использования ресурсов и результатов, получаемых при использовании ресурсов.
  4. Мониторинг оборудования - программа для мониторинга и управлением оборудованием - датчиками и приборами, например на предприятии. Позволяет управлять процессами дистанционно с использованием Интернет или локальных сетей.
  5. Определение степени удовлетворенности клиентов. Данный вид мониторинга тесно связан с мониторингом качества услуг. Инструментами данного вида мониторинга являются различные опросы, интервью и.т.д.

При проведении мониторинга программы необходимо отслеживать следующие элементы:

  1. использование ресурсов ( соответствие потраченных ресурсов плану)
  2. процесс выполнения программы (соответствие содержания и сроков мероприятий графику выполнения работ, соблюдение технологий, методов, процедур):
  3. результаты проведения программы (на сколько достигаются поставленные цели):
  4. влияние проведения программы (как проведение программы влияет на ситуацию, в чем заключается ее влияние). [17]

Таким образом, в процессе мониторинга важна методика обработки и анализа информации, а также определение лиц, которые получат данную информацию. Также следует отметить, что мониторинг стал самостоятельным направлением управленческой деятельности, где происходит интеграция измерений, исследований, эксперимента, информатики и управления. Мониторинговая система приобрела комплексный, целостный характер.

Информация о работе Мониторинг муниципального развития