Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 14:42, контрольная работа

Описание работы

Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Основными источниками регулирования отношений собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, раздел II Гражданского кодекса Российской Федерации «Право собственности и другие вещные права».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Муниципальная собственность по законодательству Российской Федерации
Состав муниципальной собственности
разграничение собственности
Глава 2. Управление муниципальной собственностью
Глава 3. Формирование муниципальной собственности
3.1. Муниципальная политика в отношении муниципальной собственности
3.2 Инвентаризация и регистрация муниципальной собственности
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

контр.работа Мартюхин муниципальная собственность.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

Органы местного самоуправления могут передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам на возмездной или безвозмездной основе, сдавать их в аренду, отчуждать. Если на территории муниципальных образований имеются незадействованные в местном хозяйственном обороте объекты, то они (образования) могут сдавать их в аренду или продавать в целях пополнения доходной части бюджета.

В настоящее время в  ряде субъектов РФ приняты законы о местном референдуме, которые  позволяют сообществу граждан муниципального образования непосредственно осуществлять процесс управления муниципальной  собственностью.

В законах о местном  самоуправлении большинства субъектов  РФ относительно управления и распоряжения собственностью муниципального образования  воспроизводятся нормы федерального закона. Но в субъектах ряде субъектов  законы имеют свои особенности. В  качестве примера наиболее удачно можно  привести Закон Краснодарского края "О местном самоуправлении...", в котором статья 37 называется "Муниципальная  собственность", а статья 38 - "Владение, пользование и распоряжение объектами  муниципальной собственности". В  статье 38 определены полномочия по распоряжению муниципальной собственностью для  представительных и исполнительных органов местного самоуправления. Вначале  определяются права представительного  органа местного самоуправления. Исполнительный орган в пределах своей компетенции  управляет объектами муниципальной  собственности (но не распоряжается). Право  распоряжения закреплено за представительным органом, который действует от имени  всего населения муниципального образования. Такой подход позволяет  избежать противоречий между представительными  и исполнительными органами власти по этому вопросу.

 

3. Формирование  муниципальной собственности

Право муниципальной собственности  возникает из оснований, предусмотренных  законами и иными правовыми актами. Можно выделить административные и  гражданско-правовые способы. Административный порядок предполагает волю одной  стороны - государства и реализуется  при издании акта органа государственной  власти. Более отвечают интересам  местного самоуправления способ перехода прав на объекты собственности гражданско-правовые договоры и сделки. Муниципальное  образование вправе заключать их с другими субъектами гражданских  прав. В этом случае учитывается  воля обеих сторон, что ставит органы местного самоуправления в равное положение  с контрагентом.

Способами формирования муниципальной  собственности являются те же способы, что предусмотрены действующим  законодательством и для других субъектов гражданских прав, кроме  тех способов, о которых говорилось выше (п. 3 подраздела "Разграничение  собственности") плюс некоторые специфические  для данного вида собственности  способы. В качестве иллюстрации  можно привести Закон Московской области "Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной  собственностью в Московской области". В нем закрепляются следующие  способы формирования муниципальной  собственности:

  • путем взимания налогов и иных обязательных платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, внебюджетные фонды и валютный фонд;
  • путем приобретения имущества на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки, предусмотренной действующим законодательством РФ;
  • при разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством РФ и Московской области;
  • при передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
  • при передаче объектов государственной собственности Московской области в муниципальную собственность в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с настоящим Законом;
  • при разграничении муниципальной собственности в случае, если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования;
  • при объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
  • путем получения продукции, плодов, доходов в результате использования муниципальной собственности;
  • по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Право муниципальной собственности  прекращается в случае гибели или  уничтожения имущества; при отчуждении имущества другим лицам, в том  числе при приватизации; в порядке  разграничения муниципальной собственности; путем обращения взыскания на имущество по обязательствам муниципального образования в порядке, предусмотренном  законом РФ или договором; по иным основаниям, предусмотренным законами РФ.

В пределах установленной  компетенции органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают решения о составе  муниципальной собственности, порядке  ее приобретения и отчуждения; о  ведении реестров муниципальной  собственности; о хранении документов, подтверждающих право муниципальной  собственности; о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных унитарных  предприятий, учреждений; об осуществлении  контроля за эффективностью использования и сохранностью муниципальной собственности и многое другое.

Установление порядка  управления и распоряжения муниципальной  собственностью является исключительной компетенцией представительных органов  местного самоуправления.

 

3.1. Муниципальная политика в отношении муниципальной собственности

Муниципальная собственность (имущество плюс финансы) является материальной основой исполнения функций, возложенных  на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации  и субъектов Федерации.

Собственником муниципального имущества является муниципальное  образование как юридическое  лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования, другими нормативно-правовыми актами.

Как всякий ответственный  собственник муниципалитет обязан формировать свою имущественную  политику, чтобы обеспечить:

использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;

использование имущества  по целевому назначению с извлечением  максимального социального и /или  коммерческого эффекта;

поддержание имущественного комплекса в работоспособном  состоянии;

эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и/или  коммерческого эффекта;

приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для  решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности;

Имущественная политика реализуется  через местные нормативно-правовые акты.

Наиболее часто встречаемые  на практике недоработки муниципальной  имущественной политики:

недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;

препятствующее развитию муниципального образования искусственное  сдерживание приватизации муниципальных  предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;

сохранение монопольного положения муниципальных предприятий  в сфере жилищно-коммунального  хозяйства, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса  ЖКХ;

отсутствие системного подхода  к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью.

 

3.2. Инвентаризация и регистрация муниципальной собственности

После вступления в силу федерального закона «О государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним» право муниципальной  собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимость (ЕГРП).

Однако это не освобождает  муниципалитеты от необходимости вести  собственный реестр муниципального имущества, учитывающий не только объекты  недвижимости, но и другие основные средства, находящиеся на балансе  муниципальных предприятий и  учреждений. Учетные карты составляются по каждому учреждению и предприятию. В реестре ежеквартально фиксируются  все текущие изменения в составе  муниципального имущества (списание, приобретение основных средств), ежегодно начисляется  износ.

Такой реестр практически  невозможно вести, не создав специальную  компьютерную базу данных по учету  муниципального имущества. Кроме учета, база данных даст возможность структурного анализа использования имущества. С ее помощью легко просчитываются объемы имущества (в стоимостном выражении) закрепленного в оперативное управление за учреждениями культуры или образования, доля муниципального имущественного комплекса, закрепленного в хозяйственном ведении за предприятиями сферы ЖКХ, доля муниципального имущества, переданного юридическим и физическим лицам на условиях договоров аренды и т. д. Результаты анализа необходимы для выработки или корректировки муниципальной имущественной политики.

Ведение реестра муниципальной  собственности требует унификации программ учета основных фондов в  муниципальных учреждениях и  предприятиях с тем, чтобы данные учета могли заноситься в базу данных муниципалитета непосредственно  с электронных носителей (что  упрощает процедуру и снижает число ошибок). Желательно подключение систем учета всех муниципальных учреждений и предприятий к единой муниципальной информационной сети.

 

Заключение

Итак, к объектам муниципальной  собственности согласно нашему законодательству отнесены:

жилищный и нежилой  фонд социально-культурного и бытового назначения,

жилищно-эксплуатационные и  ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие  социальные объекты,

инженерная инфраструктура городов, городской пассажирский транспорт, объекты внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов,

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также  оптово-складские мощности, необходимые  для обеспечения товарооборота,

учреждения и объекты  здравоохранения, народного образования, культуры и спорта (кроме объектов областного значения).

Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая вопросы муниципальной  собственности, может быть разделена  на три самостоятельных блока:

формирование муниципальной  собственности,

управление муниципальной  собственностью, в том числе муниципальным  жилищным фондом и земельными ресурсами;

приватизация муниципальной  собственности.

После оформления права муниципальной  собственности органы местного самоуправления осуществляют права собственника: владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом как субъекты гражданского права.

 
 

 

Список литературы

1.Конституция РФ. М., 1998.

2.ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года с изменениями  и дополнениями, внесенными Федеральными  законами от 22.04 1996 № 38-ФЗ и  от 26.11 1996 № 141-ФЗ.

3.Собрание законодательства  Российской Федерации. 2010. №30. Ст. 3595.

4.Воронин А.Г., Лапин В.А.  Основы управления муниципальным  хозяйством: Уч.пос. - М.: Дело, 2008 г.

5.Гражданское право, учебник  под редакцией Сергеева А.П.  и Толстого Ю.К., ч. 1, СПб, 1996.

6.Ожегов С.И. «Словарь  русского языка», М., 1952.

.Рой О.М. Система государственного  и муниципального управления. М., 2003.

.Тихомиров М.Ю. «Юридическая  энциклопедия», изд. третье, М., «Юринформцентр», 2009.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации

 


Информация о работе Муниципальная собственность