Из этого можно предполождить
что относится к государственной
власти.
Но местное самоуправление
нельзя отнести от нести к государственной
власти:
- Оно выступает от имени ни государства а муниципального образования
- Не обладает суверенитетом и его деятельность носит подзаконный характер
- Органы местного самоуправления не находятся в административном подчинении органам государственной
власти и не могут формироваться ими
- Значительная доля самоуправленческих общественных начал- например- сходы, собрания, обращения.
Вывод:
Местное самоуправление- является самостоятельной
муниципальной ветвью власти.
Основные модели местного
самоуправления:
С точки зрения взаимоотношения
с государством выделяются 4 основных
модели местного самоуправления:
- Континентальная модель:
- Существует специально назначаемые государственные органы, которые осуществляют административный
контроль (надзор) за местным самоуправлением.
Например префек во Франции.
- Сохранятся институт контрассигнации т.е. наиболее значимые решения местного самоуправления согласуются с государственными чиновниками
- Полномочия местного самоуправления определяются
негативным способом т.е. они могут решать
любые вопросы кроме запрещенных
Такая модель применятся в странах
где местное самоуправление развивалось
сверху.
- Голландская модель Те же признаки что и в континентальной модели, но глава исполнительной власти
утверждается государственной властью
и рассматривается не только как должностное
лицо местного самоуправления, но и как
представитель государственной власти
на местах
- (?) Англо-саксонская (американская) модель:
- Специально назначенные государственные
органы, осуществляющие местное самоуправление
- Контроль осуществляется преимущественно судом, который может отменить незаконный акт местного самоуправления. Институт контрасигнатуры отсутствует.
- Полномочия определяются позитивным способом т.е все полномочия
местного самоуправления должны быть
определены в законе, все остальное запрещено
- Основная доля местных бюджетов формируется за счет собственных доходных источников
Сформировалась снизу и имеет
историческое значение.
- Советская модель существовала в СССР, сейчас
существует в Китае и Северной Корее- представительные
органы объявляются полновластными на
соответствующей территории и существует
соподчинение нижестоящих органов вышестоящим.
Местные органы рассматриваются как часть
государственного аппарата.
В России по закону 1995 года была предусмотрена
англосаксонская модель, а с 2000 года по
настоящее время континентальная модель
или смешанная модель.
Виды организационных моделей
выделяемых по характеру взаимоотношений
между органами местного самоуправления.
- Совет-
сильный мер:
- Мер избирается населением, возглавляет местную администрацию, является председателем представительного органа и не может быть отстранен досрочно. Применяется такая модель в крупных городах.
- Совет- слабый мер:
- Мер избирается представительным
органом из своего состава, возглавляется
местную администрацию, не имеет права
вето и может быть отстранен от должности
представительным органом. Это для небольших
муниципальных образований (в небольших
городах).
- Совет- управляющий:
- Мер избирается представительным
органом и осуществляет только представительные
функции, а глава местной администрации
назначается представительным органом
по контракту. Речь идет о профессиональном
управляющем. Такая модель применяется
в средних городах.
- Комиссионная модель:
- применяется в малочисленных поселениях, где депутаты выполняют отдельные функции исполнительной власти
Принципы организации
местного самоуправления:
В соответствии со структурой 131 закона
выделяются следующие группы принципов:
- Характеризующие территориальную
организацию местного самоуправления-
- вся территория страны должна быть охвачена местным самоуправлением
- Уровни осуществления местного самоуправления должны быть максимально приближены к населению
При определении территориального
уровня местного самоуправления применяется
как обязательный поселенческий признак
и + в России обязательным является районный
признак кроме городских округов.
При любом изменении территории
или статуса муниципального образования
необходимо учитывать мнение населения.
- Организационные
принципы:
- Обособление местного самоуправления от государственной власти
- Существование различных форм непосредственной демократии.
- Возможность приспосабливать модель к местным условиям
- Определяют компетенцию местного самоуправления:
- Компетенция должно
определяться законом в соответствии
с принципом субсидиарности- полномочия
должны передаваться на максимально возможный
нижний уровень
Контроль за решением вопросов местного
значения может осуществляться только
с точки зрения законности.
Допускается передача местному самоуправлению
отдельных государственных полномочий.
Контроль в этом случае может осуществляться
так же с точки зрения эффективности и
целесообразности.
- Финансово-экономические признаки местного самоуправления:
- Необходимость достаточной муниципальной
собственности и обязательность финансовых
средств соразмерно полномочиям.
- Учет исторических национальных, культурных и иных традиций:
- Могут определять свое наименование
- Могут традиции коренных народов применятся как источник муниципального права
- Принцип
ответственности при осуществлении местного
самоуправления.
- Гарантированность местного самоуправления- государство обязано принять все меры для эффективного функционирования местного самоуправления.
Тема 3.
Возникновение и развитие
местного самоуправления:
Самоуправление в дореволюционной
России.
В современном понимании местное
самоуправление сформировалось в Росси
в результате Земской реформы 1864
года и городской реформы в
… в уездах, губерниях и городах
по сословному признаку.
Организация власти на местах в советский период:
В 1918 году все ранее существовавшие
органы местного самоуправления упразднялись
а их полномочия передавались местным
советам, которые стали называться
частицами единой государственной
власти на местах.
В 1960 годах был взят курс на
развитие местного самоуправления как
общественного с помощью которого можно
было перейти.
Реформы местного самоуправления в
конце 80-ых в начале 90 годов. Первый
закон зафиксировавший местное
самоуправление принят в СССР в 1990 году.
В России закон
о местном самоуправлении принят в
1991 году- он:
- Четко закрепил полномочия органов местного самоуправления
- Четко разделили полномочия представительных и исполнительных органов как полностью самостоятельных
- Исполнительные органы преобразованы в местные администрации
действующие на принципе единоначалия.
Осенью 1993 года указами президента
все представительные органы были распущены,
а главы местной администрации
переименованы в глав местного самоуправления.
Развитие местного самоуправления
после принятия Конституции 1993 года:
Закон 1995 года:
Минусы:
- Не было четкого подхода к территориальной организации местного самоуправления
- Не было четкого разграничения полномочий между разными уровнями
- Значительная часть регулирования должна была осуществляться субъектами
федерации но они в основном не справились
с этой задачей.
- Многие муниципальные образования не смогли воспользоваться самостоятельностью и создать эффективную модель местного самоуправления.