Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 17:21, доклад

Описание работы

Доклад по муниципальному праву: рассматривается понятие муниципального права, предмет и метод, источники и др.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Из этого можно предполождить  что относится к государственной  власти.

Но местное самоуправление нельзя отнести от нести к государственной власти:

  • Оно выступает от имени ни государства а муниципального образования
  • Не обладает суверенитетом и его деятельность носит подзаконный характер
  • Органы местного самоуправления не находятся в административном подчинении органам государственной власти и не могут формироваться ими
  • Значительная доля самоуправленческих общественных начал- например- сходы, собрания, обращения.

Вывод:

Местное самоуправление- является самостоятельной  муниципальной ветвью власти.

 

Основные модели местного самоуправления:

С точки зрения взаимоотношения  с государством выделяются 4 основных модели местного самоуправления:

  1. Континентальная модель:
    • Существует специально назначаемые государственные органы, которые осуществляют административный контроль (надзор) за местным самоуправлением. Например префек во Франции.
    • Сохранятся институт контрассигнации т.е. наиболее значимые решения местного самоуправления согласуются с государственными чиновниками
    • Полномочия местного самоуправления определяются негативным способом т.е. они могут решать любые вопросы кроме запрещенных

Такая модель применятся в странах  где местное самоуправление развивалось  сверху.

  1. Голландская модель  Те же признаки что и в континентальной модели, но глава исполнительной власти утверждается государственной властью и рассматривается не только как должностное лицо местного самоуправления, но и как представитель государственной власти на местах
  2. (?) Англо-саксонская (американская)  модель:
    • Специально назначенные государственные органы, осуществляющие местное самоуправление
    • Контроль осуществляется преимущественно судом, который может отменить незаконный акт местного самоуправления. Институт контрасигнатуры отсутствует.
    • Полномочия определяются позитивным способом т.е все полномочия местного самоуправления должны быть определены в законе, все остальное запрещено
    • Основная доля местных бюджетов формируется за счет собственных доходных источников

Сформировалась снизу и имеет  историческое значение.

  1. Советская модель существовала в СССР, сейчас существует в Китае и Северной Корее- представительные органы объявляются полновластными на соответствующей территории и существует соподчинение нижестоящих органов вышестоящим. Местные органы рассматриваются как часть государственного аппарата.

В России по закону 1995 года была предусмотрена англосаксонская модель, а с 2000 года по настоящее время континентальная модель или смешанная модель.

 

Виды организационных моделей  выделяемых по характеру взаимоотношений  между органами местного самоуправления.

  1. Совет- сильный мер:
    • Мер избирается населением, возглавляет местную администрацию, является председателем представительного органа и не может быть отстранен досрочно. Применяется такая модель в крупных городах.
  1. Совет- слабый мер:
    • Мер избирается представительным органом из своего состава, возглавляется местную администрацию, не имеет права вето и может быть отстранен от должности представительным органом. Это для небольших муниципальных образований (в небольших городах).
  1. Совет- управляющий:
    • Мер избирается представительным органом и осуществляет только представительные функции, а глава местной администрации назначается представительным органом по контракту. Речь идет о профессиональном управляющем. Такая модель применяется в средних городах.
  1. Комиссионная модель:
    • применяется в малочисленных поселениях, где депутаты выполняют отдельные функции исполнительной власти

 

Принципы организации  местного самоуправления:

В соответствии со структурой 131 закона выделяются следующие группы принципов:

  1. Характеризующие территориальную организацию местного самоуправления-
    • вся территория страны должна быть охвачена местным самоуправлением
    • Уровни осуществления местного самоуправления должны быть максимально приближены к населению

При определении территориального уровня местного самоуправления применяется как обязательный поселенческий признак и + в России обязательным является районный признак кроме городских округов.

При любом изменении территории или статуса муниципального образования  необходимо учитывать мнение населения.

  1. Организационные принципы:
    • Обособление местного самоуправления от государственной власти
    • Существование различных форм непосредственной демократии.
    • Возможность приспосабливать модель к местным условиям
  1. Определяют компетенцию местного самоуправления:
    • Компетенция должно определяться законом в соответствии с принципом субсидиарности- полномочия должны передаваться на максимально возможный нижний уровень

Контроль за решением вопросов местного значения может осуществляться только с точки зрения законности.

Допускается передача местному самоуправлению отдельных государственных полномочий. Контроль в этом случае может осуществляться так же с точки зрения эффективности и целесообразности.

  1. Финансово-экономические признаки местного самоуправления:
    • Необходимость достаточной муниципальной собственности и обязательность финансовых средств соразмерно полномочиям.
  1. Учет исторических национальных, культурных и иных традиций:
    • Могут определять свое наименование
    • Могут традиции коренных народов применятся как источник муниципального права
  1. Принцип ответственности при осуществлении местного самоуправления.
  1. Гарантированность местного самоуправления- государство обязано принять все меры для эффективного функционирования местного самоуправления.

 

Тема 3.

Возникновение и развитие местного самоуправления:

Самоуправление в дореволюционной  России.

В современном понимании местное  самоуправление сформировалось в Росси  в результате Земской реформы 1864 года и городской реформы в  … в уездах, губерниях и городах  по сословному признаку.

 

Организация власти на местах в советский период:

В 1918 году все ранее существовавшие органы местного самоуправления упразднялись а их полномочия передавались местным  советам, которые стали называться частицами единой государственной  власти на местах.

В 1960 годах был взят курс на развитие местного самоуправления как общественного с помощью которого можно было перейти.

Реформы местного самоуправления в  конце 80-ых в начале 90 годов. Первый закон зафиксировавший местное  самоуправление принят в СССР в 1990 году.

В России закон  о местном самоуправлении принят  в 1991 году- он:

  1. Четко закрепил полномочия органов местного самоуправления
  2. Четко разделили полномочия представительных и исполнительных органов как полностью самостоятельных
  3. Исполнительные органы преобразованы в местные администрации действующие на принципе единоначалия.

Осенью 1993 года указами президента все представительные органы были распущены, а главы местной администрации  переименованы в глав местного самоуправления.

 

Развитие местного самоуправления после принятия Конституции 1993 года:

Закон 1995 года:

Минусы:

  1. Не было четкого подхода к территориальной организации местного самоуправления
  2. Не было четкого разграничения полномочий между разными уровнями
  3. Значительная часть регулирования должна была осуществляться субъектами федерации но они в основном не справились с этой задачей.
  4. Многие муниципальные образования не смогли воспользоваться самостоятельностью и создать эффективную модель местного самоуправления.

Информация о работе Муниципальное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина: