Содержание:
1.Муниципальное
управление………………………………………………..3
2.Понятие,
классификация и виды методов управления…………………...6
2.1.Экономические
методы муниципального управления…………………6
2.2.Административно-распорядительные
и правовые методы муниципального
управления………………………………………………………..8
2.3.Социально-психологические
методы…………………………………..10
Список
использованной литературы……………………………………….11
Муниципальное
управление.
Муниципальное
управление
- относительно новое явление в современной
России. Как особый вид управления, как
научная дисциплина и как область практической
деятельности муниципальное управление
появилось в стране лишь в 90-х годах XX века
вместе с возрождением местного самоуправления.
Согласно Конституции России, органы местного
самоуправления не входят в систему органов
государственной власти. В силу этого
муниципальное управление имеет свою
специфику, отличающую его от других видов
управленческой деятельности, в том числе
от государственного управления.
Муниципальное
управление - это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим
воздействием органов муниципального управления (местного
самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с
его субъектами с целью повышения уровня
и качества жизни населения муниципалитета.
Внутри
муниципального управления, также, как
и на общенациональном уровне, может существовать
принцип разделения властей: исполнительная
власть сосредотачивается в руках главы (мэра),
законодательная - в руках городского совета,
и судебная - в руках городского суда и
муниципального подразделения министерства
юстиции.
Муниципальное
управление, как и государственное, связано с определенной
территорией и разными группами населения,
живущими на данной территории. Отмеченное
сходство не исключает глубоких различий,
основные из которых заключаются в следующем:
- муниципальный
орган не создает законов, это прерогатива
государственных законодательных органов;
- государство
управляет гражданами (через нормативные
акты), муниципалитет как орган управляет
не гражданами и жителями территории (за
исключением решений о налогах и выборах
органов муниципальной власти), а собственными
службами и предприятиями. Главным средством
управления этими службами выступают
проекты деятельности (цели, планы, решения,
приказы, распоряжения и т. д.).
Согласно
Положению об основах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации на период поэтапной конституционной
реформы, утвержденному Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г., выборный представительный
органместного самоуправления:
- утверждает
местный бюджет и отчет о его исполнении;
- устанавливает
местные налоги и сборы;
- утверждает
программы развития соответствующих территорий;
- принимает
положение (устав) о местном самоуправлении;
- осуществляет
контроль над деятельностью главы местного
самоуправления (главы администрации).
Решения,
связанные с утверждением местного
бюджета, расходованием финансовых
средств, установлением или отменой
местных налогов и сборов, принимаются
выборным представительным органом
местного самоуправления. Эти решения
представляютcя и согласуются с главой
местного самоуправления, соответствуют
установленным в России межбюджетным отношениям.
Определенные
разночтения имеются в терминологии.
Термины "муниципальное управление",
"муниципальный менеджмент" или
"городское управление" часто
употребляются как идентичные или
взаимозаменяемые. Они действительно
близки, но не синонимичны. Так, в английском
языке термин management (менеджмент) используется
только применительно к корпоративному
(хозяйственному, производственному) управлению.
Для обозначения публичного (государственного
или муниципального) управления употребляется
термин government. Тем самым понятие
"муниципальный менеджмент" в
определенной степени лишается смысла.
Однако в России он широко применяется.
Термин "городское управление"
распространился в литературе как
обобщающий, поскольку во многих странах
муниципалитетами считаются только
города, а для сельских самоуправляемых
территорий существуют другие названия.
В таком контексте городское
управление равно муниципальному. Однако
в России муниципальными образованиями
являются не только города, но и сельские
поселения, административные районы и
иные территории.
В
научном смысле муниципальное управление
можно рассматривать как составную
часть общей науки об управлении
в сложных социально-экономических
системах и одновременно как составную
часть муниципальной науки - о
местном самоуправлении. Это комплексная
наука, включающая элементы ряда дисциплин:
экономики, права, политологии, социологии,
демографии, теории управления и многих
других. Это отражает многогранный
характер самой муниципальной деятельности
[1, с. 8]. Тема данной работы является актуальной
и значимой, поскольку методы, средства
и формы муниципального управления
представляют не только теоретический,
но и большой практический интерес
в контексте продолжающейся дискуссии
о роли местного самоуправления в России.
Объектом
исследования является система муниципального
управления в Российской Федерации.
В
качестве предмета исследования выступают
методы, средства и формы муниципального
управления.
Целью
работы является исследование методов,
средств и форм муниципального управления
в Российской Федерации.
Соответственно
для достижения этой цели в работе
были поставлены следующие задачи:
-
исследовать методы муниципального
управления;
-
изучить правовые основы местного
самоуправления в контексте средств
муниципального управления;
-
изучить организацию местного самоуправления
в контексте форм муниципального управления.
Понятие,
классификация и
виды методов управления.
Методы
управления - это способы и приемы
управленческой деятельности, с помощью
которых объект управления направляется
на достижение своих целей. Методы муниципального
управления основываются на объективных
экономических законах, закономерностях
социально-экономических систем, учитывают
достигнутый научно-технический
уровень, социальные. правовые и психологические
отношения в процессе управления. Методы
муниципального управления всегда используются
комплексно, взаимно дополняя друг друга.
Их совокупность образует целостную систему
методов муниципального управления. Существуют
следующие группы методов: экономические,
административно-распорядительные и правовые,
социально-психологические. Каждая группа
методов обладает определенным характером
воздействия на объект управления. Искусство
управления заключается в овладении этими
методами, в правильном их выборе и сочетании,
умении применить на практике.
Экономические
методы муниципального
управления
Экономические
методы управления - это комплекс способов
и приемов управления, основанных
на использовании экономических
законов и интересов. Цель этих методов
- создать условия, заинтересовывающие
производителя производить необходимые
товары и услуги нужного качества
и по приемлемой цене. Эти методы
призваны обеспечить гармонию и единство
экономических интересов предприятий
(организаций), местного сообщества и
конкретного жителя. Экономические
методы включают в себя планирование,
хозрасчет, ценовую политику, бюджетную
политику, налоговую политику, кредитную
политику и др. Потребность в экономических
методах управления закономерно
и существенно возрастает, поскольку
в условиях развития частного предпринимательства
не всегда возможно и разумно решать
с помощью директивного воздействия
сложную совокупность задач удовлетворения
растущих потребностей населения. Сущность
экономических методов - в воздействии
на экономические интересы потребителей
и работников с помощью цен, оплаты
труда, прибыли, кредита, налогов и других
экономических рычагов, позволяющих создавать
эффективный механизм работы. Экономические
методы основываются на использовании
стимулов, предусматривающих заинтересованность
и ответственность управленческих работников
за последствия принимаемых решений и
побуждающих работников добиваться инициативного
осуществления поставленных задач без
специальных на то распоряжений. Особенности
экономических методов управления состоят
в том, что они: базируются на некоторых
общих правилах поведения, дающих возможность
маневрировать ресурсами, тогда как административные
характеризуются конкретно-адресными
задачами, ориентированными на достижение
целей управляемой системы путем формирования
ее четкой структуры, создания условий
для подготовки, принятия и реализации
решений; оказывают на производителей
и потребителей косвенное воздействие
посредством системы отношений, учитывающих
интересы коллектива и отдельных работников
(административные методы по своей природе
не способны столь полно и непосредственно
ориентироваться на экономические интересы
объекта управления); непременно предполагают
самостоятельность предприятия на всех
уровнях при одновременном возложении
на него ответственности за принимаемые
решения и их последствия (в отличии от
административных методов, предполагающих
значительную долю ответственности вышестоящих
органов, принимающих решения); побуждают
исполнителей к подготовке альтернативных
решений и выбору из них наиболее соответствующих
интересам коллектива (административные
распоряжения большей частью однозначны,
требуют обязательного, точного исполнения).
Экономические
методы управления должны занять и
неизбежно займут доминирующее положение.
Это необходимо для нормального
функционирования ассоциаций, союзов,
предприятий в новых условиях
хозяйствования. Одновременно сокращается
число звеньев управления. При
умелом использовании экономических
методов управления управляющие
органы в условиях рынка легче преодолевают
инертность в реализации своих задач,
обусловленной отсутствием соответствующей
экономической заинтересованности в оперативном
удовлетворении меняющихся потребностей.
Усиливается самоконтроль, до минимума
снижается необходимость в административном
контроле, который сосредотачивается,
если в том есть потребность, на конечных
результатах обслуживания населения.
Чем шире применяются экономические методы,
тем большее число вопросов решается непосредственно
в основных звеньях управления, ближе
к источнику информации. В прошлом в условиях
необоснованного широкого применения
административных методов нередко на
высоких уровнях управления принимались
решения, которые по своему содержанию
входили в компетенцию нижестоящих звеньев
управления. В результате замедлялся процесс
принятия решений, и не обеспечивалась
требуемая оперативность управления,
снижались его компетентность и качество.
Использование системы экономических
методов на государственных предприятиях
даст должный эффект только в том случае,
если прибыльность ведения хозяйства
будет охватывать все звенья организационной
структуры управления, образуя замкнутую
систему с распределением материальной
ответственности между всеми ее звеньями.
Административно-распорядительные
и правовые методы муниципального
управления
Исполнительный
орган местного самоуправления (местная
администрация) осуществляет свои функции
двумя способами правовыми и
организационными. Правовой способ предполагает
принятие нормативных правовых актов
по вопросам, входящим в компетенцию
исполнительных органов местного самоуправления.
Организационный способ предполагает
организацию работ по выполнению
решений представительного органа
местного самоуправления, собственных
решений, а также законов и
других нормативных правовых актов
федеральных и региональных органов
государственной власти. Административно-распорядительные
и правовые методы представляют собой
совокупность средств юридических
(правового и административного)
воздействия на отношения людей. Осуществление
этих методов гарантируется действующей
системой федеральных и региональных
законов, нормативных актов местного самоуправления.
Юридическое воздействие заключается
в применении правовых норм, регулирующих
связи и отношения, возникающие в процессе
управления. Правовые нормы выражаются
в различных законодательных актах, положениях,
инструкциях, приказах и распоряжениях.
Применение правовых норм предполагает
использование санкций, которые подразделяются
на: дисциплинарные, материальные, административные
и уголовно-правовые. Административные
методы предполагают организационное
и распорядительное воздействие. Организационное
воздействие выражается в четком распределении
функций управления, установлении прав
и обязанностей работников управления,
регламентации основных процедур управленческой
деятельности. В основе организационных
воздействий лежат: организационное регламентирование
и организационное нормирование. Организационное
регламентирование устанавливает правила,
обязательные для выполнения, и определяет
содержание и порядок управленческой
деятельности в соответствии с правовыми
нормами и инструктивными материалами.
Организационное нормированиезаключается
в разработке нормативов и норм; численности
управленческого персонала и управляемости,
затрат труда в сфере управления и длительности
управленческих операций и процедур, расходов
материалов и других расходов. Устав, положения,
регламент, должностные инструкции, распределение
прав и обязанностей, организационные
структуры создают базу для распорядительной
деятельности, т.е. для установления конкретных
заданий и контроля их исполнения. Распорядительное
воздействие осуществляется в процессе
функционирования муниципального образования
и направлено на обеспечение слаженной
работы, аппарата управления, на поддержание
всей инфраструктуры в заданном режиме
работы или перевод ее в более совершенное
состояние.