Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 16:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать технологии управления ресурсами на муниципальном уровне и разработать предложения по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность муниципального образования в целом;
- сделать анализ эффективности управления ресурсов МО «Баргузинский район»;
- дать оценку состояния ресурсов МО «Баргузинский район»;
- найти пути к повышению эффективности уровня ресурсов МО «Баргузинский район»;
Наряду с реальными делами, есть задел на перспективу. Разработана и согласована ПСД на строительство водовода в с. Хилгана, строительство школы в с. Баянгол, как отмечено выше, в 2014 году начнется строительство моста через р. Ина. Сформированы земельные участки под строительство спортивного комплекса в Баргузине и туристического комплекса в с. Макаринино.
Строится станция цифрового вещания в Баргузине, Усть-Баргузине, Максимихе. Активно развивается индивидуальное строительство, которое требует создания определенной инфраструктуры. Поэтому в районе строится линия электропередачи для вновь возводимых жилых домов.
Активно развивается ТОСовское движение. По итогам 2012 года ими получено в общей сложности более 1,5 млн. руб. В населенных пунктах, где созданы ТОСы, строятся спортивные детские площадки, восстанавливаются водоводы, скважины для питьевой воды, организуются праздники, благоустраиваются придворовые территории.
Положительная тенденция в социально-экономическом развитии района действительно есть. За прошедший год можно отметить улучшение ряда рейтинговых основных показателей-это инвестиции в основной капитал из внебюджетных источников на 15 процентов к уровню прошлого года, то есть 73 млн. рублей наши хозяйствующие субъекты вложили в развитие собственного бизнеса; увеличен объем выпускаемой продукции в промышленности на 15 процентов; повысился уровень средней заработной платы в районе - сегодня он составляет 18 тыс. руб. против 16,3 тыс. руб. прошлого года; уровень обеспеченности жильем также увеличивается: можно наглядно убедиться в том, что наше население активно строится. На 11 процентов увеличился показатель роста поступления доходов в консолидированный бюджет. [17]
В Баргузинском
районе очень развит рынок вторичного
жилья особенно на селе, покупая жильё,
не все его перестаивают с учетом расширения
и требуемых норм по стандарту. Новые дома
строятся обычно уже по современным требованиям
и с большими площадями, но не все. Муниципальное
жильё в районе не строится а частники
строят за собственные деньги с учетом
своих возможностей. В районе активно
реализуется программа «Развития села»
по которой, ведется и жилищное строительство,
что в перспективе положительно отразится
на улучшении показателя.
По состоянию на 1
октября 2013 года в районе насчитывается
14996 голов КРС, 22689 г. лошадей, 5996 г. овец,
1660 г. свиней, 4224 г. птицы. За 9 месяцев текущего
года произведено молока 6990 тонн, мяса
-1595 тонн. За 9 месяцев текущего года выловлено
и реализовано 276 тонн рыбы. В целях дальнейшего
развития малого бизнеса предприятия
сельского хозяйства участвуют в федеральных
и республиканских программах: «Сохранение
и развитие малых сел в Республике Бурятия
на 2012-2015 годы», «Развитие агропромышленного
комплекса и сельских территорий Республики
Бурятия», по данным программам получено
из двух уровней бюджета (республиканского
и федерального)-11 млн. рублей. Работает
конкурсная программа «Поддержка начинающих
фермеров».
Всего объявлено 10 целевых программ: развитие молочного, мясного скотоводства, переработка сельхозпродукции, развитие семейных животноводческих ферм и т.д., в которых предприятия сельского хозяйства могут участвовать при выполнении определенных условий и получать субсидии. Так что можно сделать вывод, что перспектива развития у фермеров района на будущее имеется. В 2013 году уже открыто 4 фермерских хозяйства. В селе Баянгол ООО “Развитие» открыло цех по забою скота.
На территории МО «Баргузинский район» действует подпрограмма «Молодая семья». За 2012 год 5 молодых семей получили социальную субсидию, смогли улучшить свои жилищные условия. В 2013 году выросла цена одного квадратного метра и в результате размер социальной субсидии на приобретении или строительство жилья для молодой семьи вырос существенно. На финансирование социальной субсидии молодым семьям по подпрограмме «Молодая семья» было выделено из федерального бюджета 412472 руб., из республиканского бюджета 437870 руб., из местного бюджета 437800 руб., 4 молодые семьи приобрели или построили жилье. В настоящее время в очереди на получение социальной субсидии по подпрограмме «Молодая семья» стоит 43 семьи.
Кроме этого в районе принята подпрограмма «Молодой специалист». Финансируется она из республиканского бюджета. С 2002 года по 2010 год 28 молодых специалистов получили социальную субсидию и улучшили свои жилищные условия. К сожалению, с 2010 года из республиканского бюджета не выделяются средства по указанной программе, тем не менее администрацией МО «Баргузинский район» принимаются заявления молодых специалистов. Надеемся, что в республиканском бюджете будут изысканы средства и молодые специалисты, получив социальную субсидию, будут улучшать свои жилищные условия. Для решения вопроса по ветхому жилью в районе создана межведомственная комиссия по обследованию жилых домов. По результатам обследования ведется очередность. Финансирование данной программы осуществляется тоже за счет республиканского бюджета. Пока в бюджете Бурятии средства не предусмотрены. Как только они начнут проступать, программа начнет работать реально.
На 1 января текущего года на регистрационном учете органа опеки и попечительства администрации состоят 199 человек. В настоящее время ведется строительство двухэтажного 20 квартирного благоустроенного жилого дома для детей-сирот в с. Баргузин. Все квартиры имеют одинаковую планировку и состоят из двух комнат - жилой и вспомогательной. Во вспомогательной комнате имеется санузел. До конца года планируется ввести дом в эксплуатацию. Это как говорится, первая ласточка. В дальнейшем мы продолжим работу по улучшению жилищных условий детей – сирот.
Общий анализ социально-экономического положения показывает, что, несмотря на многие сдерживающие факторы: отдаленность от основных рынков сбыта, плохая автомобильная дорога, дорогие энергоресурсы, ГСМ, район по итогам 2013 года в рейтинге среди районов республики находится на 16 месте. [17]
Таким образом, Баргузинский район обладает богатейшим ресурсным потенциалом, который дает толчок для дальнейшего развития экономической и социальной жизни района.
3. Проблемы и перспективы использования ресурсов МО «Баргузинский район»
3.1 Основные проблемы использования ресурсного потенциала МО "Баргузинский район"
Для более целостного и системного подхода к перспективам развития и проблемам Баргузинского района следует исследовать и систематизировать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития.
Сильные стороны – естественные или созданные преимущества, которые могут способствовать или способствуют развитию. Слабые стороны – естественные или созданные недостатки, которые могут препятствовать или препятствуют развитию.
Возможности – действия, которые могут сделать дополнительный вклад в развитие. Угрозы – процессы, которые могут стать преградой к реализации возможностей и развитию.
Таблица 1
Анализ Баргузинского района
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Географическое положение и экология: |
Географическое положение и экология: |
Уникальные водные ресурсы - Озеро Байкал |
- более половины территории
района входит в состав |
- имеет одну из основных водных артерий р. Баргузин |
- проблема с использованием,
обезвреживанием и |
- достаточный уровень
обеспеченности большинства |
- небольшая доля муниципальной
собственности на |
- наличие экологически чистых территорий; |
- отдаленность района от рынка сбыта, центра г. Улан-Удэ, железной дороги; |
- высокий рекреационный потенциал территории; |
|
- наличие разведанных запасов полезных ископаемых |
|
Состояние транспортных связей и инженерной инфраструктуры: |
Состояние транспортных связей и инженерной инфраструктуры: |
- наличие автодорог с твердым покрытием ко многим населенным пунктам; |
- не развита система
сервисного обслуживания |
- потенциал для развития автомобильного, водного и воздушного транспорта |
- несоответствие параметров
и технического состояния |
- большая потребность в расширении числа объектов придорожной инфраструктуры. |
- недостаточное обеспечение
безопасности движения и |
- отсутствие необходимой
законодательной базы | |
Экономические: |
Экономические: |
- развитая система банковского и коммерческого кредитования экономики; |
- высокий физический и
моральный износ основных |
- уникальные и многообразные
территориальные ресурсы, которые
могут быть вовлечены в |
- низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции; |
- наличие развитого |
- отсутствие свободных
бюджетных ресурсов для |
- тенденция усиления участия
предприятий района во |
- слабо решается вопрос переработки, выпуска качественной, конкурентоспособной продукции, а также ее сбыта, создание оптовых рынков; |
- высокая активность домашних хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции, в том числе для собственного потребления; |
- отсутствие инвестиционных
ресурсов у субъектов |
- относительно благоприятные
условия для развития |
|
- потенциальные возможности
района позволяют увеличить |
|
- участие в региональных целевых программах развития; |
|
Социальные: |
Социальные: |
- высокая доля экономически активного населения; |
- безработица; |
- избыток трудовых ресурсов; |
- рост естественной убыли
и повышение механического |
- наличие |
- старение населения, особенно в сельских поселениях; |
- рост лиц, занятых предпринимательством; |
- отток молодежи; |
- культурный потенциал; |
- значительный удельный
вес занятых в |
- культурно-историческое наследие; |
- проблема занятости молодежи; |
- наличие учреждений культуры и здравоохранения; |
- проблемы занятости женского населения; |
- достаточная база для
получения профессионального |
- нехватка работников
инженерных и рабочих |
- недостаточно развитая
инфраструктура социального | |
- отсутствие возможностей для самореализации молодого поколения; | |
Возможности |
Угрозы |
- развитие туристской инфраструктуры; |
- неустойчивость федерального
и регионального |
- восстановление и развитие существующих производств; |
- природные катаклизмы; |
- экономическое оздоровление
неэффективно работающих |
- аварии на инженерных сооружениях (ввиду их высокой изношенности); |
- привлечение инвестиций в стратегические отрасли (лесопереработку, туризм); |
- изменение конъюнктуры
рынка в направлении |
- развитие животноводства
и переработки |
- повышение тарифов на энергоносители |
- увеличение мелкотоварного
производства |
- ухудшение демографической ситуации; |
- реформирование системы
управления районом (в соответствии
с федеральным |
- увеличение оттока активной части населения. |
- развитие жилищного |
|
- создание условий для самореализации молодежи; |
|
- развитие социальной инфраструктуры; |
|
- повышение качества социальных услуг; |
|
- повышение профессионального
уровня специалистов и |
Таким образом, общий анализ социально-экономического положения показывает, что, несмотря на многие сдерживающие факторы: отдаленность от основных рынков сбыта, плохая автомобильная дорога, дорогие энергоресурсы, ГСМ (горюче-смазочные материалы), район по итогам 2013 года в рейтинге среди районов республики находится на 16 месте.
3.2 Пути совершенствования использования ресурсов МО «Баргузинский район»
Основные
Задачи: Управления финансов администрации
Баргузинского района:
- Совершенствование бюджетной
системы района, развитие и совершенствование
межбюджетных отношений
- Совершенствование и реализация
единой финансовой, бюджетной, налоговой
политики в районе
- Концентрация финансовых ресурсов
на приоритетных направлениях социально
-экономического развития района
- Разработка проектов районного
бюджета и обеспечение его исполнения
в установленном порядке, составления
отчета об исполнении районного бюджета,
анализ его исполнения
- Руководство единой методологией
составления районного бюджета и отчета
об его исполнении, разработанной Министерством
Финансов Российской Федерации
- Обеспечение методологического
руководства бухгалтерским учетом и отчетностью
в районе.
В сложившихся
условиях основная задача администрации
Баргузинского района в перспективе –
создание условий для изменения структуры
экономики в направлении развития инновационности,
связанной с экологосберегающими технологиями.
Это открывает для района возможности
для реализации стратегии эколого-технологического
развития, основным смыслом которой, является
использование географического положения,
экологического потенциала и этнокультурного
наследия населения района. Механизм реализации
данного сценария развития потребует
определенной целевой финансовой поддержки
со стороны федеральных, республиканских
органов.
В среднесрочной перспективе
на 2011-2015 годы экономическая политика
администрации будет направлена на укрепление
финансового состояния и увеличение доли
собственных доходов консолидированного
бюджета Баргузинского района. Это позволит
снизить зависимость от внешних источников,
главным образом, средств федерального
бюджета и стать бездотационным муниципальным
образованием при целенаправленной государственной
поддержке.
Последовательная
реализация стратегии социально-экономического
развития района период до 2015 года будет
осуществляться поэтапно на основе реализации
двух - среднесрочной и долгосрочной программ
на периоды: 2011-2015 годы, 2015-2020 годы. На каждом
этапе реализации программ на среднесрочный
период определена главная цель – повышение
уровня и качества жизни населения района
с достижением основных индикаторов до
среднереспубликанского уровня.
Программа содержит
перечень инвестиционных и инновационных
проектов, определенных для софинансирования
за счет средств федерального бюджета
по объектам общефедерального значения,
республиканского бюджета, средств предприятий
и организаций, заемного капитала для
обеспечения национальной, продовольственной
и экологической безопасности.
Программа является
основой для разработки текущих и среднесрочных
прогнозных планов и программ муниципального
образования на уровне района, и населенных
пунктов, отраслей экономики и социальной
сферы и хозяйствующих субъектов.
Программа является
основой для принятия управленческих
решений органами исполнительной власти.
Для реализации Программы будут разработаны
Программа деятельности Администрации
на период полномочий, ежегодный План
действий администрации, районные целевые
программы.
Реализация намеченных
целей предполагает эффективное регулирование
социально-экономическими процессами
на основе согласованных совместных действий
муниципальных органов власти, населения
и хозяйствующих субъектов в Баргузинском
районе.
Программа социально-экономического
развития Баргузинского района Республики
Бурятия на 2011 - 2015 годы и на период до 2020
года (далее - Программа) разработана в
соответствие с положениями Стратегии
социально-экономического развития Республики
Бурятия на 2008-2027 годы и типовым макетом
программы экономического и социального
развития субъекта Российской Федерации,
разработанным Министерством экономического
развития и торговли Российской Федерации.
В Программе учтены
основные положения Программы социально-экономического
развития Республики Бурятия на среднесрочную
перспективу 2011-2015 года.
Программа содержит
мероприятия, инвестиционные и инновационные
проекты, определенные для финансирования
из федерального бюджета по объектам общефедерального
значения, бюджета субъекта, средств предприятий
и организаций, заемного капитала для
обеспечения национальной, продовольственной,
экологической безопасности.
Основные рекомендации по выбору стратегических вариантов территориального развития района на среднесрочный период (ближайшие пять лет).
Исходя из природных, исторических и географических особенностей местности, а также конкурентных преимуществ района, на первом этапе основным стратегическим вариантом территориального развития будет являться экономическая специализация района на туризме, поэтому необходимо анализировать другие возможные проекты на предмет совместимости с этим вариантом территориального развития.
1. Развитие туризма, прежде
всего, экологический и
2. Развитие лесопользования
необходимо осуществлять в
3. Сельское хозяйство
следует рассматривать как
4. Сельское хозяйство
следует развивать в основном
по направлениям