Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 06:49, реферат
Муниципальная собственность - в широком смысле - это самостоятельная форма собственности, представляющая собой особый вид публичной (общественной) собственности, который состоит из экономических отношений, возникающих между муниципальными образованиями в лице его населения, местных органов и их представителей в процессе экономической деятельности и реализации последними социально-экономических функций, а также обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества; - в узком смысле - это материализованные (объективированные) результаты реализации муниципальными образованиями, их населением, а также органами местного самоуправления правомочий по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и имущественными правами как элементом материального богатства.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1. Понятие муниципальной собственности (муниципального имущества) … 4
2. Формирование муниципальной собственности ……………………………..9
3. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом…. 10
4. Приватизация муниципального имущества ……………………………….. 11
Заключение …………………………………………………………………….13
Литература …………………………………………………………………
Передача земли в собственность муниципальных образований: земельные участки:
1) которые признаны таковыми
федеральными законами и
2) право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности;
3) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
4) которые безвозмездно переданы из государственной собственности.
Передача иных объектов федеральной собственности (предприятий, объектов социальной инфраструктуры и др.): передача осуществляется распоряжениями Правительства РФ.
Передача субъектами Федерации объектов своей собственности в муниципальную собственность: передаются объекты, необходимые для решения вопросов местного значения в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Передача федерального имущества и имущества субъектов Федерации осуществляется как безвозмездно, так и на возмездной основе.
3. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления определяют порядок и условия приватизации муниципального имущества своими нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами.
Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
4. Приватизация муниципального имущества
Приватизация муниципального имущества регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и муниципального имущества». Статьей 1 указанного Закона приватизация определена как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Используются следующие способы приватизации муниципального имущества:
1) преобразование унитарного
предприятия в открытое
2) продажа муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых
акционерных обществ на
4) продажа муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа акций открытых
акционерных обществ через
6) продажа муниципального
имущества посредством
7) продажа муниципального имущества без объявления цены;
8) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
9) продажа акций открытых
акционерных обществ по
Многие из предусмотренных в законе способов для муниципальных образований не актуальны. Муниципальные унитарные предприятия либо занимаются вопросами жизнеобеспечения, либо осуществляют торгово-посредническую деятельность. И в том, и в другом случае их преобразование в открытые акционерные общества нецелесообразно.
Основными способами приватизации униципального имущества были и остаются аукцион и конкурс.
В настоящее время число объектов, находящихся в муниципальной собственности, невелико, а объекты, представляющие интерес для коммерческих структур, большей частью уже приватизированы. В силу этого закон не требует, чтобы приватизация муниципального имущества осуществлялась на основе программы приватизации. Порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно.
Заключение
Формирование муниципальной собственности включает в себя ее разграничение, перераспределение, перепрофилирование и отчуждение, где разграничение и перераспределение выступают первым этапом, а безвозмездная передача (или отчуждение) и перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего требованиям законодательства, - завершающим.
Разграничение муниципальной собственности определяется как законодательно урегулированный порядок передачи муниципального имущества от одного образования к другому в целях его использования для выполнения закрепленных обязанностей.
В процессе разграничения единых имущественных комплексов, предприятий коммунального хозяйства, ведомственных объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сфер возникало и возникает много споров, обусловленных априори затратным характером указанных объектов. Нельзя здесь забывать и о процессе разграничения полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти, в рамках которого также возникают трудности, обусловленные отсутствием должного финансирования. Муниципальные образования вправе иметь в собственности имущество, которое необходимо местным органам власти, во-первых, для осуществления своих полномочий; во-вторых, для решения вопросов местного значения; в-третьих, для осуществления деятельности государственных и муниципальных учреждений, казенных предприятий, предприятий стратегического назначения по перечню, определяемому Президентом РФ; а также имущество, приватизация которого запрещена.
Иное имущество должно быть безвозмездно передано или отчуждено в порядке, установленном законодательством о приватизации.
В качестве следующего способа формирования муниципальной собственности рассматривается ее перераспределение, представляющее собой законодательно урегулированный порядок передачи публичнойсобственности из одной формы в другую, а именно из государственной в муниципальную и наоборот, для приведения имущества в соответствие с его целевым назначением.
Использование механизма перепрофилирования должно способствовать правильному и эффективному управлению муниципальной собственностью, в результате чего будет достигнут должный (для данных отношений) баланс между юридическими лицами, местным населением, муниципальным образованием и его органами, а это, в свою очередь, приведет к нормальному функционированию и развитию местного самоуправления.
Наряду с перепрофилированием законодатель закрепляет и такой способ формирования муниципальной собственности как отчуждение непрофильных активов путем продажи (приватизации) или передачи в региональную и федеральную собственность. На практике при использовании этого механизма возникает множество вопросов, связанных с отсутствием четких критериев отнесения отдельных муниципальных активов к имуществу, которое должно быть перепрофилировано или отчуждено. Во многом это обусловлено тем, что в законе отдельные положения сформулированы крайне расплывчато, отсутствует четкая грань между компетенцией различных типов муниципальных образовании, а также между вопросами местного значения и государственными полномочиями, отнесенными к компетенции муниципальных органов.
Анализ законодательства в области регулирования отношений муниципальной собственности свидетельствует о необходимости принятия Федерального закона «О муниципальной собственности», устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности, а также порядок учета муниципального имущества. Этот федеральный закон должен быть разработан с учетом существующей практики, в целях повышения эффективности использования такого имущества.
Практика управления муниципальной собственностью подтверждает необходимость упорядочивания ее объектов, изменения порядка ее использования, а также совершенствования механизма управления имущественным комплексом муниципального образования. Для этого необходимо ликвидировать имеющиеся в законодательстве пробелы путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные и региональные акты, а также путем принятия новых в целях создания должного правового обеспечения.
Литература
Нормативные правовые акты:
Литература: