Муниципальное управление ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить проблемы в управлении ЖКХ на основе его характеристики и предложить рекомендации по реформированию системы жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи: теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно-коммунальной отрасли, как одной из наиболее важных и сложных частей современной экономики;
вычленение путей решения проблемы реформирования сложившейся системы жилищно-коммунального хозяйства;
анализ современного состояния жилищно-коммунальной отрасли как сложной организационно-экономической системы в России и нижегородской области.

Содержание работы

Введение
1. Анализ состояния ЖКХ
1.1 Состояние ЖКХ в современный период
1.2 Управление ЖКХ и возникающие проблемы
2. Решение вопросов реформирования ЖКХ
2.1 Анализ хода реформирования ЖКХ
2.2 Создание экономических механизмов в жилищно-коммунальном хозяйстве
2.3 Функции хозяйствующего субъекта
3. Рыночные механизмы функционирования коммунального хозяйства
3.1 Создание конкурентной среды
3.2 Процесс реформирования тарифной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа муниципальное управление в жкх.docx

— 50.72 Кб (Скачать файл)

Специализация расчетно-кассовых центров должна заключаться в  оперативном ежемесячном расчете  платежей населения в зависимости  от реального потребления жилищно-коммунальных услуг. Это предполагает наличие  специализированной информационно-вычислительной базы. Поэтому в городах, где будет  существовать несколько управляющих  компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно  передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно-кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями  предприятиям жилищно-коммунального  хозяйства. В муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет только одна управляющая  компания и она является муниципальной, расчетно-кассовый центр целесообразно создавать как структурное подразделение этой компании.

Реформа собственности в  жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:

конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;

конкуренция подрядных организаций  за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей  компании. Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить появление многообразия объединений собственников жилья.

Создание товариществ  собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого  имущества (кондоминиума), включающего  в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.

 

3. Рыночные механизмы  функционирования коммунального  хозяйства

3.1 Создание конкурентной  среды

Коммунальная сфера в  Нижегородской области является в основном муниципальной собственностью. Коммунальные предприятия в основном являются муниципальными, которым на праве хозяйственного ведения переданы технологические фонды - объекты  инженерной инфраструктуры (тепло-, водо-, канализационные сети, водозаборы, очистные, теплоисточники и др.) и технологические фонды производства (техника, мастерские производственно-эксплутационная база и др.)

Важнейшим элементом реформы  должно стать создание конкурентной среды в системе управления и  обслуживания коммунальной сферы, что  позволит собственнику объектов коммунального  назначения выбирать ту организацию, которая  сможет обеспечить необходимый уровень  качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Развитие конкуренции  в коммунальной сфере осуществляется в целях создания условий для  преодоления негативных последствий  монопольного или доминирующего  положения (в том числе технологически обусловленного) организаций жилищно-коммунального  хозяйства путем:

формирования органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;

организации системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применения экономических  санкций за нарушение договорных обязательств;

привлечения на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.

Необходимой предпосылкой развития конкуренции является демонополизация  коммунального хозяйства. К сферам деятельности, в которых возможно развитие конкуренции, относятся:

управление и обслуживание объектов коммунального хозяйства;

привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе  автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и другие);

выполнение отдельных  работ по обслуживанию объектов коммунального  хозяйства (ремонт и прочистка сетей, уборка мусора, эксплуатация лифтового  хозяйства и тому подобное);

проектно-изыскательские и  строительные работы по развитию объектов коммунального назначения и тому подобное.

Следует иметь в виду, что реформирование коммунального  хозяйства направлено на повышение  роли органов местного самоуправления, самостоятельности и ответственности  хозяйствующих субъектов различных  форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и  финансовые возможности не только для  осуществления текущей эксплуатационной деятельности, но и для развития объектов жилищно-коммунального назначения.

При решении указанных  проблем особое внимание следует  уделить:

проведению органами местного самоуправления необходимых преобразований в сфере управления, финансирования и ценообразования, направленных на обеспечение более эффективного функционирования коммунального хозяйства;

формированию структур (Управляющие  компании, товарищества собственников  жилья и другие), представляющих интересы всех собственников жилья  и защищающих права потребителей жилищно-коммунальных услуг;

введению договорных отношений  на всех этапах производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг;

завершению процесса передачи в муниципальную собственность  ведомственных объектов коммунального  хозяйства.

При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться  принципом разделения основных фондов коммунального хозяйства на две  группы:

первая группа это технологические  фонды, которые включают в себя инженерную инфраструктуру (сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и тому подобное).

вторая группа производственные фонды, которые состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой группы. Сюда входят гаражи, мастерские, производственные здания и тому подобное.

Орган местного самоуправления как собственник объектов коммунального  назначения может передавать эти  фонды в хозяйственное ведение  или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам.

Таким образом, в основу системы  управления коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений  между собственником инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями различных  форм собственности, осуществляющими  обслуживание объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением  населению жилищно-коммунальных услуг  необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда  независимо от его принадлежности.

Инженерная инфраструктура является системой жизнеобеспечения городов  населенных пунктов и не может  быть объектом отторжения от муниципальной собственности с одной стороны. С другой стороны необходимо создать условия рыночных отношений в этой отрасли.

Для решения этой проблемы, исходя из действующего законодательства, необходимо: технологические фонды (инженерную инфраструктуру) коммунального  хозяйства передать с правом оперативного управления, муниципальному учреждению (Муниципальная управляющая компания), а производственные фонды можно  передавать в хозяйственное ведение  Муниципальных унитарных предприятий.

Таким образом, объекты коммунального  назначения обслуживаются муниципальными унитарными предприятиями и/или  акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления, через Управляющую компанию, контроля за сохранностью объектов жизнеобеспечения. Это дает возможность при акционировании предприятий жилищно-коммунального хозяйства учитывать различный порядок приватизации производственной и технологической групп основных фондов.

Организации, специализирующиеся в сфере управления, помимо прочего, осуществляют рациональное распределение  финансовых ресурсов между производителями  тех или иных жилищно-коммунальных услуг.

Функцией обслуживающей  подрядной организации является своевременное и качественное выполнение работ, оговоренных в договоре подряда  на обслуживания объектов коммунальной сферы.

Муниципальные организации  по обслуживанию объектов жилищно-коммунального  хозяйства, как самостоятельные  хозяйствующие субъекты, не следует  жестко закреплять за соответствующей  территориальной единицей.

Это позволит при организации  конкурсов на обслуживание объектов технологического фонда стимулировать  конкуренцию не только между муниципальными организациями и частными компаниями, но и между самими муниципальными организациями. При этом целесообразно  создать равные условия работы, как  для частных, так и для муниципальных  организаций. (предоставление нежилых помещений без взимания арендной платы, равные условия предоставления служебной жилой площади и тому подобное).

Подрядные организации освобождаются  от несвойственных им регистрационно-учетных  функций, паспортно-учетной работы, сбора платежей с населения за жилье и коммунальные услуги, оформления льгот и субсидий и от других форм социального обслуживания населения.

Объекты коммунального назначения могут обслуживаться организациями  различных форм собственности при  наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.

Существующая система  управления объектами инженерной инфраструктуры и тарифного регулирования делает практически невозможным привлечение  частных инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку не заинтересовывает предприятия в снижении затрат. Привлечение  частных инвестиций в городскую  инженерную инфраструктуру - одна из основных целей работы по реформе системы тарифного регулирования.

3.2 Процесс реформирования  тарифной системы

Эффективное регулирование  коммунальных предприятий должно основываться на системе, состоящей из трех частей. Первая часть - постановка целей деятельности коммунальных предприятий (формирование их производственной и инвестиционной программ), вторая - вопросы формирования и утверждения тарифов как  средства финансового обеспечения  данных программ и третья часть - мониторинг коммунальных предприятий. Эти три  компонента в совокупности обеспечивают возможность органам местного самоуправления реализовать свои обязанности по обеспечению населения качественными  коммунальными услугами.

Определение целей для  конкретных коммунальных предприятий  должно основываться на разработанных  перспективных схемах развития систем теплоснабжения и водоснабжения  городов и населенных пунктов. Система  тарифного регулирования должна обеспечивать выполнимость производственной и инвестиционной программ предприятия, утверждаемых на очередной период регулирования. Для этого система тарифного  регулирования должна:

стимулировать коммунальные предприятия к снижению издержек, повышению качества оказываемых  услуг;

способствовать привлечению  инвестиций в коммунальные предприятия;

обеспечивать коммунальным предприятиям формирование достаточного для реализации поставленных перед  ними целей объема финансовых ресурсов;

учитывать формирование конкурентных отношений в ряде подотраслей жилищно-коммунального хозяйства;

иметь встроенные механизмы, позволяющие снизить политизированность процесса установления тарифов на коммунальные услуги.

Помимо создания экономических  механизмов, которые стимулировали  бы предприятия самостоятельно выявлять резервы снижения издержек на предоставление коммунальных услуг, должен быть предусмотрен механизм выявления заведомо нерациональных затрат как элемент процедуры  тарифного регулирования. В частности, при принятии решения об установлении тарифов должны использоваться результаты комплексных обследований коммунальных предприятий, включая проведение независимых  экспертиз и аудитов (за счет бюджетных  средств).

Процесс формирования тарифа на коммунальные услуги должен заключаться  в поиске компромисса между техническими задачами и финансовыми потребностями  поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

Система регулирования коммунальных предприятий должна обеспечивать прогнозируемость и предсказуемость изменения  тарифов. Установление тарифов должно производиться на определенный срок (период регулирования), который должен быть согласован с периодом регулирования тарифов, устанавливаемых на федеральном (газ) и региональном (электроэнергия) уровнях. Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать на возврат заемных средств. В-третьих, данная мера будет способствовать росту экономической определенности для потребителей коммунальных услуг. Установление срока действия тарифа должно дополняться в условиях нестабильной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету тарифа или изменению производственной программы предприятия.

Процедуры тарифного регулирования  должны обеспечивать публичность процесса формирования тарифов. Это необходимо для того, чтобы достичь доверия  со стороны потребителей коммунальных услуг, а также способствовать достижению баланса интересов в процессе регулирования тарифов. Публичность  системы должна обеспечить необходимое  методическое и информационное взаимодействие между отдельными элементами этой системы: процедурами мониторинга, подготовки и рассмотрения заявок на пересмотр  тарифов, их утверждения и вступления в силу. Важным фактором эффективного тарифного регулирования должно стать повышение профессионализма регулирующего органа, обеспечение  его работы максимально детальными формализованными процедурами. В соответствии с законодательством регулирование  деятельности муниципальных предприятий  является компетенцией органов местного самоуправления. В региональных центрах  и крупных городах органы местного самоуправления способны сформировать профессионально работающие регулирующие органы или привлечь к их работе высококвалифицированных специалистов в рамках межведомственных комиссий. Для малых муниципальных образований  целесообразно делегировать функцию  по регулированию тарифов предприятий  коммунальной инфраструктуры на региональный уровень, что должно повысить качество принимаемых решений.

Информация о работе Муниципальное управление ЖКХ