Муниципальные образования: основные угрозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

В процессе формирования института банкротства и связанного с ним научно-практического направления антикризисного управления начинают проявляться специфические особенности кризисных явлений, связанных с отраслевой принадлежностью предприятий и организаций, спецификой попадающих в кризисное состояние социально-экономических систем. Это происходит, поскольку в процессе функционирования любой хозяйствующий субъект, обладающий материальными и финансовыми ресурсами, сталкивается с проблемами по исполнению принятых обязательств, что может привести к кризисному состоянию.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Муниципальные образования: основные угрозы…………………………….4
2. Антикризисная политика муниципальных образований…………………...11
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

антикризисное управление муниципалитетов.docx

— 35.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Муниципальные образования: основные  угрозы…………………………….4

2. Антикризисная политика муниципальных  образований…………………...11

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

Введение

 

Важным  фактором устойчивого развития экономики России является экономическая состоятельность ее хозяйствующих субъектов, к которым, обладая этим правом по Закону, относятся и муниципалитеты.

В процессе формирования института банкротства  и связанного с ним научно-практического  направления антикризисного управления начинают проявляться специфические  особенности кризисных явлений, связанных с отраслевой принадлежностью  предприятий и организаций, спецификой попадающих в кризисное состояние  социально-экономических систем. Это  происходит, поскольку в процессе функционирования любой хозяйствующий  субъект, обладающий материальными  и финансовыми ресурсами, сталкивается с проблемами по исполнению принятых обязательств, что может привести к кризисному состоянию.

Происходит  естественный процесс развития научных  основ антикризисного управления, дальнейшая детализация его предметной области, выделение относительно самостоятельных  сфер, где кризисные явления имеют  свою специфику, среди них - антикризисное  управление муниципальными образованиями.

Кризис  муниципальной власти - особое переломное состояние в развитии и функционировании социально-экономической и политической системы местного сообщества, характеризующееся снижением уровня управляемости социально-экономическими процессами, обострением политических конфликтов, ухудшением экономического положения муниципалитетов вплоть до состояния банкротства.

Необходимость разработки организационно-экономических  основ новой для российских условий  формы антикризисного управления муниципальными образованиями - обусловливает актуальность темы исследования.

 

1. Муниципальные образования: основные угрозы

 

Муниципальные образования, как и  любые системы, зависимы от внешней  среды и в то же время связаны  с внешней средой таким образом, что из внешней среды они получают необходимые им ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей  жизнедеятельности. Внешняя среда  является необходимым условием существования  систем, поэтому функционирование муниципальных  образований определяется уровнем  информации о параметрах и окружающей среды.

Внешняя среда воспринимается муниципальным  образованием одновременно и как  система, содержащая благоприятные  параметры, и как система, включающая неблагоприятные факторы. Благоприятные  параметры воспринимаются муниципальным  образованием как возможности (развития, повышения эффективности и т.д.), а неблагоприятные – как угрозы.

Возможности муниципального образования  заключаются в предоставляемых  внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании  сильных сторон и укреплении слабых сторон муниципальных образований.

Угрозы муниципальным образованиям проявляются в различных формах:

- в новых нормативно-правовых актах, не учитывающих интересы или наносящих ущерб муниципальному образованию;

- в состоянии хозяйственного и экономического потенциала;

- в доступности банковских кредитов;

- в отсутствии собственных природно-сырьевых ресурсов;

- в состоянии демографических проблем;

- в уровне безработицы;

- в состоянии экологии территории;

- в политических переменах в стране и т.д.

Исходя из анализа состояния  силы и слабости внутренней среды  муниципального образования представляется возможность в установлении взаимоотношениями  между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить перспективы  развития муниципального образования.

Слабые стороны муниципальных  образований выражаются в отсутствии видения перспектив развития; устаревших методах управления; в недостатке профессиональных кадров, принимающих решения и низкой эффективности и реализуемости принимаемых решений; низком уровне и дефиците бюджета; отсутствии поддержки населения и др.

Степень влияния сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для  муниципального образования определяется методом экспертных оценок и учитываются  при разработке стратегических решений.

На основе анализа внутренней и  внешней среды муниципальное  образование имеет возможность  определить свои точки роста и  порядок стратегически значимых действий для решения социально-экономических  проблем.

Внешняя среда в зависимости  от характеристик факторов воздействия  разделяется на дальнее и ближнее  окружение, где ближнее окружение  оказывает непосредственное воздействие  на системы, а дальнее – опосредованное.

Дальняя внешняя среда (или макроокружение) является важнейшей составной частью внешней среды, как правило общей  для всех муниципальных образований. Но воздействие макроокружения на конкретное муниципальное образование оказывается  специфическим, выражающим особенность  отдельного муниципального образования  и то конкретное положение, в котором  оно находится.

Макроокружение как система, структурирует  такие подсистемы как, политика, экономика, общество, институты, природные ресурсы, географическое положение, интеграционные процессы и др.

К факторам, создающим возможности  стабильного и безопасного развития муниципального образования можно  отнести следующие:

- совершенствование нормативно-правововой базы в России;

- политическая стабильность и национальная безопасность;

- увеличение мобильности населения, отсутствие ограничения свободи прав человека;

- рост образовательного уровня;

- начало возрождения культурно- исторического наследия России;

- провозглашение Конституцией РФ социально ориентированного государства;

- экономический рост государства и обеспечение экономической безопасности;

- увеличение спроса на туристические услуги;

- реализация правительственной программы газификации страны;

- государственная охрана природных ресурсов и система мер экономической безопасности;

- положительные тенденции в таможенной политике, защите отечественных товаропроизводителей;

- реконструкция транснациональных магистралей;

- увеличивающаяся емкость потребительского рынка.

К угрозам внешней среды для  муниципальных образований можно  отнести следующие факторы:

- усиление зависимости (экономической, политической) от государства, несовершенство межбюджетных отношений;

- старение и сокращение населения;

- неверие населения в проводимые реформы и его апатия;

- несовершенная конкуренция со стороны муниципальных образований;

- вероятность насыщения рынка импортными товарами и услугами, в том числе производимыми в других регионах и муниципальных образованиях;

- высокий удельный вес импортозамещения на потребительском рынке;

- недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков;

- высокий износ магистральных инженерных коммуникаций (электро- и газоснабжение);

- низкий уровень общественной безопасности в стране;

- рост внелегальной экономики, в том числе коррупционность власти и бизнеса;

- высокие риски для предпринимателей.

Концепция стратегии развития муниципального образования – это важнейший элемент стратегического управления, в котором формируются цели эффективного социально-экономического развития территории, формах и механизмах его достижения, а также о методах управления этим развитием с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны. В основу концепции, как правило, должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также выявленные конкурентные преимущества муниципального образования и на этой основе формируется план конкретных стратегических действий. Таким образом, концепцию стратегии развития муниципального образования можно представить как вектор развития муниципального образования в основе которого лежит следующий порядок ее формирования:

- стратегический анализ состояния муниципального образования;

- разработка и оценка сценариев развития на основе эталонных и действующих стратегий развития муниципальных образований;

- выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;

- определение подходов и разработка методов стратегических планов и действий.

Существует множество определений  понятия так называемого видения. Суть их сводится к определению видения  как идеальной картины будущего организации, того состояния, которое  может быть достигнуто при самых  благоприятных условиях. Управление на основе видения заключается в  организации работы ради достижения определенных идеалов.

Видение определяет миссию организации  это то, что система собирается делать, определяет ее предназначение, указывается целевая направленность деятельности.

Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых  и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации.

От общей формулировки миссии организация  через конкретные планы работы определяет конкретные цели деятельности.

Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей МО. Известный  голландский консультант Ханс Виссема  выделяет три типа стратегических целей:

- поративные (цели муниципального образования в целом);

- бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);

- функциональные (цели функциональной деятельности).

Подобный подход не учитывает оценку влияния целей внешней среды  и целей муниципального образования  как системы. Поэтому при определении  целей муниципального образования  лучше использовать подход, основанный на учете экспертных мнений основных субъектов целеполагания: представителей власти, местного сообщества (населения) и бизнеса.

Специалисты Института социально-экономических  проблем РАН рассматривают систему  целей и подцелей местного самоуправления, в различных вариантах (в виде дерева в табличном варианте).

Формулировки стратегических целей  муниципальных образований зависят  от подходов к стратегическому планированию.

В качестве критериев выбора стратегии  целесообразно использовать сильные  стороны организации и внешние  возможности, цели организации и  все виды ресурсов, а также решение  главных проблем организации.

Разработка стратегии должна соответствовать  именно тому муниципальному образованию, для которого разрабатывается стратегия, позволяющая достичь экономически устойчивого состояния территории.

Определение конкретного результата, который может проявиться, обеспечивает формулирование целей муниципального образования, для достижения которых  разрабатывается стратегия.

Таким образом, мы предложили своего рода модель, реализация которой должна обеспечить успех муниципальному образованию.

Вместе с тем, следует отметить, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений  их разработки.

Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

- формирование стратегии развития муниципального образования предполагает выработку философии развития муниципального образования – видение, миссию и его стратегические цели, то есть, по сути, стратегический выбор муниципального образования;

- философия развития муниципального образования – основа концепции стратегии его развития. Между категориями «концепция» и «стратегия» прослеживается сложная взаимосвязь части и целого, концепция – это стратегический вектор развития, который детализируется и наполняется в стратегии – документе конкретным содержанием, планами, программами, мероприятиями практических действий органов местного самоуправления и других структур и составляющих субъектов муниципального образования.

Построение этого дерева целей  позволяет разрабатывать стратегию  развития муниципального образования  как единой системы, имеющей экономическую, социальную, экологическую и другие составляющие.

Только чёткое видение цели, задач  на основе разработанной и принятой стратегии социально-экономического развития муниципального образования  даст возможность его устойчивого  и стабильного состояния и  является основой обеспечения экономической  безопасности региона и государства  в целом.

 

 

2. Антикризисная политика муниципальных образований

 

В России термин «антикризисное управление» (crisis-management) стал широко использоваться после ввода в действие законодательства о банкротстве и применялся для описания процедур банкротства юридических и физических лиц. В настоящее время по мере становления и развития новых форм территориального управления становится очевидным, что муниципальные образования и регионы являются сложными социально-экономическими системами, подверженными кризисам так же, как и системы производственные. В связи с этим в общей системе антикризисного управления целесообразно выделить антикризисное управление территориальными системами, в т.ч. непосредственно антикризисное управление территорией.

Информация о работе Муниципальные образования: основные угрозы