Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 21:01, курсовая работа
Цель данной работы — выявить особенности организации муниципального управления в сельской местности. Рассматриваются особенности социально-демографической ситуации на селе, историческое прошлое и современное состояние местного самоуправления в сельской местности, особенности муниципального регулирования экономики, управления вопросами планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений, реализации социальной политики на селе.
Введение...................................................................................................................3
1. Сельская местность как объект муниципального управления........................4
1.1 Цели и задачи муниципального управления в сельской местности.............4
1.2 Система самоуправления в сельской местности............................................8
1.3 Сельское самоуправление в современной России..........................................9
1.4 Перспективы развития самоуправления в сельской местности..................11
2. Муниципальное регулирование экономики в сельской местности..............14
2.1 Экономическая ситуация в аграрном секторе...............................................14
2.2 Государственное регулирование агропромышленного комплекса..............16
2.3 Роль сельских органов местного самоуправления в реализации аграрной политики.................................................................................................................17
2.4 Задачи сельской экономики по реализации Федерального закона 2003 г..18
3. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений..............................................................21
3.1 Современная ситуация в системах жизнеобеспечения сельских поселений...............................................................................................................21
3.2 Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности...............................................................................................................25
3.3 Задачи органов местного самоуправления в сельской местности в сфере жизнеобеспечения поселений, вытекающие из Федерального закона 2003 г..27
3.4 Муниципальная социальная политика в сельской местности.....................27
3.5 Цели и задачи муниципальной социальной политики в сельской местности...............................................................................................................29Заключение.............................................................................................................32
Используемая литература.....................................................................................34
2. Формирование финансовой базы сельских поселений.
Потребуется определить налоговый потенциал сельских поселений, организовать бюджетный процесс, казначейское исполнение бюджетов, обеспечить взаимодействие с финансовыми органами муниципальных районов, налоговыми органами, органами федерального казначейства, банками и другими финансово-кредитными организациями. В администрациях новых сельских поселений потребуется создать финансовые органы и обеспечить их квалифицированными кадрами.
3. Реформирование финансовой системы административных районов, преобразуемых в муниципальные районы.
Объем финансовых ресурсов муниципальных районов существенно сократится в связи с направлением части этих ресурсов в бюджеты поселений.
4. Реформирование межбюджетных отношений в сельской местности. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. органы местного самоуправления муниципальных районов могут наделяться государственными полномочиями субъекта РФ по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района. В этом случае в составе бюджета муниципального района формируется фонд финансовой поддержки поселений. Из него будут направляться дотации тем сельским поселениям, уровень бюджетной обеспеченности которых окажется ниже критериального уровня, определенного в соответствии с методикой, утверждаемой законом субъекта РФ. Этот уровень бюджетных доходов в расчете на одного жителя должен обеспечивать сельским поселениям возможность осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Средства районного фонда финансовой поддержки поселений формируются за счет субвенций из соответствующего регионального фонда. Распределение дотаций между поселениями утверждается решением представительного органа муниципального района о его бюджете на очередной финансовый год. Дотации поселениям из районного фонда финансовой поддержки могут быть заменены дополнительными нормативами отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в порядке, установленном законом субъекта РФ. Аналогичным способом осуществляется выравнивание уровня обеспеченности самих муниципальных районов из регионального фонда финансовой поддержки.
Глава 3. Муниципальное регулирование планировки, застройки и жизнеобеспечения сельских поселений
3.1 Современная ситуация в системах жизнеобеспечения сельских поселений
Как известно, уровень бытовой и коммунальной обустроенности основной массы сельских поселений существенно отличается от городского. Комплексная застройка и благоустройство характерны только для 10 тыс. сельских поселений. Частично обустроены примерно 50 тыс. поселений, а более 90 тыс. не вовлечены в этот процесс.
Сельский жилищный фонд благоустроен значительно хуже городского. Основная часть жилищного фонда сельских домохозяйств не имеет элементарных коммунальных удобств. Водопровод есть в 36 % поселений, центральное отопление — в 37 %, канализация — в 30 %, горячее водоснабжение — в 17 % сельских жилых домов.
К началу 2001 г. в сельской местности более 12,7 тыс. км воздушных электрических линий и 3,9 тыс. трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30 % линий электропередач, относящихся к муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20-25 %, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов возросла до 75 ч в год.
В сельской местности эксплуатируется 258 тыс. км. распределительных газовых сетей, газифицировано 13 млн домов (квартир), что составляет лишь около 28 % общего количества.
Централизованным водоснабжением пользуются жители 73 тыс. сельских поселений с населением 25,4 млн чел., или 64,8 % сельского населения страны. Большинство систем водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или оно работает неэффективно, 65 % локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 10 % — в полном восстановлении. В результате 75 % сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.
Треть сельских поселений не имеет телефонной связи, более половины учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания также не телефонизировано. Существующая телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена. Только 28 % абонентов имеют автоматический выход на междугородные телефонные станции. В сельской местности всего 8,6 телефона на 100 чел. (в городах — около 18). Это сдерживает развитие современных информационных систем и использование их ресурсов в целях социально-экономического развития села.
Сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса. Из-за бездорожья свыше 40 тыс. сельских поселений остаются без автобусного сообщения.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 г. на 66 %. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 г.
Решение перечисленных проблем требует значительных инвестиций и длительного времени.
Деятельность органов местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения сельских поселений.
Одной из важных задач муниципального управления в сельской местности является регулирование планировки и застройки сельских поселений, содержание инженерной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность поселений. Основные решения в этой сфере принимаются представительными органами сельских муниципальных образований. Местная администрация (чаще всего — районного уровня), как правило, наделяется следующими полномочиями:
• организует подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
• организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекает в установленном порядке к дорожному строительству сельскохозяйственные и другие предприятия и организации;
• выступает заказчиком по строительству муниципальных объектов; назначает приемочные комиссии и утверждает акты приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов;
• выдает разрешение на строительство на территории поселка, сельсовета всех объектов производственного назначения; приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
• контролирует работу транспортных предприятий и организаций на территории муниципального образования, согласовывает маршруты и графики движения транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на подведомственной территории;
• организует работу предприятий связи, развитие радио- и телевещания;
• организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящихся в муниципальной собственности;
• распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
• принимает меры по обеспечению населения топливом;
• организует благоустройство сельских населенных пунктов, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, учреждения, организации, а также население;
• контролирует благоустройство производственных территорий в сельских поселениях, организует озеленение, охрану зеленых насаждений и местных водоемов, участвует в создании мест массового отдыха граждан, присваивает наименования улицам и другим частям населенных пунктов, устанавливает нумерацию домов;
• координирует планы розничного товарооборота организаций торговли в сельских поселениях, организует рынки и ярмарки;
• устанавливает правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли;
• устанавливает удобный для населения режим работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения;
Многие из перечисленных функций на практике выполняются местной сельской администрацией не в полном объеме или не выполняются совсем из-за недостатка бюджетных средств.
3.2 Государственная поддержка жилищного строительства в сельской местности
Наиболее сложной и дорогостоящей из всех задач жизнеобеспечения сельских поселений является задача улучшения жилищных условий сельских жителей и обеспечения жилых домов коммунальными услугами. Решить эту задачу за счет самих жителей и средств местных бюджетов невозможно.
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями. Правительством России была принята федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.», которая предусматривает:
• формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
• создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе субъектам РФ на условиях долевого финансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений, в виде субсидий сельским гражданам на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Увеличение жилищного строительства на селе влечет за собой рост отраслей строительной индустрии: деревообработки, производства строительных материалов из местных сырьевых источников, металлоконструкций, что повышает занятость населения. Новое жилье стимулирует приобретение новой бытовой техники и товаров длительного пользования.
Выполнение программных мероприятий позволит:
• улучшить жилищные условия более 141 тыс. сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;
• сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования;
• привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования, в т. ч. кредиты коммерческих банков.
3.3 Задачи органов местного самоуправления в сельской местности в сфере жизнеобеспечения поселений, вытекающие из Федерального закона 2003 г.
Как отмечалось, в соответствии с Федеральным законом 2003 г. большинство вопросов жизнеобеспечения населения в сельской местности, включая вопросы планирования застройки поселений, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, связи и т. д., отнесены к вопросам местного значения поселений, а не муниципальных районов.
Соответственно, финансирование решения этих вопросов будет осуществляться из бюджетов поселений. Освоение новых функций органами местного самоуправления поселений является задачей большой сложности. Для обеспечения жилыми помещениями малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, потребуется активная работа органов местного самоуправления поселений по выявлению и учету таких граждан и по включению строительства жилья на территории конкретного поселения в состав мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.».
3.4 Муниципальная социальная политика в сельской местности